Решение об удовлетворении исковых требований.



Дело № 2-925/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.

при секретаре Акопян Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Костромы в интересах Груздева Сергея Вячеславовича     к администрации г.Костромы о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г.Костромы, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Костромы в интересах Груздева С.В. мотивируя тем, что в прокуратуру г.Костромы поступило заявление Груздева С.В. о нарушении администрацией г.Костромы его права на предоставление жилого помещения как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, Груздев С.В. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать Груздева С.В. - Э. лишена родительских прав решением Ленинского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ, с момента рождения, Груздев С.В. находился на полном государственном обеспечении, в учреждениях для детей-сирот, с <данные изъяты> года в <данные изъяты> спецшколе, с <данные изъяты> года в <данные изъяты> школе-интернате, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, где закончил 9 классов. ДД.ММ.ГГГГ Груздев С.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании постановления главы г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено жилое помещение - комната, площадью <данные изъяты> кв.м. в муниципальном общежитии, где он проживает по настоящее время, с учета не снят до получения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, однако,     до настоящего времени его право, предусмотренное законом на предоставление жилого помещения не реализовано, в связи чем, прокурор просит суд обязать администрацию городского округа г.Костромы обеспечить Груздева С.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет ЖКХ администрации г. Костромы, администрация Костромской области, Департамент социальной защиты населения Костромской области.

В судебном заседании прокурор Тыжук М.В., истец Груздев С.В. заявленные требования по указанным выше основаниям поддержали.

Представитель ответчика администрации г. Костромы Корухова А.Н. иск не признала, суду предоставлен мотивированный отзыв на иск, в котором указано, что заявленные требования о предоставлении жилья по данному основанию требования должны быть предъявлены к администрации Костромской области, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Костромской области Поройкова С.В. исковые требования прокурора считает обоснованными, указала, что обязанность по обеспечению истицы жилым помещением лежит на органе местного самоуправления в лице администрации г. Костромы в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, поскольку администрация Костромской области не имеет в собственности жилых помещений, а орган местного самоуправления в лице администрации г.Костромы, в <данные изъяты> году, предоставив истцу жилое помещение, не отвечающее требованиям закона, своих обязательств не исполнил. В судебном заседании 18.03.2011 года представитель не участвует, согласно его ходатайства.

Представитель Комитета ЖКХ администрации г. Костромы в судебном заседании не присутствует, о дне слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве на иск, требования прокурора полагал не подлежащими удовлетворению.

Представитель Департамента социальной защиты населения Костромской области Назимова К.А. полагала исковые требования обоснованными, по тем же основаниям, что и представитель администрации Костромской области. В судебном заседании 18.03.2011 года представитель не участвовал, о дне слушания дела извещен.

Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО « О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма, Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области».

В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".

В силу ст.6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.

Судом установлено, что Груздев С.В. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Груздева С.В. - Э. имевшая статус одинокой матери (л.д.9 оборот) лишена родительских прав решением Ленинского районного суда г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ, с момента рождения, Груздев С.В. находился на полном государственном обеспечении, в учреждениях для детей-сирот, с <данные изъяты> года в <данные изъяты> спецшколе, с <данные изъяты> года в <данные изъяты> школе-интернате, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, где закончил 9 классов.

С ДД.ММ.ГГГГ Груздев С.В. состоит на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается решением городской жилищной комиссии при администрации г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 17 оборот) и подтверждено аналогичным решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

На основании постановления главы г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено жилое помещение - комната, площадью <данные изъяты> кв.м. в муниципальном общежитии по адресу <адрес> (л.д.19), до подхода очередности по списку воспитанников детский домов на получение жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям (л.д.21), в указанном жилом помещении истец проживает по настоящее время, указанное жилое помещение имеет статус коммунальной квартиры, что подтверждено справкой МБУ «ЦРГ г.Костромы от 17.03.2011 года и выпиской из лицевого счета (л.д.18 ), на момент рассмотрения дела судом с очереди на получение жилья не снят, является нуждающимся в улучшении жилья, данное обстоятельство участниками процесса не оспаривается.

По сообщению Управления Росреестра по Костромской области и ГП БТИ Груздев С.В. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области.

Таким образом, Груздев С.В. свое право на получение жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к жилому помещению в <данные изъяты> году не реализовал, поэтому в настоящее время он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.

Надлежащим ответчиком по делу следует признать орган местного самоуправления в лице муниципального образования по городскому округу г. Костроме в лице администрации г. Костромы, в связи с этим, доводы представителя ответчика администрации г.Костромы в обоснование непризнания исковых требований судом приняты быть не могут по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку местом жительства Груздева С.В. при приобретении статуса сироты, оставшегося без попечения родителей в <данные изъяты> году, являлся город Кострома, он состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г.Костроме, то жилое помещение должно быть предоставлено в черте г.Костромы.

Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования в силу прямого указания закона, по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 6.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения КО через Комитеты СЗН, опеки и попечительства.

Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области.

Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории.

Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ.

По сообщению представителя администрации Костромской области, Департамента СЗН Костромской области, в настоящее время свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, в связи с чем, истец должен быть обеспечен жильем органом исполнительной власти по месту жительства.

Обязательство органа местного самоуправления на предоставление жилья истцу     возникло в <данные изъяты> году, в момент достижения им совершеннолетия, и не было исполнено надлежаще, в т.ч. и при предоставлении жилого помещения в <данные изъяты> году, не отвечающего требованиям закона, что прямо указано в постановлении ответчика.

По указанным основаниям, изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в части того, что жилые помещения предоставляются на основании решения администрации Костромской области и изменение порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на право Груздева С.В. на обеспечение жилым помещением в порядке установленном нормами федерального законодательства.

Указанная норма должна быть применена судом в рассматриваемом споре, также и на том основании, что Администрация Костромской области не имеет свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области.

При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истице решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению, с учетом п. 5 ст. 57 ЖК РФ на муниципальное образование городского округа г.Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Груздеву С.В. по договору социального найма жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Указанное право прокурора предусмотрено также и ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа г. Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Груздеву Сергею Вячеславовичу по договору социального найма жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья