жалоба на действия сотрудников СИЗО



                                           Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2011 г.

      Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Кучиной Е.А.,

с участием Коротаева Е.А., представителя заинтересованного лица Сидорова А.С.

при секретаре Зотовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коротаева Евгения Александровича об обжаловании действий сотрудников СИЗО-1 о водворении в карцер

у с т а н о в и л:

Коротаев Е.А. обратился в суд с заявлением в котором указывает, что он как лицо подозреваемое в совершении преступления, содержится в СИЗО -44/1, ДД.ММ.ГГГГ по неизвестным ему причинам был водворён в штрафной изолятор на 15 суток, просит разобраться, так как такое водворение считает незаконным. Указанный срок применен необоснованно, поскольку для лиц не осужденных, помещение в карцер не может превышать 10 суток. Кроме того, содержание в карцере отрицательно сказывается на его психическом здоровье и препятствует спокойному ознакомлению с материалами дела.     

В судебном заседании Коротаев Е.А. своё заявление поддержал, просил отменить постановление начальника ФБУ ИЗ-44/1 УФСИН России по <адрес> о водворении его в карцер от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что указанное в постановлении нарушение установленного порядка отбывания наказания - межкамерная связь с заключенными соседних камер, он не совершал, с кем он такую связь поддерживал -не установлено. Кроме того, при наложении взыскания был нарушен порядок его применения, поскольку с него не затребовали объяснения, назначенное количество суток превышает максимально возможное наказание, а перед водворением в карцер не был проведён медицинский осмотр. Полагает, что у сотрудников СИЗО к нему предвзятое отношение.

Представитель ФБУ ИЗ-44/1 УФСИН России по Костромской области Сидоров А.С. с заявлением не согласен пояснил, что мера взыскания в виде водворения в карцер применена к Коротаеву Е.А. с соблюдением требований Федерального закона от 15.07.1995 г № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так, 31.01.2011 г в 20 час 20 мин Коротаев Е.А., находясь на штрафном положении в камере , осуществлял межкамерную связь с заключенными соседних карцеров путем громкого крика через дверь камеры, чем нарушил режим содержания. От дачи объяснений по данному факту Коротаев Е.А. отказался, о чём был составлен акт. Перед водворением, обвиняемый был направление на дисциплинарную комиссию где он (Сидоров А.С.) также присутствовал, объяснить свое нарушение Коротаев Е.А. не пожелал. Непосредственно перед водворением, обвиняемый был осмотрен медицинским работником, противопоказаний к содержанию в карцере не имелось. За все время содержания Коротаева Е.А. под стражей, он 15 раз подвергался взысканиям, в том числе дважды с водворением в карцер и признан лидером группы отрицательной направленности.

         Выслушав участников процесса, опросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, в том числе материалы личного дела заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.36, 38 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.

       Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждены Приказом Министерства юстиции РФ № 189 от 14.10.2005 года и предписывают лицам, содержащимся в СИЗО, исполнять обязанности возложенные на них Федеральным законом и Правилами поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.

Так, согласно раздела 3 вышеуказанных Правил, подозреваемым и обвиняемым запрещается вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях СИЗО, перестукиваться или переписываться с ними;

Содержание данных Правил Коротаеву Е.А. известно, что в суде не оспаривалось.      

За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания предусмотренные ст.38 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: выговор и водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток. Порядок применения мер взыскания, регламентирован ст.39 того же Закона, предусматривающий, что взыскания за нарушения порядка налагаются начальником места содержания под стражей, с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения. До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт. Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.

Согласно требований ст. 40 Закона, за неоднократное нарушение правил изоляции подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в карцер. Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона. Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

Судом установлено, что Постановлением начальника ФБУ И3- 44/1 УФСИН России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ , Коротаев Е.А., находящийся под стражей в качестве лица, обвиняемого в совершении тяжкого преступления, был подвергнут мере взыскания в виде водворения в карцер на пятнадцать суток за злостное нарушение режима, а именно п.3 Правил внутреннего распорядка - осуществление межкамерной связи с заключенными соседних карцеров ДД.ММ.ГГГГ в 20 час 20 мин во время пребывания в карцере.

Оценивая все исследованные при рассмотрении дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Коротаева Е.А.

Факт нарушения заявителем Правил внутреннего распорядка подтверждается рапортами инспекторов Воробьева Р.В. и Свергуненко Д.В., показаниями свидетеля Васюка В.В.

То обстоятельство, что не было установлено с кем именно осуществлял межкамерную связь Коротаев Е.А., в рассматриваемом случае правового значения не имеет, т.к. самого по себе факта обнаружения его криков из карцера с целью установления контакта, достаточно для квалификации нарушения.

Порядок применения взыскания в виде водворения в карцер ФБУ ИЗ- 44/1 УФСИН России по отношению к Коротаеву Е.А. был соблюдён. Перед наложением взыскания ему предлагалось дать объяснения относительно выявленного нарушения, от дачи которых заявитель отказался, что подтверждается актом, имеющимся в личном деле, показаниями свидетеля Васюка В.В., не доверять которым у суда оснований не имеется. Постановление дисциплинарной комиссия на которой Коротаев Е.А. присутствовал, было ему объявлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалам дела и показаниями опрошенных судом лиц.

Медицинский осмотр перед водворением в карцер так же проводился, о чем дано письменное заключение и в последующем, Коротаевым Е.А. в суде данный факт признан. Противопоказаний к содержанию в карцере заявителя медицинским работником не выявлено.

При этом суд считает, что наложенное на Коротаева Е.А. взыскание соответствует личности заявителя, его предыдущему поведению, тяжести и характеру нарушения. Как усматривается из материалов личного дела, до применения рассматриваемого взыскания Коротаев Е.А. неоднократно привлекался к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, состоит на профилактическом учёте как лидер группы отрицательной направленности.

Оценивая все исследованные при рассмотрении дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Коротаева Е.А.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Коротаеву Евгению Александровичу в удовлетворении заявления об отмене постановления начальника ФБУ И№ 44/1 УФСИН России по Костромской области о водворении в карцер от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной суд с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья                                                                                    Е.А. Кучина