Дело № 2-491/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 февраля 2011 года. г. Кострома. Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Ворониной М.В., с участием прокурора Тыжук М.В., при секретаре Наместниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Костромы в интересах Швецова Василия Васильевича к администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор г. Костромы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Костромы в интересах Швецова В.В. о предоставлении жилого помещения, указав, что Швецов В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... С 05.10.1983 г. по 04.09.1985 г. Швецов В.В. находился в детском учреждении с 04.09.1985 г. по 31.08.1989 г. - в ... школе-интернат, с 01.09.1989 г. по 29.05.1998 г. - в детском учебном заведении. Постановлением администрация г. Костромы № 360 от 05.02.1998 г. возложила на себя обязанность обеспечить Швецова В.В. жилым помещением по окончании срока пребывания в детском учреждении. Решением жилищной комиссии от 26.06.2000 г. Швецову В.В. предоставлено койко-место в доме маневренного фонда по адресу: <адрес>. Так как указанное жилое помещение не соответствовало требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ему было предоставлено другое жилое помещение по адресу: <адрес> 18.04.2003 г. он был снят с регистрационного учета по указанному адресу и 05.05.2003 г. был зарегистрирован по месту жительства жены .... по адресу: <адрес>. На учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья Швецов В.В. состоит с 19.06.2000 г. На основании ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит обязать администрацию городского округа г. Кострома предоставить Швецову В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет ЖКХ администрации г. Костромы, администрация Костромской области, Департамент социальной защиты населения Костромской области, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства администрации г. Костромы. В судебном заседании прокурор Тыжук М.В., истец Швецов В.В. заявленные требования по указанным выше основаниям поддержали. Представитель ответчика администрации г. Костромы Храмов А.В. иск не признал, пояснил, что заявленные требования о предоставлении жилья по данному основанию требования должны быть предъявлены к администрации Костромской области, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме. Представитель третьего лица администрации Костромской области Поройкова С.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассматривать без ее участия, направила в адрес суда пояснения, в которых указала, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления - Администрации г. Костромы, указала, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на органе местного самоуправления в лице администрации г. Костромы. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Швецов В.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Законами Костромской области № 98-4 ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» от 25.12.2006 г. и № 438-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» от 19.12.2005 г. установлено, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются либо из государственного, либо из муниципального жилищного фонда. В том случае, когда в жилищном фонде Костромской области свободные изолированные жилые помещения отсутствуют, обеспечение жилым помещением может осуществлять органами местного самоуправления. Швецов В.В. был поставлен на учет органами местного самоуправления, с учета снят не был, поэтому право на получение жилья за ним сохраняется и реализовать это право должна администрация г. Костромы. Данный факт подтверждается и действиями администрации г. Костромы, предоставившей временно койко-место Швецову В.В. в доме маневренного фонда, место в общежитии. Представитель Комитета ЖКХ администрации г. Костромы в судебном заседании не присутствует, просил суд рассмотреть дело без его участия, в отзыве разделил позицию Администрации города Костромы, дополнительно указав, что пропущен срок исковой давности. поскольку Швецов закончил Школа в 1998 году, то есть более 12 лет назад, и именно в 1998 году мог узнать о нарушении своих прав. Представители третьих лиц - Департамента социальной защиты населения Костромской области Овчаренко С.В., Комитета социальной защиты, опеки и попечительства Смирнова М.М. - считали исковые требования обоснованными, по тем же основаниям, что и представитель администрации Костромской области. Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда. Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО « О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма, Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области». В соответствии со ст. 3 п. 2 Закона Костромской области № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области». В силу ст. 6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений настоящей статьи. Судом установлено, что Швецов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... В постановлении администрации г. Костромы от 5 февраля 1998 года № 360 указано, что закрепить жилплощадь за несовершеннолетним Швецовым В.В., мать которого лишена родительских прав, не представляется возможным, так как его мать проживала без прописки по адресу: <адрес>, по данным ЖРЭУ № Швецов В.В. никогда не был прописан по указанному адресу, постановлено обеспечить Швецова В.В. жилым помещением по окончании срока пребывания в детском учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (л.д. 14). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Швецов В.В. находился в Учреждение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Школе. Постановлением администрации г. Костромы от 17 июля 2000 года № 2774 Швецов В.В. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список детей - воспитанников детских домов (л.д. 11). На момент рассмотрения дела судом Швецов В.В. закончил обучение в Школе (л.д. 16), жилым помещением не обеспечен, закрепленного жилого помещения не имел. По сообщениям Управления Росреестра по Костромской области, ГП «Костромаоблтехинвентаризация» (л.д. 30-31), Швецов В.В. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области. Таким образом, Швецов В.В. свое право на получение жилого помещения, не реализовал, поэтому в настоящее время он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. При этом суд не принимает заявление представителя третьего лица Комитета ЖКХ администрации г.Костромы о том, что пропущен срок исковой давности по данным требованиям с 1998 года (момента окончания учебного заведения), поскольку правоотношения по предоставлению жилого помещения являются длящимися, жилое помещение истцу не было предоставлено до настоящего времени. Надлежащим ответчиком по делу следует признать орган местного самоуправления в лице муниципального образования по городскому округу г. Костроме в лице администрации г. Костромы, в связи с этим, доводы представителя ответчика администрации г. Костромы в обоснование непризнания исковых требований судом приняты быть не могут по следующим основаниям. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Поскольку местом жительства истца при приобретении статуса сироты, оставшегося без попечения родителей, являлся город Кострома, он состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г. Костроме, то жилое помещение должно ему быть предоставлено в черте г. Костромы. Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования в силу прямого указания закона, по норме ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 06.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения КО через Комитеты СЗН, опеки и попечительства. Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории. Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ. Обязательство органа местного самоуправления на предоставление жилья Швецову В.В. возникло в момент издания соответствующего Постановления администрации г.Костромы от 05.02.1998 года № 360, и не было исполнено. По указанным основаниям, изменения редакции п. 4 ст. 5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в части того, что жилые помещения предоставляются на основании решения администрации Костромской области и изменение порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на право истца на обеспечение жилым помещением в порядке установленном нормами федерального законодательства. Указанная норма должна быть применена судом в рассматриваемом споре, поскольку Администрация Костромской области не имеет свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом. С учетом изложенного, исковые требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению, с учетом п. 5 ст. 57 ЖК РФ на муниципальное образование городского округа г. Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Швецову В.В. по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить. Обязать муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Швецову Василию Васильевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья