о назначении пенсии



Дело № 2-598/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года.                                                                                                           г. Кострома.

        Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ворониной М.В.,

с участием истца Румянцева М.А.,

представителя ответчика Абрамова В.В.,

при секретаре Наместниковой С.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцева Михаила Александровича к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

                 

        Румянцев М.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что решением от 10.12.2010 г. ответчик отказал ему в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Ему было отказано во включении в специальный стаж периода работы с 27.12.1988 г. по 11.01.1999 г. в механическом цехе Костромского хлебоприемного предприятия, поскольку наименование должности «электросварщик», как указано в его трудовой книжке, не подтверждает факта осуществления работы в указанный период. С указанным решением ответчика не согласен. Приказом-распоряжением № 110 от 26.12.1988 г. он был принят на работу на Костромское хлебоприемное предприятие в электромеханический цех на должность электросварщика 2 разряда. В дальнейшем ему были присвоены 3 и 5 профессиональные разряды. Трудовую функцию электросварщика он выполнял на условиях полного рабочего дня вплоть до 11.01.1999 г. С учетом последующей работы продолжительностью 3 года 11 месяцев 16 дней на должности электрогазосварщика в ОАО «Строймеханизация», засчитанной ответчиком в его специальный стаж, продолжительность его специального стажа на момент достижения 55-летия составляет 14 лет. Просит включить в его специальный стаж период работы электросварщиком на Костромском хлебоприемном предприятии с 27.12.1988 г. по 11.01.1999 г.; обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с 16.11.2010 г., взыскать с ответчика в его пользу сумму уплаченной госпошлины в размере <данные изъяты> руб..

        В судебном заседании истец заявленные требования подержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснил, что в спорный период времени в его обязанности входило выполнение сварочных ремонтных работ в комбикормовом цехе, цехе мешкотары. Работы было много, занятость была постоянная, занимался он только своей работой - электросваркой, на иные виды работ не привлекался. Сварка была только ручная, ни автоматов, ин полуавтоматов на предприятии не было. Ему выдавалась спецодежда, молоко, предоставлялись дополнительные дни к отпуску.

        Представитель ответчика Абрамов В.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал по основаниям, указанным в протоколе заседания комиссии Управления пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области № 4339 от 10.12.2010 г..

        Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела Румянцева М.А., суд приходит к следующему.

        Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

        В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия устанавливается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

        Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 устанавливается, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

        Таким образом, досрочные трудовые пенсии по ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» являются особым видом пенсии и могут быть назначены только при выполнении следующих условий:

- осуществление трудовой деятельности на соответствующих работах, производствах, в должностях, профессиях, включенных в Список производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г № 10;

- выполнение указанной выше деятельности постоянно в течение полного рабочего дня, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

        10 ноября 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        Решением комиссии ответчика от 10 декабря 2010 года истцу в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа (л.д. 10).            

        В соответствии с Протоколом заседания Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 4339 от 10.12.2010 года в специальный стаж истца не зачтен период его работы на Костромском хлебоприемном предприятии с 27.12.1988 г. по 10.01.1999 г. в качестве электросварщика, поскольку установить вид сварки, которой был занят истец, по документам, находящимся в ГУ «Государственный архив Костромской области», не представляется возможным. Также указанным Протоколом определен страховой стаж истца 36 лет 0 месяцев 21 день, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 3 года 11 месяцев 16 дней (л.д. 11-13).

        Из трудовой книжки истца следует, что Румянцев М.А. на основании Приказа-распоряжения № 110 от 26.12.1988 года принят с 27.12.1988 г. на Костромское хлебоприемное предприятие в электромеханический цех на должность электросварщика 2 разряда, с 01.11.1991 г. присвоен 3 разряд электросварщика, с 01.01.1993 г. присвоен 5 разряд электросварщика. С 11.05.1994 г. предприятие преобразовано в АООТ «Костромское хлебоприемное предприятие». С 11.01.1999 г. Румянцев М.А. на основании приказа-распоряжения № 4 от 11.01.1999 г. переведен стрелком ВХР (л.д. 15-16).

        Как на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии, так и на момент рассмотрения дела судом действует Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года за № 1, разделом ХХХIII которого работа в должности газосварщика, электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в должности электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах, занятых сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах, в должности электросварщика ручной сварки, предусмотрена как работа, занятость в которой дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

        

        Суд, оценивая все исследованные при рассмотрении дела доказательства, считает, что истец имеет право на назначение пенсии по Списку № 2.

        В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

        В соответствии со ст. 96 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действующего до 1 января 2002 года, трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

        Подпунктом «б» Постановления Правительства РФ № 537 от 18 июля 2002 года «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

        При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

        Разделом ХХХII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного 22.08.1956 года, предусмотрено, что правом на досрочную пенсию обладают электросварщики и их подручные.

        Запись в трудовой книжке истца была произведена в период действия данного Списка, поэтому у ответчика не имелось оснований для отказа во включении этого периода работы истца в специальный стаж.

        В трудовой книжке истца относительно оспариваемого периода работы наименование профессии, по которой он работал, указано как электросварщик. Вид сварки, на которой был занят истец, подтверждается показаниями допрошенных судом свидетелей У., Б., работавших совместно с истцом в спорный период, что подтверждается копиями их трудовых книжек, приобщенных к материалам дела, которые пояснили, что истец был занят в течение полного рабочего дня на ручной сварке, иного вида сварки на предприятии не применялось, на иные виды работ его не отвлекали. Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, в исходе дела не заинтересованы.

        Пояснениями истца, свидетелей подтверждено, что совмещений работы по специальности электросварщик с работой по другим должностям истец в спорные периоды не имел.

        Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствие технической документации, подтверждающей вид применяемой истцом сварки, само по себе не может служить безусловной причиной к отказу во включении спорных периодов в специальный стаж.

        Суд считает, что отсутствие в настоящее время документов, позволяющих определить вид сварки, а также занятость на работах с тяжелыми условиями труда не менее 80 % рабочего времени, не может ограничивать право истца на льготное пенсионное обеспечение.

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы Румянцева М.А. с 27.12.1988 года по 11.01.1999 года (10-0-14) в качестве электросварщика на Костромском хлебоприемном предприятии подлежит зачету в стаж с тяжелыми условиями труда и дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку в данном случае это объективно оправдано, обоснованно и преследует конституционно значимые цели.

        Данный стаж превышает 12 лет 6 месяцев, страховой стаж истца также превышает требуемые 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ Румянцеву М.А. исполнилось 55 лет. Таким образом, все условия для назначения досрочной трудовой пенсии соблюдены.

       Согласно статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

        Румянцев М.А. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 10 ноября 2010 года, 55 лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, потому пенсию ему следует назначить с 16 ноября 2010 года.

        В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

        В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

        При обращении в суд истец уплатил госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей, которые на основании ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

        

        Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

        Исковые требования Румянцева Михаила Александровича удовлетворить.

        Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить в специальный трудовой стаж Румянцева Михаила Александровича период работы с 27.12.1988 г. по 10.01.1999 г. в качестве электросварщика на Костромском хлебоприемном предприятии и назначить Румянцеву Михаилу Александровичу досрочную трудовую пенсию по старости с 16 ноября 2010 года.

        Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области в пользу Румянцева Михаила Александровича возврат госпошлины в сумме <данные изъяты> руб..

       

        Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной суд с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.

                                               

                Судья:                                                                                            Воронина М.В.