решение об удовлетворении исковых требований



Решение

Именем Российской Федерации

19 января 2011 г.Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Дедюевой М.В., с участием прокурора Тыжук М.В., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Карпичевой Татьяны Дмитриевны к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г. Костромы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации г. Костромы в интересах Карпичевой Т.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке площадью не ниже установленных социальных норм.

Мотивировал тем, что Карпичева Т.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Костромского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Карпичевой Т.Д. - Г признана недееспособной. Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце записаны по указанию матери Г С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Карпичева Т.Д. воспитывалась в <данные изъяты>, затем с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО Профессиональное училище <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО Профессиональное училище <адрес>. Согласно постановлению администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ Карпичева Т.Д. должна быть обеспечена жилым помещением по достижении совершеннолетия в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время Карпичева Т.Д. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, находится в списке очередности воспитанников детских домов. Иск заявлен с учетом требований п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ.

В судебном заседании прокурор Тыжук М.В., истица Карпичева Т.Д. заявленные требования поддержали по указанным в иске основаниям, Карпичева Т.Д. пояснила, что жилья у нее нет, она проживает у знакомой.

Представитель администрации г. Костромы Храмов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая, что администрация города не является надлежащим ответчиком по делу, обеспечение истицы жильем должно осуществляться за счет субъекта федерации, финансирования органа местного самоуправления на обеспечение жильем таких категорий, как истица, не производится, истица состоит на очереди на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данному основанию жилое помещение может быть предоставлено, при этом при предоставлении жилья по данному основанию требования должны быть предъявлены к администрации Костромской области, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи.В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представители 3-х лиц администрации Костромской области Поройкова С.В., Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Овчаренко С.В. в судебном иск полагали подлежащим удовлетворению, пояснили, что свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области, не имеется, кроме того, муниципалитет взял на себя обязательство по обеспечению истицы жилым помещением. Оно оформлено в письменной форме, обратили внимание суда на то, что ранее занимаемое истицей жилье находилось на территории г. Костромы, в настоящее время в этом адресе жилого дома уже нет, пустырь.

Представитель Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома Смирнова М.М., участвующего в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ, иск полагала подлежащим удовлетворению.

Дело судом рассмотрено в отсутствие представителя Комитета ЖКХ администрации г. Костромы Бондарева Ю.С. по его просьбе.

Выслушав участников процесса и их представителей, заключение представителя Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО), Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 6.07.09 года), Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области».

В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 06.07.09 года) жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".

В силу ст.6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.

Судом установлено, что Карпичева Т.Д. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать Г признана недееспособной, сведения об отце записаны по указанию матери.

Согласно постановлению администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ Карпичева Т.Д. должна быть обеспечена жилым помещением по достижении совершеннолетия в соответствии с действующим законодательством.

С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Карпичева Т.Д. являлась воспитанницей <данные изъяты>, затем с 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО Профессиональное училище <адрес>, с 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО Профессиональное училище <адрес>.

В настоящее время Карпичева Т.Д. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. По сообщению УФРС по Костромской области и ГП «Костромаоблтехинвентаризация» Карпичева Т.Д. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области. Закрепленного жилого помещения за истицей также нет.

При таких обстоятельствах Карпичева Т.Д. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая предусматривает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 6.07.2009 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения КО.

Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения о наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории.

Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ.

В настоящее время свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, в связи с чем, истица должна быть обеспечена жильем органом исполнительной власти по месту жительства.

Кроме того, п. 4 статьи 5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» в редакции, действовавшей на момент возникновения у Карпичевой Т.Д. права на внеочередное предоставление жилья предусматривал, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления.

Принятое на себя постановлением от ДД.ММ.ГГГГ обязательство органа местного самоуправления по предоставлению Карпичевой Т.Д. жилья не было исполнено.

Местом жительства Карпичевой Т.Д. при приобретении ей статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся г. Кострома, последнее ее место жительства также располагалось в Костроме, она состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г.Костроме.

При таких обстоятельствах изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в том числе связанные с изменением порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на реализацию права истицы на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.

С учетом изложенного суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования на предоставление жилья не являются предметом рассмотрения данного дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Думы г. Костромы от 23.06.2005г. № 54 установлена норма предоставления жилого помещения в г. Костроме 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Суд не считает возможным указывать в решении на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку это прямо предусмотрено законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа г. Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Карпичевой Татьяне Дмитриевне по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Свердловский суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья:         Дедюева М.В.