решение об удовлетворении исковых требований



дело № 2-1293

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего Лукьяновой С.Б.

при секретаре Акопян Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаметовой Светланы Витальевны к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Костроме и Костромскому р-ну Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и о назначении пенсии,

установил:

Решением комиссии ГУ Пенсионного Фонда РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну Костромской области от 01.11.2010 года № 6658 Хаметовой С.В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Хаметова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО о включении периодов её работы в специальный стаж и об обязании ГУ УПФ по г.Костроме назначить ей пенсию, мотивируя свои требования тем, что ответчик незаконно отказал ей в назначении досрочной пенсии, поскольку в специальный стаж её работы не были включены следующие периоды: с 01.09.2004 г. по 26.09.2004 г., с 03.10.2004 г. по 31.08.2005г. в должности учителя музыки, воспитателя в ... т.к. у нее отсутствовала педагогическая нагрузка, с чем она не согласна, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.08.1993г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.06.1987 г. по 05.07.1987г, с 27.09.2004г по 02.10.2004г, с 26.01.2009г по 07.02.2009г., учебных отпусках с 02.01.1989 г. по 11.01.1989г, с 24.03.1989 по 31.03.1989г, с 01.06.1989г по 25.06.1989г., с 02.01.1990 по 11.01.1990г, с 22.03.1990г по 31.03.1990г, с 21.05.1990г. по 09.07.1990г., которые она полагает подлежат включению в спецстаж, а так же период работы в ... с 01.01.2007 по 31.08.2007 года в должности учителя музыки, т.к. этот период имел место после 01.09.2000 года и педагогическая нагрузка должна учитываться суммарно на основании п.4 Правил № 781 от 29.10.1992 года, у нее учебная нагрузка была более одной ставки с учетом работы воспитателем. Просила указанные периоды работы включить в спецстаж и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 22.09.2010 г. (с момента обращения в УПФ).

В судебном заседании истица Хаметова С.В. иск по указанным основаниям поддержала.

Представитель ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО Абрамов В.В. иск не признал, считает решение комиссии УПФ законным и обоснованным.

Представитель третьего лица Департамента образования Костромской обл. Деулина М.И. полагала исковые требования обоснованными.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 28 п.1 п\п10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ", вступившим в силу с 1.01.2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Судом установлено, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истица имела страховой стаж 26 лет 23 дн., специальный стаж - 22 года 06 мес. 18 дн. Данный факт подтверждается трудовой книжкой истицы и протоколом от 01.11.2010 года комиссии УПФ РФ по г. Костроме № 3958 (л.д. 9-12).

Принимая решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 31 августа 1993 г., ответчик исходил из того, что данный период имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Такая позиция основана на неправильном толковании норм материального права.

Так, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком истицы с 1,5 до 3-х лет начался 15 мая 1992 г. (ребенок рожден 15.11.1990 года), т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 г. по 31 августа 1993 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Разрешая вопрос о включении в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд руководствуется следующими нормами:

В соответствии со ст. 27 и 28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ.

Поэтому периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске подлежат включению в специальный стаж работы истицы (всего 05 мес.03 дн).

Период работы с 01.09.2004 г. по 26.09.2004 г., с 03.10.2004 г. по 31.08.2005г. в должности учителя музыки, воспитателя в ... и период работы в ... с 01.01.2007 по 31.08.2007 года в должности учителя музыки подлежат включению в спецстаж по следующим основаниям.

Отказывая истице во включении указанных периодов в спецстаж ответчик исходил из того, что в спорные периоды она не выработала норму рабочего времени на ставку заработной платы в должности преподавателя, а работа в качестве педагога дополнительного образования не дает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку должность "педагог дополнительного образования" не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, а должность "воспитатель" не включена в раздел первый Списка, где значатся общеобразовательные учреждения для детей.

Однако данные выводы основаны на неправильном толковании и применении положений пенсионного законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Судом установлено, что с 01.09.2004 г. по 26.09.2004 г., с 03.10.2004 г. по 31.08.2005г. Хаметова С.В. работала в должности учителя музыки, воспитателя в ....

с 01.01.2007 по 31.08.2007 года в должности учителя музыки в ....

Занимаемая истицей должность "учитель" «воспитатель» указана в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка.

Согласно пункту 1.4 раздела "Наименование учреждений" Списка к учреждениям, работа учителем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа в т.ч. санаторная школа-интернат, согласно п.1.1 Списка указано наименование учреждения «школа».

Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно тарификационным спискам по Костромской областной санаторной школе-интернату в спорные периоды времени за 2004 - 2005 учебного года распределение педагогической нагрузки истицы в оспариваемые периоды было произведено следующим образом: 0,44 ставки учителя музыки, 0,25 ставки воспитателя и 0,5 ставки педагога дополнительного образования, всего 1,19 ставки.

Таким образом, продолжительность рабочего времени истицы как преподавателя общеобразовательного учреждения (не менее 18 часов) в указанные периоды соответствовала утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Согласно справке № 87 выданной ... и имеющейся в материалах пенсионного дела истицы, а также штатного расписания и лицевых счетов за период 2006-2007 учебного года распределение педагогической нагрузки было следующим образом: в период с 01.01.2007 г. по 31.08.2007 года учебная нагрузка распределялась: 0,44 ставки учителя музыки и 0,6 ставки воспитателя.

Таким образом, продолжительность рабочего времени истицы как преподавателя общеобразовательного учреждения (не менее 18 часов) в указанные периоды также соответствовала утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела следует, что истица была протарифицирована как учитель музыки и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждений за выполняемую работу учителя. Ведение воспитательской работы входило в ее непосредственные обязанности учителя. При этом воспитательская работа и работа педагога дополнительного образования представляли собой суммарное выполнение педагогической работы учителя.

При таких обстоятельствах при условии выполнения в оспариваемые периоды суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только учителя музыки, но и воспитателя, а также педагога дополнительного образования в том же учебном заведении за ставку заработной платы учителя, не имелось оснований для исключения указанных периодов из стажа работы истицы для назначения пенсии.

С учетом включенных ГУ УПФ по г. Костроме периодов работы (22 года 06 мес. 18 дней, а также включенных судом периодов работы (05 мес.03 дн. - курсы повышения квалификации и 10 мес.25 дней - отпуск по уходу за ребёнком, 08 мес.01 день период работы в ..., 11 мес.24 дня. - период работы в ...), специальный педагогический стаж у истицы, на момент обращения в ГУ УПФ по г.Костроме, составит 25 лет 06 мес. 11 дней, достигнув необходимого предела спецстажа для назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с чем досрочная пенсия должна быть назначена истице с момента обращения её в УПФ, т.е. с 22 сентября 2010 года.

Согласно ч.2 ст. 333.20 части второй НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате….либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Ввиду того, что УПФ РФ по г. Костроме финансируется из бюджета. Специальной статьи расходов на уплату госпошлины не имеет, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с УПФ РФ в доход государства, до ... руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому р-ну Костромской области включить Хаметовой Светлане Витальевне в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды её работы:

- с 01.09.2004 г. по 26.09.2004 г., с 03.10.2004 г. по 31.08.2005г. в должности учителя музыки, воспитателя в ...

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.08.1993г.,

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.06.1987 г. по 05.07.1987г, с 27.09.2004г по 02.10.2004г, с 26.01.2009г по 07.02.2009г., учебных отпусках с 02.01.1989 г. по 11.01.1989г, с 24.03.1989 по 31.03.1989г, с 01.06.1989г по 25.06.1989г., с 02.01.1990 по 11.01.1990г, с 22.03.1990г по 31.03.1990г, с 21.05.1990г. по 09.07.1990г.,

-период работы в ... с 01.01.2007 по 31.08.2007 года в должности учителя музыки.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну Костромской области назначить Хаметовой Светлане Витальевне досрочную трудовую пенсию с 22.09.2010 года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО госпошлину в доход местного бюджета ... руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней через Свердловский районный суд г. Костромы.

                            

Судья -