Дело № 2-371/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 января 2011 года. г. Кострома. Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Ворониной М.В., с участием истца Цветковой В.В., представителя ответчика Абрамова В.В., при секретаре Наместниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветковой Валентины Вячеславовны к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначении пенсии, установил: Цветкова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области, в котором просила обязать ГУ Управление пенсионного фонда по г. Костроме и Костромскому району включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды работы с 17.03.1981 по 27.03.1983 г., с 31.03.1983 г. по 22.09.1983 г., с 25.09.1983 г. по 27.11.1983 г., с 30.11.1983 г. по 21.06.1984 г., с 23.06.1984 г. по 12.08.1984 г. в должности заведующей Яхнобольским и Сумароковским фельдшерскими пунктами, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 4.09.1996 г. по 2.10.1996 г., с 22.01.2001 г. по 27.01.2001 г., с 19.02.2001 г. по 23.02.2001 г., с 02.04.2001 г. по 06.04.2001 г., с 13.03.2006 г. по 17.03.2006 г., с 17.04.2006 г. по 21.04.2006 г., с 08.05.2006 г. по 12.05.2006 г., с 29.05.2006 г. по 31.05. 2006 г., с 1.06.2006 г. по 02.06.2006 г., с 07.09.2010 г. по 09.09.2010 г., назначить ей досрочную трудовую пенсию с 14 октября 2010 года. В обоснование заявленных требований указала, что с решением комиссии ответчика, отказавшей ей в назначении досрочной трудовой пенсии не согласна, в ее специальный стаж не зачли периоды работы в Сусанинской ЦРБ в должности заведующей Яхнобольским и Сумароковским фельдшерскими пунктами, которые должны быть зачтены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца как работа в сельской местности. Яхнобольский и Сумароковский фельдшерские пункты входят в состав Сусанинской ЦРБ. Она имеет диплом по специальности «Фельдшер» и занимая должность заведующей здравпунктами выполняла в том числе и обязанности фельдшера: оказывала первую доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, направляла больных на консультации и лечение в районную больницу, проводила лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначениями врачей ЦРБ, разрабатывала и проводила профилактические и оздоровительные мероприятия. Также в ее специальный стаж не были зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, которые должны быть зачтены в календарном исчислении. Во время нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд, прохождение курсов повышения квалификации не реже чем 1 раз в 5 лет входит в ее функциональные обязанности. На курсах она получала как теоретические знания, так и участвовала в практических занятиях, то есть занималась медицинской деятельностью. По окончании курсов ей выдавались сертификаты и свидетельства. Без прохождения курсов повышения квалификации она не могла бы осуществлять свою профессиональную деятельность. В судебном заседании истец Цветкова В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Абрамов В.В. исковые требования не признал по доводам, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.11.2010 года № 3964. Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено МУЗ «Сусанинская ЦРБ». В судебное заседание представитель МУЗ «Сусанинская ЦРБ» не явился, извещены надлежаще. В пояснениях, направленных в адрес суда, указано, что в спорные периоды истец работала в должности заведующей Яхнобольским, а затем Сумароковским фельдшерскими пунктами, которые находились в деревне Яхноболь и в селе Сумароково. Данные населенные пункты относятся к сельской местности Сусанинского муниципального района. Работу по занимаемой должности - заведующего-фельдшера фельдшерского пункта - она выполняла в одном лице. Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Цветкова (до вступления в брак - Ивкова) В.В. 17.03.1981 г. была принята на работу фельдшером Яхнобольского фельдшерского пункта Сусанинской ЦРБ, с 21.09.1981 г. переведена на должность фельдшера зав. Сумароковским фельдшерским пунктом Сусанинской ЦРБ, 13.08.1984 г. освобождена от работы в связи с переменой места жительства. 09.10.1986 г. принята на должность участковой медсестры в детскую поликлинику № 4 Костромской 2-й городской больницы, где работает по настоящее время. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца (л.д. 16-17). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области № 7341 от 02.11.2010 года Цветковой В.В. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа (л.д. 12). Согласно протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3964 от 02.11.2010 года, в специальный стаж Цветковой В.В. не засчитаны периоды работы в Сусанинской ЦРБ в должности заведующей Яхнобольского и Сумароковского ФП с 17.03.1981 по 27.03.1983 г., с 31.03.1983 г. по 22.09.1983 г., с 25.09.1983 г. по 27.11.1983 г., с 30.11.1983 г. по 21.06.1984 г., с 23.06.1984 г. по 12.08.1984 г., поскольку наименование должности «заведующая фельдшерским пунктом» не предусмотрено «Списком должностей и учреждений…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, «Списком профессий и должностей….», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 4.09.1996 г. по 2.10.1996 г., с 22.01.2001 г. по 27.01.2001 г., с 19.02.2001 г. по 23.02.2001 г., с 02.04.2001 г. по 06.04.2001 г., с 13.03.2006 г. по 17.03.2006 г., с 17.04.2006 г. по 21.04.2006 г., с 08.05.2006 г. по 12.05.2006 г., с 29.05.2006 г. по 31.05. 2006 г., с 1.06.2006 г. по 02.06.2006 г., с 07.09.2010 г. по 09.09.2010 г. (л.д. 13-15). Указанным Протоколом определен страховой стаж работы Цветковой В.В. 29 лет 5 месяцев 27 дней. Стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения составляет 25 лет 6 месяцев 13 дней. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации. С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 31 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В настоящее время при установлении специального стажа принимаются периоды работы в соответствующих учреждениях и в соответствующих должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Соответствующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы. Пунктом 6 названных Правил установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. № 377, предусмотрены аналогичные должности. По мнению суда, неверное наименование должности истца не должно влиять на реализацию ею своего права на досрочную трудовую пенсию. Как пояснила Цветкова В.В., занимая должности заведующей Яхнобольским и Сумароковским фельдшерскими пунктами, она выполняла в том числе и обязанности фельдшера: оказывала первую доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, направляла больных на консультации и лечение в районную больницу, проводила лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначениями врачей ЦРБ, разрабатывала и проводила профилактические и оздоровительные мероприятия. В подчинении у нее была одна санитарка, иных сотрудников в фельдшерском пункте не было. Указанные истцом обстоятельства подтверждаются также тарификационными списками медицинских работников Сусанинской ЦРБ Костромской области за 1983-1984 годы (л.д. 27-28). Справкой Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области от 28.01.2011 г. подтверждается, что в периоды 1981-1984 г. Яхнобольский фельдшерско-акушерский пункт располагался в деревне Яхноболь, Сумароковский фельдшерско-акушерский пункт располагался в селе Сумароково, указанные населенные пункты относятся к сельской местности Сусанинского района (л.д. 34). Суд считает, что периоды работы истца с 17.03.1981 по 27.03.1983 г., с 31.03.1983 г. по 22.09.1983 г., с 25.09.1983 г. по 27.11.1983 г., с 30.11.1983 г. по 21.06.1984 г., с 23.06.1984 г. по 12.08.1984 г. в должности заведующей Яхнобольским и Сумароковским фельдшерским пунктом Сусанинской центральной районной больницы подлежат включению в спецстаж. При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ранее действующем КЗоТ РСФСР. О направлении истца на курсы повышения квалификации издавались соответствующие приказы (л.д. 6-8), за ней сохранялся заработок, по окончании курсов ей выдавались соответствующие свидетельства, сертификаты (л.д. 21-24). Таким образом, на курсы повышения квалификации истец была направлена работодателем, на которых она получала новые знания, совершенствовала навыки и умения в своей профессии, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, нормативно-правовыми актами в области здравоохранения предусмотрено обязательное периодическое обучение на курсах повышения квалификации. Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, это входило в ее трудовые обязанности, за ней сохранялась заработная плата, то указанные периоды должны быть включены в специальный трудовой стаж в календарном исчислении. С учетом включенных судом вышеуказанных периодов работы суммарный специальный стаж у истца на момент обращения к ответчику 14 октября 2010 г. составил более 30 лет. Согласно статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. С заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме истец обратилась 14.10.2010 года, в связи с чем суд считает необходимым назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с 14 октября 2010 года. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Цветковой Валентины Вячеславовны удовлетворить. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить в специальный трудовой стаж Цветковой Валентины Вячеславовны периоды работы с 17.03.1981 по 27.03.1983 г., с 31.03.1983 г. по 22.09.1983 г., с 25.09.1983 г. по 27.11.1983 г., с 30.11.1983 г. по 21.06.1984 г., с 23.06.1984 г. по 12.08.1984 г. в должности заведующей Яхнобольским и Сумароковским фельдшерским пунктом в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца работы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 4.09.1996 г. по 2.10.1996 г., с 22.01.2001 г. по 27.01.2001 г., с 19.02.2001 г. по 23.02.2001 г., с 02.04.2001 г. по 06.04.2001 г., с 13.03.2006 г. по 17.03.2006 г., с 17.04.2006 г. по 21.04.2006 г., с 08.05.2006 г. по 12.05.2006 г., с 29.05.2006 г. по 31.05. 2006 г., с 1.06.2006 г. по 02.06.2006 г., с 07.09.2010 г. по 09.09.2010 г. и назначить Цветковой Валентине Вячеславовне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 октября 2010 года. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной суд с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы. Судья М.В. Воронина