решение об удовлетворении исковых требований



Дело № 2-2428/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.,

прокурора Палюлиной Т.Ю.,

при секретаре Акопян Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района Костромской области в интересах Верховской Зинаиды Михайловны к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и ОГУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий,

установил:

Прокурор Чухломского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Верховской З.М. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании за ней права на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета. Требования мотивированы тем, что Верховская З.М. является вдовой участника Великой Отечественной Войны Б.., не вступившей в повторный брак и является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Администрации Костромской области № 224-а от 08.07.2008 года «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» Верховская З.М. обратилась с заявлением в ОГУ «Центр социальных выплат» для включения ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты. Окончательное решение о возможности обеспечения ее социальной выплатой принималось на заседании рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов ВОВ при Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который, 15 марта 2011 года, после рассмотрения ее обращения отказал в социальной выплате мотивируя тем, что при жизни Б.. не имел права на предоставление мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 17 Закона «О ветеранах», т.к. проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.

Прокурор полагает данный отказ незаконным и нарушающим права Верховской З.М., на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 2008 г., По мнению прокурора, законодатель в ст. 21 ФЗ «О ветеранах» исключил различия по льготам в отношении категории «вдова участника ВОВ», в ней отсутствует зависимость от того, к какой категории относился муж вдовы (в данном случае - по ст. 15 или по ст. 17 ФЗ «О ветеранах»).

Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 30 июня 2011 года приняты к рассмотрению уточненные исковые требования прокурора Чухломского района Костромской обл., согласно которым он просил суд: признать незаконным решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области об отказе Верховской З.М. в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить Верховскую З.М. в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату.

В судебном заседании прокурор и представитель истицы Андреева Н.Б. исковые требования по указанным в заявлении основаниям поддержали.

Истица Верховская З.М. в судебном заседании не участвует, просила дело рассматривать в её отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Евдокимова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что муж Верховской З.М. при жизни имел право на получение льгот, предусмотренных ст. 17 ФЗ «О ветеранах», которая предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения из занимаемого служебного помещения, данного факта не имелось, а право истицы производно от прав самого участника ВОВ.

Представитель ответчика ОГУ «Центр социальных выплат» Давидьян Т.Н. исковые требования не признала, поддержав доводы представителя Департамента СЗН ОиП Костромской обл.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Согласно п.1 ст. 21 Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки в силу подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах": обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

Согласно п.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:….3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак….».

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с п. п. 2 п. 3, п. 3.1, п. 11 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

- по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период <...> года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья <...> квадратных метров и средней рыночной стоимости... квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу вышеприведенных норм, право на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют Участники Великой Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом порядок предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области» учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено, что Верховская З.М., ... г.рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Б.., ... г.рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12), в новый брак не вступала.

Верховская З.И. имеет удостоверение от 8.11.2010 г., которым обозначено ее право на получение прав и льгот, установленных ст. ст. 21 ФЗ «О ветеранах» для жен погибших военнослужащих.

Согласно справке военного комиссариата Костромской области по Солигаличскому и Чухломскому р-нам Костромской области от 29.11. 2010 года № 24/2112 и 24/2111 (л.д.13-14), ... является участником ВОВ, проходил службу с октября 1944 года по сентябрь 1945 года в ..., не входившим в состав Действующей Армии.

Данное обстоятельство позволяет относить Б.. к числу участников ВОВ в т.ч. и без награждения орденами и медалями. При жизни Б. пользовался льготами по ст. 17 ФЗ «О ветеранах» как участник ВОВ, что ответчиком не оспаривается (л.д.31), в подпункте «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» указаны две самостоятельные категории военнослужащих, каждая из которых может быть отнесена к числу участников ВОВ.

Распоряжением администрации Чухломского муниципального р-на Администрации городского поселения город Чухлома № 449 от 27.12.2010 года Верховская З.М. была принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений в связи с проживаем в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований (п.3. ч.1 ст. 51 ЖК РФ), на основании заключения междоведомственной комиссии при Главе администрации городского поселения город Чухлома № 88 от 9.12.2010 года жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в котором проживает истица, признано непригодным для проживания (л.д.24).

27 декабря 2010 года Верховская З.М. обратилась в ОГУ «Центр социальных выплат» о предоставлении ей социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника ВОВ (л.д.7).

15 марта 2011 года Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области отказал Верховской З.М. в обеспечении ее социальной выплатой на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, поскольку по сведениям из военкомата муж истицы при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.17 ФЗ «О ветеранах» и не имел факта выселения из занимаемого служебного жилого помещения (л.д.30-34).

Суд считает, что данное решение является незаконным, поскольку нарушает права Верховской З.М. на льготы, предусмотренные законом для вдов участников ВОВ, указанные выше.

При этом суд исходит из того, что нормой ст. 21 Закона «О ветеранах» буквально предусмотрено, что для получения меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лицо должно являться членом семьи участника Великой Отечественной войны (вдовой участника ВОВ не вступившей в повторный брак) и должно иметь нуждаемость в улучшении жилищных условий. Этим требованиям истица Верховская З.М. отвечает в полном объеме.

При этом, согласно нормам ФЗ «О ветеранах» предоставление мер социальной поддержки членам семьи умершего ВОВ не ставится в зависимость от наличия указанной льготы у участника ВОВ при жизни, как ошибочно полагает ответчик.

На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

         Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области об отказе Верховской Зинаиде Михайловне в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета.

Обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить Верховскую Зинаиду Михайловну в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.

Судья -