Дело № 2-2109/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 мая 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Комиссаровой Е.А. при секретаре Загуменновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Павла Александровича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете трудовой пенсии по инвалидности, у с т а н о в и л: Петров П.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о защите пенсионных прав, в котором указал, что он обратился в УПФ с заявлением о расчете пенсионного капитала с учетом заработной платы за время работы в Костромской СПМК-5 с января 1991 года по декабря 1995 года. Решением УПФ в виде протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 535 от 11 марта 2011 года ему отказано в удовлетворении данного заявления в связи с отсутствием в справках сведений об отчислении страховых взносов и выдачи справки ненадлежащим лицом, поскольку в настоящее время таких организационно-правовых форм как АООТ законом не предусмотрено. С данным решением истец не согласен. Так, указывает, что Постановлением Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 года признаны неконституционными положения п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 7 «Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный капитал», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года, в той мере, в какой они позволяют не включать в страховой стаж лица те периоды, когда страхователем (работодателем) не уплачивались либо уплачивались не в полном объеме страховые взносы в ПФР. Это означает, что пенсионные права работников, то есть его не должны зависеть от того, надлежащим ли образом исполнил свою обязанность работодатель по уплате страховых взносов. Также не согласен с таким основанием отказа как выдача справки юридическим лицом не предусмотренной законом организационно-правовой формы. Указывает, что так как одна из справок датирована 19 июля 1996 года, то к ней применимы нормы ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» и Главы 14 «Заключительные положения Федерального закона «Об акционерных обществах» в ред. ФЗ от 13 июня 1996 года. Считает, что данная справка является законной поскольку АООТ имели право осуществлять свою деятельность на основании «Старых»учредительных документов, а значит со старыми печатями и наименованиями до 01 июля 1997 года. В связи с этим просит признать отказ ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о расчете пенсионного капитала от 11 марта 2011 года - незаконным. Обязать ответчика произвести расчет пенсионного капитала с учетом заработной платы за период работы в АООТ «Костромская СПМК-5» с января 1991 года по декабрь 1995 года для назначения трудовой пенсии по инвалидности. В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, просил обязать ответчика произвести уточнение пенсионного капитала с учетом заработной платы за период с 01.01.1991 года по 31.12.1995 года на основании справки, выданной 19 июля 1996 года АООТ «Костромская специализированная передвижная колонная № 5», и произвести перерасчет назначенной ему пенсии по инвалидности с 01.05.2011 года. В судебном заседании Петров П.А. требования поддержал по основаниям, указанным в иске, при этом пояснил, что в связи с наличием у него онкозаболевания 19 ноября 2010 года ему была установлена вторая группа инвалидности. После предоставления всех необходимых документов в Пенсионный фонд ему была назначена пенсия по инвалидности, при этом при расчете пенсионного капитала была учтена его заработная плата за период с июня 1983 года по май 1988 года, отраженная в справке ОАО «Костромагеофизика». Размер пенсии составил 4917 руб. 76 коп. Однако позднее в домашнем архиве им была обнаружена справка о заработной плате с января 1991 года по декабрь 1995 года, выданная АООТ «Костромская специализированная передвижная механизированная колонна № 5» от 19 июля 1996 года. Данную справку он получил при своем увольнении с этого предприятия в 1996 году. Ему рекомендовали обратиться в пенсионный орган для перерасчета пенсии с учетом заработной платы, полученной им за период с 1991 года по 1995 год. Однако он побоялся, что указанная справка может оказаться устаревшей, поскольку выдана в 1996 году и обратившись к Авилову А.Д., являвшемуся на период его работы директором АООТ «Костромская СПМК-5», попросил составить новую справку на основании справки 1996 года. Кто и каким образом составлял справку от 19 января 2011 года ему не известно, однако она в полном объеме содержит аналогичные сведения по заработной плате, что и в справке за 1996 год. Считает, что пенсионный орган имел все основания пересчитать ему трудовую пенсию по инвалидности на основании справки от 1996 года. Если бы он тогда был уверен, что справка от 1996 года будет являться действительной, то не стал бы вводить в заблуждение работников пенсионного фонда представлением такой же справки, но датированной 2011 годом. Полагает, что справка от 19 июля 1996 года отвечает всем требованиям. Представитель ответчика Абрамов В.В., действующий по доверенности от 11.01.2011 года, иск не признал, ссылаясь на протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 535 от 11 марта 2011 года. Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав пенсионное дело Петрова П.А., суд приходит к следующему. В соответствии со ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В силу пунктов 1 и 2 статьи 30, пункта 5 статьи 14 и статьи 17.1 указанного Федерального закона для определения страховой части трудовой пенсии по старости или доли страховой части пенсии и величины расчетного пенсионного капитала учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Согласно пункту 2 ст.18 Федерального закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного предписания Закона Минтруда России и Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением № 16/19 от 27.02.2002 года утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно пункту 2 названного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. Пунктом 26 Перечня установлено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Судом установлено, что Петров П.А. с 23 апреля 1999 года зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования и является получателем трудовой пенсии по инвалидности. 16 февраля 2011 года он обратился в УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району, где состоит на пенсионном обеспечении, с заявлением о назначении пенсии с учетом справки от 19 января 2011 года АООТ «СПМК-5». При этом, как усматривается из пенсионного дела истца последним в пенсионный орган были представлены две справки, содержащие сведения о его заработной плате с 01 января 1991 года по 31 декабря 1995 года: справка, выданная АООТ «Костромская специализированная передвижная колонна № 5» от 19 июля 1996 года и справка, выданная АООТ «Костромская специализированная передвижная колонна № 5» от 19 января 2011 года. Суммы заработной платы в данных справках аналогичны друг другу, что не отрицалось представителем ответчика. Решением ответчика, оформленного протоколом № 535 от 11 марта 2011 года Петрову П.А. отказано в расчете пенсионного капитала с учетом заработной платы за период его работы в АООТ «Костромская СПМК-5» за период с января 1991 года по декабрь 1995 года по справкам от 19 января 2011 года и от 19 июля 1996 года, выданных АООТ «Костромская «СПМК-5» для назначения трудовой пенсии по инвалидности в связи с отсутствием в указанных справках сведений об отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд и в связи с тем, что такая организационно-правовая форма как АООТ в настоящее время ни гражданским кодексом РФ ни Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не предусмотрена. Учредительные документы организации, в которых организационно-правовой формой указано АООТ, противоречат закону и применяться не могут. Из материалов дела следует, что 10 июля 1991 года Петров П.А. поступил на работу в «СПМК-5» ППСО «Костромасельжилстрой», в 1994 году СПМК-5 была реорганизована в АООТ «Костромская «СПМК-5», где он проработал по 17 июля 1996 года. Согласно п.п. 1,4 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) Глава 4 Кодекса (Юридические лица) вводится в действие со дня официального опубликования части первой Кодекса. С этого дня коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Кодекса. Создание юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 Кодекса, если иное не вытекает из статьи 8 настоящего Федерального закона. Учредительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов, созданных до официального опубликования части первой Кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и о производственных кооперативах в порядке и в сроки, которые будут определены соответственно при принятии законов об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах и о производственных кооперативах. Статьей 94 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 13 июня 1996 года) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)), в редакции, действовавшей на 19 июля 1996 года предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 января 1996 года. С момента введения в действие настоящего Федерального закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 1997 года. Учредительные документы указанных обществ до приведения их в соответствие с нормами настоящего Федерального закона с момента введения в действие настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей указанным нормам. Учредительные документы обществ, не приведенные в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июля 1997 года, считаются недействительными. 19 июля 1996 года АООТ «Костромская СПМК-5» Петрову П.А. на основании лицевых счетов была выдана справка в том, что его заработок, учитываемый при исчислении пенсии составил 9297118 руб. за период с января 1991 года по декабрь 1995 года включительно с разбивкой по месяцам. Справка подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия, заверена печатью. В настоящее время оригинал данной справки находится в материалах пенсионного дела Петрова П.А., поскольку был представлен последним в пенсионный орган для перерасчета пенсии. Однако как установлено в судебном заседании Петровым П.А. по собственной инициативе в пенсионный орган также была представлена аналогичная справка, но датированная 19 января 2011 года. Как последний пояснил в судебном заседании изготовлена она была путем списывания сведений со справки 1996 года, поскольку он полагал, что справка 1996 года не будет принята пенсионным органом как устаревшая. Как пояснил в судебном заседании свидетель А.., он являлся руководителем АООТ «СПМК-5» на период работы истца на данном предприятии. Действительно при увольнении последнего в 1996 году ему была выдана справка о заработной плате. Сведения в справку заносились на основании лицевых счетов. В тот период предприятие успешно работало, исправно платило все налоги и страховые взносы, работники получали хорошую заработную плату. Задолженность по налогам у предприятия образовалась уже позднее 2000 года. В погашение долгов предприятия судебными приставами была арестована и изъята вся техника. Он как руководитель инициировал судебные процессы, так как считал, что задолженность предприятия должна погашаться из средств областного бюджета, однако решения были не в их пользу. Тогда же в 2000-х годах, точно он не помнит все предприятия должны были пройти перерегистрацию в налоговых органах, он направлял учредительные документы, однако ответа не получил, полагает, что СПМК-5 была исключена из реестра юридических лиц, как не прошедшая перерегистрацию. При этом деятельности никакой не велось, так как все имущество было продано за долги, в связи с чем никакой задолженности по налогам, другим взносам быть не должно. Печать предприятия осталась у него на руках, балансы предприятия в налоговую инспекцию не сдавались, часть документов была уничтожена во время случившегося пожара, о сохранности документов никто не заботился. Когда Петров в этом году обратился к нему с просьбой составить новую справку о зарплате, он направлял его к бывшему главному бухгалтеру. Петров принес потом ему новую справку, которую он подписал и поставил печать. При таких обстоятельствах суд считает, что УПФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области обоснованно отказано Петрову П.А. в расчете пенсионного капитала для назначения трудовой пенсии по инвалидности с учетом заработной платы за период работы в АООТ Костромская «СПМК-5» за период работы с января 1991 года по декабрь 1995 года по справке от 19 января 2011 года. Однако аналогичные основания данного отказа по справке от 19 июля 1996 года, которая также была представлена в пенсионный орган и находится в материалах пенсионного дела истца не могут быть признаны обоснованными, поскольку в силу действовавшего в спорный период законодательства деятельность предприятия организационно-правовой формы АООТ не противоречила закону. Дата выдачи справки от 19 июля 1996 года представителем ответчика не оспаривалась. В соответствии со ст. 100 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), подлежащим применению при возникших правоотношениях в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации. В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, также включаются: а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона); б) пособие по временной нетрудоспособности; в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона). Как усматривается из протокола № 535 от 11 марта 2011 года одним из оснований отказа явилось отсутствие в справке о заработной плате сведений об отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Однако как следует из представленной справки 1996 года, последняя представляет собой установленную форму и изготовлена типографским способом. Данной формой справки не предусмотрено внесение в нее сведений об отчислении страховых взносов, как не предусмотрено законом истребование данных сведений при исчислении размера пенсии. Как усматривается из вышеуказанной нормы основанием для исчисления размера пенсии являются все виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, но это не связано с фактом их уплаты. В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, дающих основания полагать, что в справку о заработной плате от 19 июля 1996 года включены в том числе и выплаты, на которые не начислялись страховые взносы (выплаты единовременного и компенсационного характера). При этом суд учитывает, что в разделе 1 данной справки указаны суммы заработка, кроме премии, доплат и вознаграждений. Справка выдана на основании лицевых счетов, которые в настоящее время не сохранились и их восстановление не представляется возможным. Оснований полагать, что сведения в справку о заработной плате руководителем и специалистом предприятия вносились с нарушением требований ст. 100 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также Указаний по заполнению справки для исчисления пенсии не имеется. Кроме того не выполнение представителем работодателя обязанности по надлежащей сдаче документов предприятия в архив не является основанием для отказа в иске. При таких обстоятельствах, представленная истцом в пенсионные органы справка от 19 июля 1996 года о заработной плате за период его работы в названном предприятии являлась основанием для перерасчета пенсии. Согласно ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором подано заявление о перерасчете. Таким образом, по заявлению истца от 25 апреля 2011 года перерасчет пенсии ответчиком должен быть выполнен с 01.05.2011 года. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Петрова Павла Александровича удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области учесть при исчислении величины расчетного пенсионного капитала сведения о заработной плате Петрова Павла Александровича за период с 01.01.1991 года по 31.12.1995 года, указанной в справке от 19 июля 1996 года, выданной АООТ «Костромская специализированная передвижная колонна № 5», и выполнить перерасчет назначенной ему пенсии с 01.05.2011 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательном виде. Судья