Дело № 2-2165/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года. г. Кострома. Свердловский районный суд г. Костромы: в составе председательствующего судьи Ворониной М.В., при секретаре Наместниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Костромского гарнизона в интересах Бирючинской Людмилы Николаевны к Военному комиссариату Костромской области о признании права на повышенную пенсию по случаю потери кормильца, взыскании недополученной суммы пенсии, установил: Военный прокурор Костромского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что Бирючинская Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по потере кормильца - военнослужащего МО СССР майора запаса Б, являвшегося ее супругом, ветерана боевых действий, умершего ДД.ММ.ГГГГ В период с 1 сентября 2010 г. по настоящее время Бирючинская Л.Н. является получателем пенсии по потере кормильца. В октябре 2010 г. Бирючинская Л.Н. обратилась в военный комиссариат Костромской области с просьбой о перерасчете получаемой пенсии с учетом положенной ей надбавки в размере 32 % в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», однако, в перерасчете ей было отказано, поскольку она не имеет статуса ветерана боевых действий и, следовательно, не имеет права на указанную надбавку. За защитой нарушенных прав Бирючинская Л.Н. обратилась в военную прокуратуру Костромского гарнизона. Считая доводы военного комиссара Костромской области необоснованными и противоречащими действующему законодательству, в исковом заявлении Военный прокурор Костромского гарнизона просит признать за Бирючинской Л.Н. право на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом надбавки в размере 32 %, взыскать с военного комиссариата Костромской области в пользу Бирючинской Л.Н. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2010 г. по март 2011 г. в размере <данные изъяты> В судебном заседании представитель Военной прокуратуры Поправко Д.Ю. требования уточнил, просил взыскать с Военного комиссариата Костромской области в пользу Бюрючинской Л.Н. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2010 года по 1 марта 2011 года с учетом индексации в размере <данные изъяты> Бирючинская Л.Н. исковые требования Военного прокурора Костромского гарнизона поддержала. Представитель Военного комиссариата Костромской области Полянцева О.Н. исковые требования не признала, пояснив, что согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» на 32% расчетного размера пенсии, указанной в ч. 1 ст. 46 настоящего закона. В соответствии ст. ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся:1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных, органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;2) военнослужащие, втом числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государствв период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; 6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Понятие «ветеран боевых действий» следует применять по отношению к военнослужащим либо гражданам, ранее проходившим военную службу или из числа вольнонаемного состава, принимавшим участие в боевых действиях, с момента получения ими соответствующего удостоверения согласно регламенту. Майор запаса Б. умерший ДД.ММ.ГГГГ., получал пенсию за выслугу лет с учетом надбавки а размере 32% как участник боевых действий. Жена умершего кормильца Бирючинская Л.Н. права на надбавку в размере 32% не имеет, так как не обладает статусом ветерана боевых действий, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются Законом, в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право на пенсию может быть ограниченно только Федеральным Законом. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Бирючинская Л.Н. в период с 1 сентября 2010 г. по настоящее время является получателем пенсии по случаю потери кормильца - военнослужащего МО СССР майора запаса Б., ветерана боевых действий, умершего 25 июля 2010 года. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. Согласно ст. 49 данного Закона, пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. Умерший супруг Бирючинской Л.Н. - Б. относился к категории ветеран боевых действий и в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 при жизни имел право на повышение пенсионных выплат. Согласно п. «г» статьи 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» (к которым относился умерший муж истицы), на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона. Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. При таких обстоятельствах, с учетом системного толкования правовых норм, суд приходит к выводу о признании за Бирючинской Л.Н. права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом надбавки в размере 32%, т.к. спорная надбавка начисляется к пенсии, ею получаемой, назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение пенсионных выплат. Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего. Правовые акты, дающие права и предоставляющие льготы, подлежат буквальному толкованию в соответствии с положениями ст. 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Доводы представителя ответчика о том, что Бирючинская Л.Н. не имеет права на повышение пенсии с учетом надбавки в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании Закона. При таких обстоятельствах суд находит требования истца законными и обоснованными, а права, нарушенные действиями ответчика, подлежащими восстановлению. В силу ст. 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Таким образом, перерасчет пенсии, получаемой Бирючинской Л.Н., должен быть произведен за период с 1 сентября 2010 года по 1 марта 2011 года. Расчет суммы недоплат к пенсии Бирючинской Л.Н. в связи с отказом в их увеличении в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» произведен ответчиком, истец, Бирючинская Л.Н. с указанным расчетом согласны. Так, как видно из представленного расчета, ежемесячно, начиная с сентября 2010 года сумма недоплаты составляла <данные изъяты> а всего за период с 1 сентября по 1 марта 2011 года Бирючинская Л.Н. недополучила <данные изъяты> Истец просит взыскать с ответчика задолженность по недоплате к пенсии, с индексацией суммы ежемесячной недоплаты по индексам потребительских цен в связи с тем, что несвоевременной выплатой денежных сумм причинены убытки в результате инфляционных процессов и утраты покупательной способности. С данной позицией суд соглашается, поскольку в данном случае права истца будут полностью восстановлены, если сумму задолженности Бирючинская Л.Н. получит с учетом индексации, поскольку причитающиеся истцу в подлежащий взысканию период суммы в определенной степени утратили покупательную способность вследствие инфляции и роста цен. Определяя порядок индексации, суд полагает необходимым применить индексацию по уровню потребительских цен на территории Костромской области, жителем которой является Бирючинская Л.Н., исходя из того, что данный индекс в наибольшей степени отражает уровень инфляции, имевшей место за истекший период времени, являясь экономическим показателем роста цен, объективно отражает уровень инфляции. Так, с учетом индексации в пользу Бирючинской Л.Н. следует взыскать <данные изъяты> исходя из следующего расчета: <данные изъяты> С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Костромского гарнизона удовлетворить. Признать за Бирючинской Людмилой Николаевной право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом надбавки в размере 32%. Взыскать с Военного комиссариата Костромской области в пользу Бюрючинской Людмилы Николаевны недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 сентября 2010 года по 1 марта 2011 года с учетом индексации в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья: М.В. Воронина