о защите пенсионных прав



                                                                                                                 Дело № 2-2150/11

Решение

                                               Именем Российской Федерации

                                                        

23 июня 2011г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Дедюевой М.В., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пеледовой Веры Вячеславовны к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о защите пенсионных прав,

Установил:

Пеледова В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о защите пенсионных прав.

После уточнения требований просила обязать УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району включить в спецстаж периоды:

1. в календарном исчислении курсы повышения квалификации,

2. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца с 03.07.1982г. по 20.12.1982г., с 21.12.1982г. по 05.03.1984г.,

3. в календарном исчислении период работы с 14.06.1984г. по 11.07.1988г.,

4. назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 06.04.2011г.

Иск обоснован тем, что указанные периоды в спецстаж не включены либо включены в календарном исчислении в спецстаж неосновательно.

Впоследствии истица обратилась в суд с заявлением об отказе от иска в части требования о включении в спецстаж в календарном исчислении периода работы с 14.06.1984г. по 11.07.1988г., а также в части требования назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 06.04.2011г.

Определением суда производство по делу в этой части требований прекращено.

Остальные требования истица в заявлении в суд поддержала, просила при этом разрешить спор в ее отсутствие.

Представитель ответчика Абрамов В.В. в судебном заседании иск не признал по основаниям изложенным в протоколе пенсионного органа.

Выслушав Абрамова В.В., изучив материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Решением от 13.04.2011г. медицинскому работнику Пеледовой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого спецстажа.

Согласно протокола от 13.04.2011г. заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан специальный стаж Пеледовой В.В. на дату реализации пенсионных прав 06.04.2011г. составляет 25 лет 3 месяца 2 дня, в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, также в спецстаж включены период отпуска по уходу за ребенком лишь в календарном исчислении.

В соответствии со ст. 81 закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Согласно ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ( профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон « О трудовых пенсиях в РФ», согласно ст. 31 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах…..

В п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, установлен исчерпывающий перечень иных периодов, которые наряду с работой, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются в спецстаж, периодов нахождения на курсах повышения квалификации перечень не предусматривает.

Соответственно, и в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан периоды курсов указаны в качестве отвлечений от основной работы.

О направлении истицы на курсы повышения квалификации издавались соответствующие приказы, ей сохранялся заработок, по результатам прохождения обучения на курсах истице выдавались соответствующие документы о повышении квалификации. Таким образом, на курсы повышения квалификации истица была направлена работодателем, тематика обучения позволяет сделать вывод о том, что она получала новые знания, совершенствовала навыки и умения в своей профессии, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, нормативными - правовыми актами в области здравоохранения предусмотрено обязательное периодическое обучение на курсах повышения квалификации.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования о включении спорных периодов курсов с 11.01.1994г. по 27.01.1994г., с 16.09.1998г. по 13.10.1998г., с 15.09.2003г. по 10.10.2003г., с 08.09.2008г. по 15.09.2008г., с 01.10.2008г. по 08.10.2008г. в специальный трудовой стаж в календарном исчислении следует удовлетворить.

В п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в числе иных периодов, которые наряду с работой, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются в спецстаж, указаны периоды нетрудоспособности.

Поэтому период с 03.07.1982г. по 20.12.1982г.(0-5-16), - отпуск по беременности и родам, когда должна находиться на листке нетрудоспособности, в спецстаж истицы пенсионным органом включен.

При этом истица настаивает на включении данного периода в спецстаж не в календарном, а в льготном исчислении.

Спорный период приходится на работу истицы в качестве медицинской сестры в <данные изъяты>, именно с этой должности истица уходила в отпуск по беременности и родам, и период работы, предшествующий спорному, зачтен истице в спецстаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности. Поэтому и период отпуска по беременности и родам должен засчитываться в спецстаж истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца. В законодательстве отсутствуют указания на то, что отвлечения от основной работы, которые подлежат зачету в спецстаж, засчитываются в него в ином порядке, нежели периоды работы, которые эти отвлечения окружают.

Отпуск по уходу за ребенком с 21.12.1982г. по 05.03.1984г. предоставлен истице до достижения ребенком возраста полутора лет. Этот период в спецстаж истицы зачтен календарно год за год. Он приходится, как указывалось выше, на работу истицы в должности медицинской сестры <данные изъяты>, эта работа зачтена в спецстаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Ранее действующее законодательство не позволяло исчислять периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в ином порядке по сравнению с порядком исчисления трудового стажа работы, во время которой был предоставлен такой отпуск. Такой вывод суда основан на анализе ст. 167 КЗоТ РСФСР, постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», постановления ЦК КПСС, СМ СССР И ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 7/10-30, в соответствии с которыми исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно было производиться в таком же порядке, как и работа, в период которой предоставлен такой отпуск.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, изменения, вносимые в пенсионное законодательство, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывал гражданин до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Законодательство, действовавшее до 6 октября 1992 года, предусматривало включение времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий, специальный стаж и стаж работы по специальности, в том числе для назначения пенсии на льготных условиях.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР ( в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.) кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Указание на иное исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в законодательстве отсутствовало.

Напротив, Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС о порядке предоставления указанных отпусков, утвержденные Постановлениями от 22.01.1981г. № 256 и от 29.11.1989г. № 375/24-11, ориентировали на то, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены такие отпуска.

Поэтому исковые требования о включении спорного периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный трудовой стаж в льготном исчислении следует удовлетворить.

При удовлетворении иска в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию уплаченная при обращении в суд госпошлина <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району включить в спецстаж Пеледовой Веры Вячеславовны

периоды курсов повышения квалификации с 11.01.1994г. по 27.01.1994г., с 16.09.1998г. по 13.10.1998г., с 15.09.2003г. по 10.10.2003г., с 08.09.2008г. по 15.09.2008г., с 01.10.2008г. по 08.10.2008г. в календарном исчислении,

периоды с 03.07.1982г. по 20.12.1982г., с 21.12.1982г. по 05.03.1984г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд г. Костромы в течение 10 дней.

Судья:                                                                     Дедюева М.В.