3Дело 2-3427/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 сентября 2011 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Щербовой Т.Н., при секретаре Власовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Ольги Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме о включении периода работы в стаж, назначение досрочной пенсии, у с т а н о в и л: Емельянова О.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району, Костромской области, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, так как она является медицинским работником и имеет медицинский стаж 29 лет 11 месяцев. Согласно протокола № 1703 от 28.07.2011г. заседания комиссии УПФ РФ по Костроме и Костромскому району по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Из специального стажа был исключен период ее работы с 09.02.1984 года по 08.10.1988 года в должности медицинской сестры в детском комбинате № 14 Костромского фанерного комбината. Кроме того, период ее работы в должности медсестры реанимационного отделения Первой городской больницы г. Костромы с 31.07.1981 года по 31.12.1981 года был включен в специальный стаж в календарном исчислении; период нахождения в отпуске по беременности и родам в период с 27.09.1982 года по 30.01.1983 года и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 31.01.1983 года по 19.01.1984 года также были включены в специальный стаж в календарном исчислении. С указанным решением она не согласна, просит обязать Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району включить в ее специальный стаж период ее работы с 09.02.1984 года по 08.10.1988 года в должности медицинской сестры в детском комбинате № 14 Костромского фанерного комбината; засчитать в ее специальный стаж период работы в должности медсестры реанимационного отделения Первой городской больницы г. Костромы с 31.07.1981 года по 31.12.1981 года, период нахождения в отпуске по беременности и родам в период с 27.09.1982 года по 30.01.1983 года и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 31.01.1983 года по 19.01.1984 года в льготном исчислении как 1 год за 1,6 лет. В настоящем судебном заседании Емельянова О.А. исковые требования поддержала, просила обязать Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району включить в ее специальный стаж период ее работы с 09.02.1984 года по 08.10.1988 года в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детском комбинате № 14 Костромского фанерного комбината в календарном исчислении; период работы в должности медсестры реанимационного отделения Первой городской больницы г. Костромы с 31.07.1981 года по 31.12.1981 года, период нахождения в отпуске по беременности и родам в период с 27.09.1982 года по 30.01.1983 года и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 31.01.1983 года по 19.01.1984 года в льготном исчислении как 1 год за 1,6 лет. Назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 27.06.2011 года. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по Костроме Абрамов В.В. исковые требования не признал, по доводам, изложенным в протоколе заседания комиссии по вопросу реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району № 1703 от 28.07.2011 года. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 81 закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно ст.83 указанного закона списки соответствующих работ( профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации. С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон « О трудовых пенсиях в РФ», согласно ст.31 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Согласно ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах….. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. № 395 такое наименование учреждения, как детский комбинат, отсутствует. Суд считает возможным пояснения истицы о том, что, работая в должности медицинской сестры, фактически она осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья детей, положить в основу решения по делу, поскольку эти пояснения подтверждаются как пояснениями истицы так и документально. Так, Приложением к Приказу Министра здравоохранения СССР № 60 от 19.01.1983г. установлено, что медицинская сестра (фельдшер) детского сада принимает участие в осмотрах детей врачом, проводит антропометрию детям, по назначению врача проводит мероприятия по закаливанию, профилактическим прививкам, диагностические пробы, забирает материалы для лабораторных исследований и выполняет другие медицинские назначения, проводит изоляцию заболевших детей, а также осмотр термометрию и прочие мероприятия для детей, бывших в контакте с инфекционными больными, организует проведение текущей дезинфекции, оказывает доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы, проводит работу по профилактике травматизма, осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим режимом, оформляет медицинскую документацию, утвержденную Минздравом. Эти обязанности медицинской сестры детского сада составляют лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Наименование детский комбинат является произвольным, означает комбинированное дошкольное учреждение. Для учреждения детский комбинат имелось утвержденное название: ясли -сад (сад-ясли). Так, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959г. за № 558 указано следующее: «2. В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение». В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющемся Приложением к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в качестве лечебно-профилактических учреждений указаны и детские ясли, и детские сады, и объединенные ясли сады. Истица работала в детском комбинате № 14 Костромского фанерного комбината в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры с 09.02.1984 года по 08.10.1988 года (4-8-0). Как следует из справки № 1402 от 21 сентября 2011 года Емельянова О.А. работала в детском комбинате № 14 медицинской сестрой в период с 1984 года по 198 год.. Работа медицинской сестры детского комбината, по своим функциональным обязанностям соответствует обязанностям медицинской сестры дошкольного -школьного отделения детской поликлиники. Детский комбинат № 14 территориально относился к детской поликлинике № 1. Врачебное обслуживание детей проводила врач-педиатр детской поликлиники № 1. Согласно Положению о медицинской сестре(фельдшере) детской городской поликлиники по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в детских садах, являющемуся приложением к Приказу Министра здравоохранения СССР № 60 от 19.01.1983г., должность медицинской сестры должна состоять в штате городской поликлиники, которая является лечебно-профилактическим учреждением, а в штате детского сада состоять не должна, поскольку по роду своих обязанностей, утвержденных этим Положением, медицинская сестра занимается исключительно деятельностью по охране здоровья населения, а не образовательной и воспитательной работой. То, что истица состояла не в штате поликлиники, а в штате детского сада, на реализации ее пенсионных прав отражаться не должно. Поэтому спорный период работы истицы в качестве медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского комбината №14 Костромского фанерного комбината с 09.02.1984 года по 08.10.1988 года следует включить в специальный стаж в календарном исчислении. Период работы истицы в должности медсестры реанимационного отделения Первой городской больницы г. Костромы с 31.07.1981 года по 31.12.1981 года был включен в специальный стаж в календарном исчислении. Однако с данным выводом согласиться нельзя. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, которые не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы. Согласно указанным Правилам в соответствии с пп.б п.5 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев указаны: отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, наименование должностей: врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры- анестезисты. Как следует из трудовой книжки истицы, она работала в реанимационном отделении,, согласно штатного расписания в анестезиологическом отделении. Указанные наименования отделения являются произвольным наименованием одного отделения «анестезиологии и реанимации». Кроме того, как следует из документов имеющихся в наблюдательном деле ГУЗ «Первая городская больница (рег. № 054-037-005008)» с 1982 года отделение анестезиологии согласно штатным расписаниям стало именоваться отделением анестезиологии и реанимации Из пояснений истицы следует, что в период с 31.07.1981 года по 19.01.1984 года, в том числе и в оспариваемый период времени, она работала в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации. При этом она работала всегда в одном и том же отделении, с одними и теми же обязанностями. Указанное ответчиком не опровергнуто. Неправильное наименование отделения, в котором работала истица не должно негативно отражаться на ее праве на включение оспариваемого периода работы в льготном исчислении. Суд приходит к выводу, что период работы истицы с 31.07.1981 года по 31.12.1981 года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Подлежат удовлетворению и требования истицы о включении в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 27.09.1982 года по 30.01.1983 года и в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет с 31.01.1983 года по 19.01.1984 года. Указанные периоды включены в специальный стаж истицы в календарном порядке, в то же время эти периоды приходятся на льготную работу истицы, которая подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Ранее действующее законодательство не позволяло исчислять периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в ином порядке по сравнению с порядком исчисления трудового стажа работы, во время которой был предоставлен такой отпуск. Такой вывод суда основан на анализе ст. 167 КЗоТ РСФСР, постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», постановления ЦК КПСС, СМ СССР И ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 7/10-30, в соответствии с которыми исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно было производиться в таком же порядке, как и работа, в период которой предоставлен такой отпуск. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, изменения, вносимые в пенсионное законодательство, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывал гражданин до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). Законодательство, действовавшее до 6 октября 1992 года, предусматривало включение времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий, специальный стаж и стаж работы по специальности, в том числе для назначения пенсии на льготных условиях. В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР ( в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.), кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Указание на иное исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в законодательстве отсутствовало. Напротив, Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС о порядке предоставления указанных отпусков, утвержденные Постановлениями от 22.01.1981г. № 256 и от 29.11.1989г. № 375/24-11, ориентировали на то, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены такие отпуска. Поэтому исковые требования о включении спорных периодов отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет в специальный трудовой стаж в льготном исчислении следует удовлетворить. При этом, суд исходит из того, что действовавшее до 06.10.1992г. законодательство не разделяло отпуска на оплачиваемые и не оплачиваемые, из чего можно сделать вывод, что речь шла обо всех отпусках по уходу за ребенком. Поэтому исковые требования о включении спорного периода - отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 31.01.1983 года по 19.01.1984 года в специальный трудовой стаж в льготном исчислении следует удовлетворить. Отпуск по беременности и родам с 27.09.1982 года по 30.01.1983 года предшествовал отпуску по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ему, в свою очередь, предшествовала льготная работа, социальные гарантии государства, связанные с рождением ребенка ( ст. 165 КЗОТа РСФСР), не позволяют зачислить период этого отпуска в специальный стаж в ином исчислении, нежели в том, в каком засчитываются периоды работы, поэтому данный отпуск подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. При включении в специальный стаж спорных периодов в заявленном истицей исчислении ( 4 года 08 месяцев +2 месяца 15 дней + 2 месяца 02 дня + 05 месяцев 25 дней) и с учетом зачтенного ответчиком стажа 25 лет 5 месяцев 15 дней, специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 27.06.2011 года будет достаточно, специальный стаж составляет 30 лет 11 месяцев 27 дней, поэтому ответчика следует обязать назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 27.06.2011 года(момента обращения истицы в ГУ УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области за назначением пенсии). Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Емельяновой Ольги Анатольевны удовлетворить. Включить в специальный стаж Емельяновой Ольги Анатольевны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях периоды ее работы с 09.02.1984 года по 08.10.1988 года в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детском комбинате № 14 Костромского фанерного комбината в календарном исчислении, с 31.07.1981 года по 31.12.1981 года в должности медсестры реанимационного отделения Первой городской больницы г. Костромы в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, с 27.09.1982 года по 30.01.1983 года период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении как 1 год за 1год 6 месяцев с 31.01.1983 года по 19.01.1984 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении как 1 год за 1год 6 месяцев. Назначить и выплачивать Емельяновой Ольге Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях с 27.06.2011 года. Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Свердловский районный суд в течение 10 дней. Судья: Т.Н. Щербова