решение об удовлетворении иска



дело № 2-3680/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего Лукьяновой С.Б.

при секретаре Сусловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охремчук Татьяны Юрьевны к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и о назначении пенсии,

установил:

Решением комиссии ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области от 21.06.2011 года Охремчук Т.Ю. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

Охремчук Т.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району КО о включении в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию периодов её работы: с 17.04.1984 г. по 14.09.1985 г. в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитет Организации 1, периодов нахождения на курсах повышения квалификации - с 01.04.2007 г. по 20.04.2007 г;, периода работы с 17.09.1985 г. по 16.10.1986 года в должности воспитателя дошкольное учреждение 1 и обязании ответчика назначить ей досрочную пенсию с 28.03.2011 года, мотивируя тем, что ответчик незаконно отказал ей в назначении досрочной пенсии, поскольку она имеет необходимый специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии.

В судебном заседании истица Охремчук Т.Ю. иск поддержала по указанным выше основаниям.

Представитель ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому району КО Лаврова Н.Э. с иском не согласна, полагала решение об отказе в назначении истице пенсии законным и обоснованным.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях » трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы, выполнявшиеся до 01.09.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 01.09.2000г. - при условии выполнения нормы рабочего времени установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, без занятия штатной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение не засчитываются.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Судом установлено, что 28 марта 2011 года истица обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району КО с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.06.11 года №1425 указанные выше спорные периоды работы истицы исключены из её специального стажа (л.д.5-6).

По представленным документам страховой стаж истицы составляет 28 лет 08 месяцев 11 дней. Стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с педагогической деятельностью составляет 23 года 05 дней. Это подтверждается трудовой книжкой истицы и протоколом комиссии ГУ УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району.

Не включение спорных периодов работы истицы в специальный стаж является не соответствующим закону, по следующим основаниям.

Судом установлено, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, которые ей не были включены в спецстаж, истица работала в должности воспитателя дошкольное учреждение 2.

В соответствии со ст. 27 и 28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ.

Поэтому период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж работы.

Суд считает, что оценку пенсионных прав истицы в период работы с 17.04.1984 г. по 14.09.1985 г. в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитет Организации 1, необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанной должности.

Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы истицы), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В оспариваемый период истица работала секретарем первичной комсомольской организации организация 1. Эта работа была выборной, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.

При таких обстоятельствах, вышеуказанный период работы подлежал включению в стаж работы ... по специальности.

Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Как усматривается из материалов дела на момент обращения истицы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как усматривается из копии трудовой книжки, материалов дела, работая в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитет Организации 1 истица имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы истицы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

По указанным основаниям, исковые требования в части включения в специальный стаж периода с 17.04.1984 г. по 14.09.1985 г. в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитет Организации 1 подлежат удовлетворению.

При разрешении иска в части включения в спецстаж периода работы истицы с 17.09.1985 г. по 16.10.1986 года в должности воспитателя дошкольное учреждение 1 суд руководствуется следующими нормами законодательства.

Согласно подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях » трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы, выполнявшиеся до 01.09.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 01.09.2000г. - при условии выполнения нормы рабочего времени установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, без занятия штатной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение не засчитываются.

Судом установлено, что в спорный период времени истица (до брака имела фамилию Б.) занимала штатную должность воспитателя дошкольное учреждение 1, что подтверждается архивной справкой ГУ Государственного архива Костромской области, где имеется личная карточка работника формы Т-2, а также сведения о переводе воспитателя дошкольное учреждение 1 в дошкольное учреждение 3.

Факт работы истицы в должности воспитателя на штатной должности, указанной в Списке, подтверждается копией трудовой книжки истицы, показаниями опрошенных судом свидетелей О. и П.., работавших совместно с ней в спорный период.

Отсутствие ведомостей по начислению заработной платы в спорный период времени не должно ущемлять право истицы на пенсионное обеспечение.

Следовательно, спорный период работы, подлежит включению в специальный стаж работы истицы.

Таким образом, суммарный специальный трудовой стаж истицы на день обращения в пенсионный орган, с учетом подлежащих включению периодов работы составил 25 лет 06 мес. 23 дня

Поскольку указанный специальный стаж у истицы на момент её обращения в УПФ, достигает установленного законодательством предела специального стажа 25 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, требования в части назначения досрочной пенсии с 28 марта 2011 года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Охремчук Татьяны Юрьевны удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить Охремчук Татьяне Юрьевне в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды её работы:

- с 17.04.1984 г. по 14.09.1985 г. в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитет Организации 1,

-период нахождения на курсах повышения квалификации - с 01.04.2007 г. по 20.04.2007 г;

-период работы с 17.09.1985 г. по 16.10.1986 года в должности воспитателя дошкольное учреждение 1

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда по городу Костроме и Костромскому району Костромской области назначить Охремчук Татьяне Юрьевне досрочную пенсию с 28 марта 2011 года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области в пользу Охремкук Татьяны Юрьевны расходы по госпошлине ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней через Свердловский районный суд г. Костромы.

Федеральный судья -