о взыскании материального ущерба в виде недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Пелевиной Н.В.

при секретаре Беловой С.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Снаегина В.А., Монахова В.С., Синочкина В.Н., Черняева Г.П., Бородинова В.М. и Кувалова Н.И. к Военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба в виде недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Снаегин В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба в виде недополученных сумм пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получателем пенсии, выплачиваемой ответчиком. В соответствии с подпунктом «б» статьи 49 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года увеличение любой составляющей денежного довольствия, учитываемой для исчисления пенсии, влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей. Одной из таких составляющих является месячная стоимость продовольственного пайка, которая с 01.01.2000 года неоднократно повышалась. Однако ответчик при начислении пенсии в период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года учитывал не месячную стоимость продовольственного пайка, а денежную компенсацию за продовольственный паек, выплата которой осуществлялась военнослужащим по их выбору взамен выдачи продовольственного пайка в натуре и размер которой, установленный Федеральными законами о бюджете на 2000 - 2007 годы из расчета 20 рублей в сутки, значительно меньше реального размера месячной стоимости продовольственного райка, определяемого Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ. Ссылаясь на неправомерность таких действий, на наличие судебных решений об удовлетворении подобных исков, просит взыскать с ответчика материальный ущерб в виде недополученной пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года с учетом индексации по индексам роста потребительских цен <данные изъяты>, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

С аналогичными исками к ответчику обратились Монахов В.С., который просит взыскать с ответчика материальный ущерб в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; Синочкин В.Н., который просит взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; Черняев Г.П., который просит взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты>. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; Бородинов В.Н., который просит взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты>. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; Кувалов Н.И., который просит взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты>. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Определением судьи от 16.03.2011 года указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истцы требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, в представленных письменных возражениях полагал исковые требования необоснованными. Указал, что в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, устанавливаемые Правительством РФ и в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Пунктом 18 приказа Министра обороны РФ от 22.07.2000 года № 400 определено, что денежная компенсация взамен продовольственного пайка выплачивается военнослужащим в размере его стоимости, если федеральным законом не установлен иной размер. Федеральными законами о федеральном бюджете на период 2000-2007 годов указанная компенсация установлена в размере 20 рублей в сутки, поэтому и пенсия должна исчисляться из указанного размера компенсации, что подтверждено Постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 года № 906, от 22.02.2006 года № 101 и от 23.02.2007 года № 126.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что для исчисления пенсии в денежное довольствие пенсионеров включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим или сотрудникам органов внутренних дел.

Согласно п.1 ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) выплатой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - выдачей продовольственного пайка по их просьбе.

Во исполнение п.1 ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих» Министром обороны РФ был издан Приказ от 22.07.2000 г. № 400, которым утверждено Положение о продовольственном обеспечении вооруженных сил РФ на мирное время, в соответствии с п.18 которого денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка выплачивается военнослужащим в размере его стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер.

В соответствии со ст.49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» одним из оснований пересмотра пенсий указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок пересмотра пенсий установлен пп. «б» п.14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. «а» п.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» впервые был установлен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки.

В последующие годы в течение спорного периода норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка федеральными законами о бюджете на соответствующие годы была установлена также в размере 20 рублей в сутки.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 года № 101 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» установлено, что в 2006 году выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» осуществляется в размере 20 рублей в сутки.

Аналогичная норма была предусмотрена и на 2007 год пунктом 47 Постановления Правительства РФ № 126 от 23.02.2007 года.

Таким образом, в спорный период указанный размер компенсации в централизованном порядке не изменялся, поэтому оснований для применения при расчете пенсии иного размера компенсации взамен продовольственного пайка у военного комиссариата не имелось, как не имеется оснований и у суда для ее перерасчета.

Как усматривается из материалов дела, в спорный период расчет пенсии истцам произведен из оклада по должности, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, а также компенсации взамен продовольственного пайка в указанном выше размере (20 руб. в сутки), что соответствует приведенным выше положениям законодательства. При этом за 2000 год перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продпайка до 20 руб. в сутки произведен истцам на основании соответствующих судебных решений мирового судьи судебного участка № 2 г.Костромы: Снаегину В.А. - на основании решения от 28.05.2002 года, Монахову В.С. - от 03.10.2002 года, Синочкину В.Н. - от 02.082002 года, Черняеву Г.П. - от 21.11.2002 года, Бородинову В.М. - от 20.09.2002 года, Кувалову Н.И. - от 26.06.2002 года. За последующий период пенсия исчислялась исходя из указанного размера компенсации военным комиссариатом самостоятельно.

В связи с этим основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Суд не может согласиться с доводами истцов о том, что в расчет для исчисления пенсии должна включаться реальная стоимость продовольственного пайка, а не размер компенсации взамен продовольственного пайка, которые отличаются друг от друга.

Так, Верховный Суд РФ в Определении от 19.10.2004 года по аналогичному делу № 46-В04-19 указывает, что «подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий также должен производиться исходя из ежемесячной продовольственной компенсации, установленной федеральным законом».

Кроме того, законодательство не содержит определения реальной стоимости продовольственного пайка и не регламентирует порядок ее формирования.

Ссылка истцов на то, что по данным Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ реальная стоимость продпайка изменялась в сторону увеличения, является неубедительной, поскольку указанному органу в установленном законом порядке не предоставлялось право устанавливать размер такой составляющей денежного довольствия военнослужащих, увеличение которой влечет пересмотр пенсий. Размер денежной компенсации может устанавливаться и изменяться только федеральным законом.

В вышеуказанном определении Верховного Суда РФ также отмечено, что «никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости руководствоваться нельзя, …поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - федеральный закон о федеральном бюджете…».

Несостоятельной суд находит ссылку истцов как на основание для удовлетворения иска и на Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 года, которое приложено к исковому заявлению и которым военному комиссариату Кабардино-Балкарской Республики отказано в передаче в суд надзорной инстанции его надзорной жалобы на решение суда об удовлетворении подобных исков военных пенсионеров. В данном Определении сделан вывод, аналогичный изложенному выше, о том, что пересмотр пенсий бывшим военнослужащим должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих военную службу. Дело в суд надзорной инстанции не передано по иным основаниям.

Не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения иска и Постановление Европейского Суда по правам человека от 29.07.2010 года по делу «Стрельцов и 86 других "Новочеркасских военных пенсионеров» против России» (Streltsov and other "Novocherkassk military pensioners"), на которое ссылаются истцы в иске, так как предметом рассмотрения в указанном деле были иные обстоятельства.

Таким образом, доводы истцов противоречат действовавшему в период спорных отношений законодательству, основаны на ошибочном толковании правовых норм, а их исковые требования удовлетворены быть не могут.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Снаегину В.А., Монахову В.С., Синочкину В.Н., Черняеву Г.П., Бородинову В.М., Кувалову Н.И. в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней.

Судья Н.В.Пелевина