Дело № 2-1630/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 апреля 2011года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Пелевиной Н.В., при секретаре Беловой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Детский сад № 71 города Костромы об устранении нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор города Костромы обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что при проведении проверки с привлечением специалистов территориального отдела надзорной деятельности г. Костромы в МДОУ Детский сад № 71 г.Костромы выявлены нарушения пункты 3, 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, а также пункты 6.12 и 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно: объект не оборудован прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенного пункта; стены в групповых, спальных помещениях и раздевалках отделаны горючими материалами; отсутствуют запасные выходы из помещений, где находятся более 10 детей (спальные и групповые помещения). Ссылаясь на то, что неустранение перечисленных нарушений может повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара, а также на положения ч.2 ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» о том, что все учреждения и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, просит обязать ответчика в срок до 25.08.2011 года провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению названных нарушений требований пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор Тимошенко М.В. исковые требования поддержала в части возложения на ответчика обязанности по демонтажу горючей отделки в помещениях групп, спален и раздевалок и оборудованию вторых эвакуационных выходов из помещений спален и групп. Представитель ответчика Афанасьева Н.Н., заведующий МДОУ Детский сад № 71 города Костромы, исковые требования признала частично, пояснила, что учреждение уже оборудовано прямой телефонной линией с ЕДС ГУ МЧС РФ по Костромской области, и принимает меры для устранения остальных имеющихся нарушений в области пожарной безопасности. Для оборудования вторых эвакуационных выходов из спален и групп на основании договора с ООО «Ц.» проведена оценка рисков в области пожарной безопасности, в летнее время будет выполнен демонтаж горючей отделки. Поскольку работы по оборудованию вторых выходов потребуют разработки проекта, утверждения сметной документации и соответствующего финансирования из бюджета города, так как собственных доходов учреждение не имеет, эти мероприятия не могут быть выполнены в срок, который указан в исковом заявлении. Просила это учесть при разрешении спора и установить срок для выполнения работ не ранее 31.12.2011 года. Представитель отдела надзорной деятельности г. Костромы ГУ МЧС России по Костромской области Батурин А.Д. иск полагал обоснованным. Подтвердил, что работы по оборудованию детского сада № 71 прямой телефонной связью с единой диспетчерской службой управления МЧС по КО выполнены, оценка рисков в области пожарной безопасности как начальный этап мероприятий по оборудованию вторых эвакуационных выходов осуществлена. Представитель Управления образования администрации города Костромы Марков С.В. полагал исковые требования, поддержанные прокурором, обоснованными, пояснил, что вопросы соблюдения дошкольными учреждениями города Костромы находятся на контроле в Управлении образования и последнее обеспечит устранение детским учреждением имеющихся недостатков путем финансирования необходимых затрат. Ссылаясь на то, что мероприятия по оборудованию вторых эвакуационных выходов потребуют более длительного времени, нежели указано в иске, просил установить срок для устранения оставшихся недостатков до 31.12.2011 года. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены в Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ. Согласно преамбуле данного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст.37 Закона организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии со ст.20 Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В нарушение пунктов 3 Правил, а также пунктов 6.12 и 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» стены в групповых, спальных помещениях и раздевалках детского сада № 71 отделаны горючими материалами; отсутствуют запасные выходы из помещений, где находятся более 10 детей (спальные и групповые помещения). Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем из участвующих в деле лиц, в том числе и ответчиком, не оспариваются. Поскольку невыполнением требований пожарной безопасности ответчик нарушает предписания закона, а также предусмотренные статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» права граждан, находящихся в здании отдела военкомата, на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара и создает угрозу их безопасности, он должен быть обязан к выполнению требований пожарной безопасности в судебном порядке. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая пояснения представителей ответчика и третьего лица (Управления образования) об объеме работ, которые требуется произвести для обустройства вторых эвакуационных выходов, а также исходя из того, что решение суда должно быть исполнимым, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений до 01.01.20112 года. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора города Костромы удовлетворить. Обязать МДОУ Детский сад № 71 города Костромы выполнить в срок до 01 января 2012 года организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности: демонтировать горючую отделку стен в групповых, спальных помещениях и раздевалках детского сада; оборудовать запасные выходы наружу из помещений, где пребывает более 10 детей (спальные и групповые помещения детского сада). Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.