Дело № 2-2607/2011 Р Е Ш Е Н И Е 11 июля 2011 г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Пелевиной Н.В. при секретаре Беловой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малковой В.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении и о назначении досрочной трудовой пенсии, у с т а н о в и л: Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором указала, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в связи с отсутствием специального стажа. При этом ответчиком в специальный стаж не включены в льготном исчислении периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 01.09.1981 года по 26.10.1981 года и по уходу за ребенком с 27.10.1981 года по 26.10.1982 года, и полностью не включены период ее работы групповой медицинской сестрой в Детские ясли с 10.11.1982 года по 20.08.1985 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.12.2004 года по 24.12.2004 года, с 26.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 23.03.2009 года по 27.03.2009 года и с 10.03.2010 года по 09.04.2010 года. С таким решением ответчика она не согласна. Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком были ей предоставлены в период работы в должности медсестры зубоврачебного кабинета в Санаторий1, который находится в сельской местности. Так как работа в сельской местности подлежит исчислению как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периоды отпусков должны быть исчислены в таком же порядке. Ответчик же исчислил эти периоды в календарном порядке. Периоды повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, так как периодическое повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является частью профессиональной деятельности медицинского работника, в это время за ней сохранялись рабочее место и заработок, по окончании обучения ей были выданы сертификаты специалиста, без наличия которых осуществление медицинской деятельности не допускается. Работа медсестрой в детских яслях по законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы, подлежала включению с медицинский стаж, поэтому ответчик отказал в ее зачете в стаж необоснованно. Просит обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в указанном порядке в специальный стаж и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали. Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истице отказано в назначении пенсии. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истицы, суд приходит к следующему. В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Упомянутые Списки были утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года периоды работы, выполнявшиеся до 1 ноября 1999 года, засчитывались в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, пунктом 1 которого было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. При этом согласно пункту 2 Постановления № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа считался как один год работы за один год и три месяца такой работы. Аналогичный порядок исчисления лечебной деятельности предусмотрен и подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. В соответствии с названными Списками и Правилами протоколом ответчика № 801 от 12.04.2011 года истице в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения включен период ее работы в должности медицинской сестры зубоврачебного кабинета в Санаторий1, расположенного на территории <данные изъяты> с 01.08.1980 года по 31.08.1981 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца такой работы в сельской местности, кроме периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком с 01.09.1981 года по 26.10.1981 года и с 27.10.1981 года по 26.10.1982 года, которые ей предоставлялись в период работы в указанном санатории. С таким решением ответчика согласиться нельзя. Период получения пособия по беременности и родам является периодом временной нетрудоспособности, который включается в стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, в течение которых он наступил (ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом, по смыслу данного нормативно-правового акта, при исчислении стажа время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежало учету в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен этот отпуск, на что указано в пункте 7 разъяснений от 29.11.1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11. Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Поскольку истица находилась в отпусках по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 года, периоды ее нахождения в этих отпусках подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как медицинскому работнику (специальный стаж), в том порядке, который действовал в момент предоставления этих отпусков. Отказывая во включении в специальный стаж истицы периода ее работы групповой медицинской сестрой в Детские ясли с 10.11.1982 года по 20.08.1985 года, ответчик исходил из того, что учреждение «детские ясли» и должность «групповая медсестра» не предусмотрены ни одними из указанных выше Списков (от 06.09.1991 года № 464, от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781). Однако при этом не учел, что спорный период работы имел место до введения этих Списков в действие. В силу ст. 4 ГК РФ нормы гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Пунктом 9 статьи 30 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Указанные правовые нормы в совокупности с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года и Определении № 320-О от 05.11.2002 года позволяют осуществлять оценку пенсионных прав, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на основании законодательства, действовавшего в спорный период трудовой деятельности. Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в спорный период, было предписано врачам и другим работникам здравоохранения назначать пенсии за выслугу лет по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Названным Перечнем детские сады, детские ясли, объединенные ясли-сады были отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям системы здравоохранения. Работа в указанных учреждениях в должности медицинской сестры независимо от наименования должности подлежала включению в специальный стаж (раздел II пункт 1). При таких обстоятельствах период работы истицы в детских яслях подлежит включению в медицинский стаж. Периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж. В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, то есть во время ряда спорных периодов. Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года, и приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года № 186 является обязательным, производится на основании приказов работодателя с сохранением за работником заработной платы. Повышение квалификации медицинских работников непосредственно связано с их профессиональной деятельностью, без ее своевременного прохождения медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это подтверждается и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года, согласно подпункту «д» пункта 5 которого повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинские работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности. Аналогичные нормы содержались и в ранее действующих Положениях о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499 и от 21.05.2001 года № 402, а также в Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 19.12.94 года № 286, из пункта 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдается государственным медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое осуществляет последипломную подготовку врачей по государственным образовательным программам; сертификат специалиста подлежит подтверждению каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Согласно п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения времени нахождения работника на курсах повышения квалификации в специальный стаж. Истица на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и рабочее место, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд, в связи с чем оснований для исключения этих периодов из специального стажа не имеется. С учетом вышеуказанного порядка исчисления спорных периодов специальный стаж истицы на момент обращения к ответчику составил более 30 лет, что свидетельствует о возникновении у нее права на досрочную пенсию. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Малковой В.В. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить в специальный трудовой стаж Малковой В.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, следующие периоды: - периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 01.09.1981 года по 26.10.1981 года и по уходу за ребенком с 27.10.1981 года по 26.10.1982 года - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца такой работы; - период работы групповой медицинской сестрой в Детские ясли с 10.11.1982 года по 20.08.1985 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.12.2004 года по 24.12.2004 года, с 26.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 23.03.2009 года по 27.03.2009 года и с 10.03.2010 года по 09.04.2010 года - в календарном исчислении. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области назначить Малковой В.В. трудовую пенсию по старости с 24.02.2011 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней. Судья Н.В.Пелевина