Дело № 2-2946/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Пелевиной Н.В. при секретаре Беловой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Потапова С.В. об оспаривании постановления администрации города Костромы об исключении из списка очередности граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, у с т а н о в и л: Потапов С.В. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом ГК ВС СНГ от ДД.ММ.ГГГГ № уволен из рядов Вооруженных Сил по сокращению штатов. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения в г.Костроме, в списке очередности граждан, уволенных в запас или отставку из ВС РФ. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в его учетное дело внесены изменения, в состав его семьи включена дочь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На заседании ДД.ММ.ГГГГ городская жилищная комиссия приняла решение об исключении Потапова С.В. из списка лиц, уволенных из рядов ВС РФ, в связи с отсутствием необходимой выслуги военной службы. На основании этого решения городской жилищной комиссии Постановлением Администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № Потапов С.В. исключен из списка очередности граждан, уволенных в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Письмом Комитета ЖКХ администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ Потапову С.В. было сообщено о принятом решении. Как следует из данного письма, Потапов С.В. снят с учета лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, и исключен из списка очередности граждан, уволенных в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с тем, что у него общая продолжительность военной службы составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, тогда как в соответствии с Законом № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» жилыми помещениями обеспечиваются граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Потапов С.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором указал, что он был принят на учет в 1992 году до принятия Федерального закона «О статусе военнослужащих» на основании нормативных правовых актов, которые не устанавливали требований о продолжительности военной службы. Поскольку с 1992 года до вступления в силу названного закона и до настоящего времени он не был обеспечен жилым помещением, он не может быть снят с учета лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, а оспариваемое постановление Администрации города Костромы нарушает его права. Просит признать постановление Администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения его из списка граждан, уволенных из Вооруженных Сил РФ по сокращению штатов, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, незаконным и обязать Администрацию города Костромы устранить допущенное нарушение его прав и восстановить его на учете в качестве гражданина, уволенного из ВС РФ по сокращению штатов, нуждающегося в предоставлении жилья. В судебном заседании Потапов С.В. заявление поддержал, просил признать незаконным действия Администрации города Костромы по снятию его с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и восстановить его нарушенное право. Представитель Администрации города Костромы Соснин С.А. полагал заявление необоснованным. Указал, что заявитель был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ, внесшего изменения в ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которыми условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные этим законом, в том числе условие о наличии у таких граждан общей продолжительности военной службы 10 лет и более, стали распространяться и на граждан, которые имеют право на обеспечение жильем в соответствии с законодательством СССР. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к таким решениям относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего в момент постановки заявителя на учет для получения жилого помещения, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Статьей 36 ЖК РФ предусматривалось, что право первоочередного получения жилого помещения кроме перечисленных в данной статье лиц законодательством Союза ССР и РСФСР может быть предоставлено и другим категориям граждан. Пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, и пунктом 24 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335, первоочередное право получения жилья было предоставлено лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов. В силу указанных пунктов они подлежали обеспечению жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Судом установлено, что заявитель был поставлен на учет для получения жилого помещения в <данные изъяты> году в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, поскольку не имел жилого помещения. В порядке, предусмотренном указанными нормами, жильем не обеспечен. С 01.03.2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, в части первой статьи 56 которого перечислены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с частью 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания, перечисленные в пунктах 1, 3 - 6 статьи 56 ЖК РФ (подача заявления о снятии с учета; выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование; получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление в установленном порядке земельного участка для строительства жилого дома; выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет) для снятия заявителя с учета отсутствуют. На наличие таких оснований ни в протоколе заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15), ни в постановлении Администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13) не указано. Администрацией города Костромы не представлено доказательств, подтверждающих, что такие основания имеются. Ссылка в письме Комитета ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес заявителя, на пункт 6 части 1 ст.56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, необоснованна. Какие сведения, представленные заявителем при его постановке на учет, не соответствовали действительности, в письме не указано. В судебном заседании доказательства выявления недостоверных сведений также не представлены. Основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали заявителю право на получение жилого помещения, до настоящего времени не отпали. Жильем заявитель не обеспечен, в собственности жилых помещений ни он, ни его дочь, которая вместе с ним состоит на учете, не имеют. Поскольку статья 56 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень основания снятия граждан с учета и таких оснований в ходе судебного разбирательства не установлено, оспариваемое заявителем постановление является незаконным и нарушающим его права. Ссылку представителя Администрации города Костромы на пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан от 08.12.2010 года № 342-ФЗ, которым порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространены и на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд находит необоснованной. Пунктом 2.1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также порядок определенияразмера общей площади жилых помещений и единовременной денежной выплаты. Статьей 15.1 указанного Федерального закона установлена норма предоставления площади жилого помещения и дополнительной площади, норма увеличения размера общей площади жилого помещения, а также порядок определения норматива общей площади жилого помещения при выдаче государственных жилищных сертификатов или предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. По смыслу статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342 на лиц, имеющих право на обеспечение жильем по законодательству СССР, распространяются порядок и условия обеспечения жильем военнослужащих, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих», к которым относятся возможность получения по своему выбору жилого помещения в собственность или по договору социального найма либо получения денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, определение размера предоставляемых жилых помещений и денежной выплаты по нормам, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а не Жилищным кодексом РФ. Но из данной нормы не следует, что указанная категория военнослужащих, не обеспеченных своевременно жилыми помещениями, утрачивает право состоять на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, если не соответствует какому-либо требованию, установленному для обеспечения жильем лиц, уволенных с военной службы, законом, который был введен в действие после их принятия на такой учет. Учитывая, что Определением Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 года № 1549-О-П признано, что положения части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет, и исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве и которые предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, суд приходит к выводу, что оснований для снятия заявителя с учета лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, и исключения из соответствующего списка очередности не имелось. При таких обстоятельствах заявление Потапова С.В. подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Потапова С.В. удовлетворить. Признать постановление администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения Потапова С.В. из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, из числа лиц, уволенных в запас или отставку из рядов Вооруженных сил Российской Федерации, незаконным. Обязать администрацию города Костромы восстановить Потапова С.В. в списке очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, определив его очередность исходя из времени подачи заявления о принятии на учет. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней. Судья Н.В.Пелевина