о включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



                                                                                                   Дело № 2-2153 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе председательствующего судьи Шабаровой И.А.

при секретаре Маматкуловой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разживиной Елене Сергеевне к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Разживина Е.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области, в котором просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 01.09.1994 года по 27.12.1994 года (0-03-27), с 11.10.1999 года по 05.11.1999 года (0-0-25), с 15.11.2004 года по 03.12.2004 года (0-0-19), всего: 5 месяцев 11 дней; период работы в должности заведующей здравпунктом Судомеханического завода с 02.02.1987 года по 25.05.1987 года (00-03-24); периоды работы в ГУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» в должности медицинской сестры доврачебного приема с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года (01-09-22), медицинской сестры соцпомощи с 02.01.1990 года по 05.10.1992 года (02-09-04), с 25.10.1993 года по 31.08.1994 года (00-10-06), с 28.12.1994 года по 17.05.1995 года (00-04-20), всего: 5 лет 9 месяцев 22 дня; отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.10.1992 года по 24.10.1993 года (01-00-19), назначить ей пенсию с 13.04.2011 года, либо с момента возникновения права на льготную пенсию.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 13.04.2011 года она обратилась в УПФР по г.Костроме и Костромскому району Костромской области с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии согласно подп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 21.04.2011 года ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии, с чем истица не согласна, т.к. полагает подлежащими включению в специальный стаж вышеуказанные периоды работы в должности заведующей здравпунктом Судомеханического завода, в ГУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» в должности медицинской сестры доврачебного приема и медицинской сестры соцпомощи, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. На должность заведующей здравпунктом может быть назначен только дипломированный специалист с медицинским образованием (диплом серии ГТ № 919455 от 06.07.1981 года, выданный Костромским медицинским училищем по специальности медицинская сестра). В данной должности она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с функциональными обязанностями: ведение приема пациентов, оказание первой медицинской помощи, организация и проведение профилактических осмотров работников предприятия, выполнение процедур, перевязки, измерение артериального давлении, постановка банок, горчичников, обеспечение лекарственными средствами. В ГУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» она также осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с должностной инструкцией в должностях среднего медицинского персонала, которые имели привязки в зависимости от выполняемого участка работы (доврачебного приема, социальной помощи). Курсы повышения квалификации включали в себя кроме теоретической, и практическую деятельность (занятость) в качестве медсестры социальной помощи и медсестры процедурной на базе учреждений здравоохранения г.Костромы (1-я и 2-я горбольницы, что подтверждено удостоверениями). За этот период она получала заработную плату, из которой проводились отчисления в ПФР. Отпуск по уходу за ребенком, 26.09.1991 года рождения, с 06.10.1992 года по 24.10.1993 года (01-00-19) подлежит включению в специальный стаж, т.к. ребенок рожден до 06.10.1992 года, а постановление об исключении из специального стажа отпуска по уходу за ребенком вступило в силу после этой даты. Всего трудовой стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан составляет более 30 лет.

В судебном заседании Разживина Е.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что работая заведующей здравпунктом Судомеханического завода поликлиники льнокомбината им В.И. Ленина, входившей в состав 2-й городской больницы г.Костромы, она также исполняла обязанности медсестры и фельдшера, за что ей производилась доплата. Однако подтверждающих документов не сохранилось в связи с пожаром. На работу в ГУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» она была принята на должность медсестры доврачебного приема, занималась больными до их оформления в стационарное отделение, заполняла амбулаторные карты. Затем была переведена на должность медсестры соцпомощи, при этом она сидела на приеме с доктором, выходила в суд, на заседании комиссии, на дом, проводила беседы с попечителями, в том числе и по назначениям, которые делал доктор, замещала участковых медсестер на период отпуска. Теперь эти обязанности выполняют участковые медсестры. Произвольное наименование должности в штатном расписании не должно влиять на назначение досрочной трудовой пенсии, т.к. фактически она выполняла обязанности медицинской сестры.

Представитель ответчика Абрамов В.В. исковые требования не признал по изложенным в решении комиссии от 21.04.2011 года доводам. Не оспаривал, что при зачете спорных периодов работы истицы в льготный стаж она имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 13.04.2011 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам.

13.04.2011 года Разживина Е.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением комиссии ответчика от 21.04.2011 года № 86201 Разживиной Е.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого специального трудового стажа. Протоколом заседания Комиссии установлено, что страховой стаж Разживиной Е.С. составляет 29 года 08 месяцев 08 дней. Стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, составляет 23 года 05 месяцев 04 дня. В специальный трудовой стаж не были включены оспариваемые истцом периоды работы в должности заведующей здравпунктом Судомеханического завода с 02.02.1987 года по 25.05.1987 года (00-03-24), в ГУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» в должности медицинской сестры доврачебного приема с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года (01-09-22), медицинской сестры социальной помощи с 02.01.1990 года по 05.10.1992 года (02-09-04), с 25.10.1993 года по 31.08.1994 года (00-10-06), с 28.12.1994 года по 17.05.1995 года (00-04-20), всего: 5 лет 9 месяцев 22 дня, поскольку наименования должности «заведующая здравпунктом», «медсестра доврачебного приема», «медсестра социальной помощи» не предусмотрены в Списке должностей и учреждений,…», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, и Списке должностей и учреждений,…», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.09.1994 года по 27.12.1994 года (0-03-27), с 11.10.1999 года по 05.11.1999 года (0-0-25), с 15.11.2004 года по 03.12.2004 года (0-0-19), всего: 5 месяцев 11 дне, которые в соответствии с п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 516, не подлежат зачету в специальный стаж; отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.10.1992 года по 24.10.1993 года (01-00-19).

В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 1.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, исчисление страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений были утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Последним утверждены также Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Период работы Разживиной Е.С. в должности заведующей здравпунктом Судомеханического завода с 02.02.1987 года по 25.05.1987 года (00-03-24) не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено вышеуказанными Списками, доказательств осуществления истицей в указанный период лечебной деятельности в должности медсестры или фельдшера истицей не представлено и судом не добыто. Согласно справке МУЗ «2-я городская больница» от 03.06.2011 года № 1351 лицевой счет Разживиной Е.С. за 1987 год не сохранился ввиду пожара.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказом № 23-к от 22.03.1988 года Разживина Е.С. переведена с 10.03.1988 года с должности медрегистратора Областного наркологического диспансера на должность мед.сестры доврачебного приема, а приказом № 1-к от 02.01.1990 года переведена с 02.01.1990 года на должность мед.сестры соц. помощи, приказом № 20-к от 16.05.1995 года переведена с 18.05.1995 года на должность процедурной медсестры, 05.10.2006 года учреждение переименовано в ГУЗ «Костромской областной наркологический диспансер», где истица работает по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой Разживиной Е.С.

На момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии и на момент рассмотрения дела в суде действует Список должностей и учреждений…, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, которым такое наименование должностей как медицинская сестра доврачебного приема и медицинская сестра социальной помощи не предусмотрено, при этом предусмотрена должность медицинской сестры. Не были предусмотрены должности «медицинская сестра доврачебного приема» и «медицинская сестра социальной помощи» и в ранее действующем Списке профессий и должностей…, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377, предусмотрены должности медицинская сестра, участковая медицинская сестра, должности «медицинская сестра доврачебного приема» и «медицинская сестра социальной помощи» не предусмотрены.

Поэтому наименование должности истицы «медицинская сестра доврачебного приема» и «медицинская сестра социальной помощи» являлись произвольными.

Указанное обстоятельство подтверждается приказом № 7-к от 23.01.2001 года по областному наркологическому диспансеру, согласно которому во исполнение постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 года № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ» должность медсестра доврачебного приема переименована в должность медицинской сестры.

При сравнении функциональных обязанностей медсестры доврачебного приема от 1986 года и функциональных обязанностей медицинской сестры от 1992 года и 2001 года суд приходит к выводу, что они практически совпадают: каждая медсестра закреплена за определенным участком, заполняет паспортную часть амбулаторных карт, совместно с врачом - наркологом осуществляет прием наркологических больных, выполняет все назначения врача,…, оказывает медицинскую помощь при неотложных состояниях, производит забор материала …для лабораторных исследований, обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики и т.д.

Также совпадают функциональные обязанности медсестры соцпомощи, утвержденные 22.10.1987 года, и функциональные обязанности участковой медсестры.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд считает, что в спорные периоды работы в Костромском областном наркологическом диспансере в должности медицинской сестры доврачебного приема с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года, в должности медицинской сестры социальной помощи с 02.01.1990 года по 05.10.1992 года, с 25.10.1993 года по 31.08.1994 года, с 28.12.1994 года по 17.05.1995 года истица фактически выполняла обязанности медицинской сестры и участковой медицинской сестры, в связи с чем, эти периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Разживина Е.С. также просит включить в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 26.09.1991 года рождения, с 06.10.1992 года по 24.10.1993 года (01-00-19).

П.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличена до достижения им возраста трех лет.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11 было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», в соответствии с которым время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Ранее действующая ст. 167 КЗоТ РСФСР также предусматривала, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию. Законом РФ от 25.09.1992 года № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в силу с 06.10.1992 года, было внесено изменение в ст. 167 КЗоТ РСФСР о том, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, имевшие место до 06.10.1992 года, подлежат включению в специальный трудовой стаж, при этом возраст ребенка (до полутора лет или свыше полутора лет) значение не имеет.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста 3 лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство, в связи с чем, период нахождения Разживиной Е.С. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

С учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, требование истицы о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода с 06.10.1992 года по 24.10.1993 года (1-0-19) подлежит удовлетворению.

Кроме того, ответчиком в стаж работы Разживиной Е.С. не включено время нахождения на курсах повышения квалификации, что суд считает необоснованным.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ранее действующем КЗоТ РСФСР.

Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, это входило в ее трудовые обязанности, за ней сохранялась заработная плата, то оспариваемые периоды нахождения на курсах с 01.09.1994г. по 27.12.1994г. (0-3-27), с 11.10.1999г. по 05.11.1999г. (0-0-25), с 15.11.2004г. по 03.12.2004г. (0-0-19) должны быть включены в специальный трудовой стаж Разживиной Е.С.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

У Разживиной Е.С. на день обращения к ответчику за назначением пенсии - 13.04.2011 года - специальный трудовой стаж с учетом включения в него оспариваемых периодов составлял более 30 лет, соответственно, на ответчика подлежит возложению обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Разживиной Елены Сергеевны удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить Разживиной Елене Сергеевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды:

- период работы в Костромском областном наркологическом диспансере в должности медицинской сестры доврачебного приема с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года (1-9-22), в должности медицинской сестры социальной помощи с 02.01.1990 года по 05.10.1992 года (2-9-4), с 25.10.1993 года по 31.08.1994 года (0-10-6), с 28.12.1994 года по 17.05.1995 года (0-4-20);

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 24.10.1993 года (1-0-19);

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.09.1994 года по 27.12.1994 года (0-3-27), с 11.10.1999 года по 05.11.1999 года (0-0-25), с 15.11.2004 года по 03.12.2004 года (0-0-19).

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области назначить Разживиной Елене Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости с 13.04.2011 года.

Отказать Разживиной Елене Сергеевне в удовлетворении требования о возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы в должности заведующей здравпунктом Судомеханического завода с 02.02.1987 года по 25.05.1987 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения кассационной жалобы в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                      И.А. Шабарова