о взыскании задолженности по пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка с индексацией и компенсации морального вреда



Дело № 2-2199/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Шабаровой И.А.

при секретаре Маматкуловой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Кожевникова Геннадия Петровича и Тараканова Юрия Владимировича к Военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка с индексацией и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Кожевников Г.П. и Тараканов Ю.В. обратились в суд с исками к Военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка с индексацией: в пользу Кожевникова Г.П.. - <сумма обезличена>, в пользу Тараканова Ю.В. - <сумма обезличена>, а также компенсации морального вреда: в пользу Кожевникова Г.П. - <сумма обезличена>, в пользу Тараканова Ю.В. - <сумма обезличена>. Ссылаясь на положения ст.ст.43, 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих», определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 г. №583-00, определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 г. № 21-В09-12, полагают необоснованным размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка в сумме 20 руб. в сутки, установленный Федеральным законом о бюджете на 2000-2007 г.г., и применяемый ответчиком для расчета пенсий военным пенсионерам.

Определением Свердловского районного суда от 13 мая 2011 года дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истцы Кожевников Г.П. и Тараканов Ю.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, полагали, что пенсия за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года подлежит перерасчету исходя из реальной стоимости продовольственного пайка согласно данным ЦПУ МО РФ. Настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая их законными и обоснованными.

Представитель Военного комиссариата Костромской области Полянцева О.Н. заявленные требования истцов не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, пояснила, что с 2000 г. по 2007 г. стоимость пайка устанавливалась законами о федеральном бюджете на соответствующий год в размере 20 руб. в сутки, эта сумма законодательно не индексировалась, в связи с чем, никакими другими данными, в том числе и данными ЦПУ МО РФ, руководствоваться нельзя, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется. Представляемые пенсионерами расчеты в законодательном порядке не закреплены и правовым основанием для принятия решения служить не могут. В связи с этим при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует исходить из размера его стоимости, установленного федеральными законами «О федеральном бюджете».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы являются пенсионерами Минобороны РФ, им начислена и выплачивается пенсия с учетом оклада по должности, по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет, ранее также выплачивалась денежная компенсация взамен продовольственного пайка с 01.01.2000 года в сумме <сумма обезличена>. в месяц, с 01.12.2000 года по 30.11.2007 года - в сумме <сумма обезличена>. в месяц.

Статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 01.12.2007 года, установлено, что для исчисления пенсии в денежное довольствие пенсионеров включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячная денежная продовольственная компенсация, выплачиваемая лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии со ст.49 вышеуказанного Закона одним из оснований пересмотра пенсий пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. "б" п. 1 ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49).

В соответствии с пп. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

До 2000 года размер компенсации взамен продовольственного пайка определялся Центральным продовольственным управлением МО РФ.

С 2000 года федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы установлена норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки. За оспариваемый истцом период изменений указанного размера на федеральном уровне не было.

Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 19.10.2004 года и 14.05.2010 года по аналогичным делам указал, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения.

Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем, при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка ответчик обоснованно руководствовался специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В силу ст. 162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и соответствующих статей соответствующих Законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах «О федеральном бюджете», в том числе о размере компенсации взамен продовольственного пайка, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

При таких обстоятельствах возражения представителя ответчика о том, что письма Центрального продовольственного управления Минобороны РФ не являются основанием для определения денежной компенсации, следует признать обоснованными, поскольку указанному органу в установленном законом порядке не предоставлено право для установления размера данной компенсации.

Доводы истцов о необходимости при исчислении пенсии исходить из реальной стоимости продовольственного пайка не основаны на законе. Реальная стоимость продовольственного пайка в законодательном порядке не определена и ни в одном нормативно-правовом акте не опубликована, определения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, на которые ссылается истец, также не дают оснований для перерасчета пенсий по предложенному истцом варианту.

Ссылка истцов на постановление Европейского Суда по правам человека по делу истцов - новочеркасских военных пенсионеров против России судом не принимается, т.к. предметом указанного рассмотрения была длительность неисполнения решений судов в части взыскания перерасчета пенсий в связи с повышением МРОТ за 1995-1998 г. и (или) увеличения пайковых.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании задолженности по пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года, а также производных от них требований об индексации и взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кожевникова Геннадия Петровича и Тараканова Юрия Владимировича к Военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка с индексацией и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения кассационной жалобы в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                              И.А. Шабарова