о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости



                                                                         Дело № 2-1731/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Шабаровой И.А.,

при секретаре Маматкуловой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уланова Валентина Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Уланов В.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда периоды его работы в должности мастера с 03.10.1977 года по 21.12.1980 года. Заявленные требования обосновывает тем, что после окончания Пензенского инженерно-строительного института он был направлен в г.Кострому в трест «Спецстроймеханизация». Руководством треста был направлен в одно из его структурных подразделений в ССУ «Костромаспецстрой», которое занималось строительством новых объектов в г.Костроме. Был направлен на строительство 2-ой очереди очистных сооружений для питьевой воды на ул. 1-го Мая, заказчиком которого являлся «Костромагорводоканал». Строительство данного объекта входит в Список № 2, как гидротехническое сооружение. Являясь мастером строительно-монтажных работ, он осуществлял строительство и монтаж новых объектов (осветлители, смесители, фильтры). После завершения строительства и сдачи объекта его направили на строительство 2-ой очереди Коркинских очистных сооружений, канализации, которое относится к Списку № 2, как гидротехническое сооружение. Полагает, что решение УПФ незаконно, поскольку он имеет право на досрочное назначение пенсии согласно Списку № 2 производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173. Правом на досрочную пенсию по старости пользуются мастера (десятники) и прорабы при строительстве зданий и сооружений промышленных, жилых и культурно-бытовых, гидротехнических, дорожно-мостовых, а так же казенных зданий и сооружений, рудников и коммуникаций. Факт занятости истца на вышеуказанных работа могут подтвердить свидетели: гр-н М и гр.н Ж, которые работали непосредственно с истцом на указанных должностях.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 31.05.2011 года приняты к рассмотрению дополнительные требования Уланова В.В. о включении в специальный трудовой стаж периода работы в ССУ «Костромаспецстрой» треста «Спецстроймеханизация» с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 27.08.2010 года.

В судебном заседании истец Уланов В.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что работая в тресте «Спецстроймеханизация» он всегда работал на объектах нового строительства, что могут подтвердить свидетели. Никаких приказов о переводах с одного объекта строительства на другой не издавалось. В период с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года он работал прорабом в Управлении специализированных работ треста «Спецстроймеханизация», о чем имеются сведения в трудовой книжке о его работе прорабом, поэтому ответчик должен включить в страховой и общий трудовой стаж заявленные им периоды работы, т.к. его вины в неправильном оформлении лицевых счетов и личной карточки, где он значится мастером, нет.

Представитель ответчика Абрамов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в Управление Пенсионного фонда не было представлено документов, подтверждающих, что Уланов В.В. работал в спорный период на новом строительстве, по этому основанию Пенсионный фонд отказал истцу в зачете в специальный стаж спорного периода. Не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение, что истец работал прорабом в период с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года, это следует из трудовой книжки истца и приказов по предприятию, подтверждено показаниями истца в судебном заседании. Стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии - 12 лет 6 месяцев. Стаж, который зачли специалисты Пенсионного фонда, 9 лет 2 месяца и 13 дней.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела и пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 2 этой же статьи трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года, действующего с 01.01.2002 года, право на досрочную трудовую пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Списком № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» кодом позиции 2290000б-23419 предусмотрены «мастера строительных монтажных работ», кодом позиции 2290000б-24441 предусмотрены «производители работ».

По Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173 и действовавшим до 31.12.1991 года, разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены «мастера (десятники)» и «прорабы».

23.08.2010 года истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда. В назначении пенсии было отказано, поскольку согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3001 от 27.08.2011 года страховой стаж Уланова В.В. составляет 31 год 11 месяцев 11 дней, специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, составляет 9 лет 2 месяца 13 дней. В зачете в спецстаж периодов работы с 03.10.1977 года по 21.12.1980 года (3-2-19) в должности мастера участка № 3 в ССУ «Костромаспецстрой» и с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года (3-5-3), когда имеется разночтение должностей (согласно трудовой книжке - должность указана прораб участка № 3 ССУ «Костромаспецстрой», согласно личной карточке ф. Т-2 Уланов В.В. значится мастером, приказы, указанные в личной карточке при проверке не обнаружены), истцу отказано по причине того, что в книгах приказов имеются приказы, подтверждающие, что организация занималась строительством объектов (пр. № 120-к от 21.11.1978 года, № 93-к от 28.10.1980 года, № 59-к от 10.07.1980 года), однако, приказов о направлении на строительство объектов конкретно мастера Уланова В.В. не обнаружено. Установить по документам, имеющимся на хранении в архиве, что Уланов В.В. работал в качестве мастера на «новом» строительстве не представляется возможным. Кроме того, наименование должности «мастер» не предусмотрено Списком № 2, утвержденным постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

В соответствии с ранее действующим Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника, ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации, ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации, за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность. Аналогичные нормы содержатся в действующих Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225.

В соответствии с п.2.2, 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20 июня 1974 года, действовавшей в спорный период, в трудовую книжку вносятся сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Согласно п.4.1 вышеуказанной инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Как усматривается из трудовой книжки истца Уланова В.В., с 03.10.1977 года он на основании приказа № 160-к от 01.10.1977 года был принят на работу мастером на 3 участок в ССУ «Костромаспецстрой» Специализированного строительного треста «Спецстроймеханизация»; с 22.12.1980 года на основании приказа № 99-к от 22.12.1980 года переведен прорабом участка № 3; 16.07.1982 года в связи со слиянием ССУ «Костромаспецстрой» переименовано в Управление специализированных работ треста «Спецстроймеханизация» на основании приказа № 60-к от 16.07.1982 года по ССУ; 03.06.1991 года на основании приказа № 52-к от 03.06.1991 года уволен по п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР переводом в кооператив «Экстерн» в связи с ликвидацией предприятия. Данные записи подтверждены подписью ответственного лица и печатью организации «Костромское управление специализированных работ». С 03.06.1991 года на основании приказа № 24-а от 03.06.1991 года принят на постоянную работу в кооператив «Экстерн» переводом из ликвидированного УСР на должность старшего прораба.

Архивной справкой ГУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области» от 10.06.2010 года № 765/8 подтверждается, что по документам архивного фонда Костромского управления специализированных работ (УСР) треста «Спецстроймеханизация» (до 1982 года - Специализированное строительное управление (ССУ) «Костромаспецстрой» треста «Спецстроймеханизация» - приказы по личному составу, личная карточка - установлено, что Уланов В.В., 27.08.1955 г.р.: с 03.10.1977 года принят в указанную организацию на должность мастера участка № 3 (приказ № 160-к от 01.10.1977 года); с 22.12.1980 года переведен на должность прораба участка № 1 (так в документе)- приказ № 99-к от 22.12.1980 года; на основании приказа треста «Спецстроймеханизация» № 72 от 07.07.1982 года об объединении Управления «Костромаспецстрой» и Управления специализированных работ в одну организацию, считать Уланова В.В. прорабом (оклад 180 рублей) Управления специализированных работ треста «Спецстроймеханизация» (приказ № 44-к от 16.07.1982 года), с 03.06.1991 года уволен переводом в кооператив «Экстерн» в связи с ликвидацией предприятия (приказ № 52-к от 03.06.1991 года).

Согласно ответу ГУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области» от 30.06.2011 года № 1380/8 предоставить сведения о том, в какой должности работал Уланов В.В в Костромском управлении специализированных работ треста «Строймеханизация», а также копии приказов и иных документов, содержащих наименование должности Уланова В.В. за период с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года не представляется возможным, т.к. документы указанной организации на хранение в архив не поступали.

Допрошенный в судебном заседании свидетель гр.н Ж показал, что истца знает с конца 1977 года, когда его назначили на строительство водоочистных сооружений в «Костромаспецстрой» треста «Строймеханизация». Предприятие занималось капитальным строительством только новых сооружений. Уланов В.В. работал мастером в подчинении у гр.н Ж. До 1980 года, пока не сдали объект, работали там же. Работали втроем: Уланов В.В., гр-н С и он. После 1980 года гр.н Ж перевели в «Костромастрой». Он с Улановым В.В. работал с 1982 года. Он работал на причале, а Уланов В.В. на Коркинских очистных сооружениях инженерно-техническим работником, как называлась его должность - точно сказать не может. Больше вместе такие длительные периоды не работали. В 1990 году стали работать в ООО «Экстерн», с какой должности уходили из «Спецстроя», на такую должность и пришли в «Экстерн».

Допрошенная в судебном заседании свидетель гр-ка К пояснила, что истца знает, они работали вместе с 1977 года в организации «Костромаспецстрой». Уланов В.В. был принят на должность мастера.После окончания строительства водоочистных сооружений на ул. 1 Мая г.Костромы начали строить Коркинские очистные сооружения - объект новый. Их предприятие занималось только новым строительством. В 1982 году предприятие расформировалось, и она оттуда ушла.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям истца и допрошенных свидетелей гр.н Ж и гр-ка К, работавших с истцом в спорный период, согласно которым истец, принятый на работу в Костромское управление специализированных работ на должность мастера был занят в течение полного рабочего дня на строительстве новых гидросооружений в г.Костроме, а именно: на строительстве 2 очереди очистных сооружений для питьевой воды на ул.1 Мая (заказчик «Костромагорводоканал»), после завершения строительства и сдачи этого объекта Уланов В.В. работал на строительстве 2 очереди Коркинских очистных сооружений, доказательств обратного суду не представлено.

Суд полагает, что условия труда и наименование профессий Уланова В.В. в спорные периоды работы, которые заявлены истцом по данному делу, соответствуют условиям труда и наименованию профессий, указанным в Списке № 2 1956 года, обстоятельства, приведенные в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3001 от 27.08.2011 года не могут являться основанием для исключения спорного периода из стажа, учитываемого при назначении трудовой пенсии.

Факт работы Уланова В.В. в период с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года (3-5-3) в должности прораба участка № 3 ССУ «Костромаспецстрой» подтвержден совокупностью исследованных доказательств, в том числе, записями в трудовой книжке, которая является основным документом, отражающим трудовую деятельность; архивной справкой ГУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области» от 10.06.2010 года № 765/8, приказом № 52-к от 03.06.1991 года об увольнении в порядке перевода Уланова В.В. с должности прораба.

Суд считает, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают необходимость включения спорных периодов в спецстаж истца. Согласно протоколу от 27.08.2010 года у Уланова В.В. отвлечений от основной работы и совмещений профессий не установлено, рабочие дни отработаны полностью.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

У Уланова В.В. на день обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения в специальный трудовой стаж оспариваемых периодов и периодов, которые были включены в его специальный стаж ответчиком, его продолжительность на момент обращения 23.08.2010 года составляет более требуемых для назначения данного вида пенсии 12 лет 6 месяцев, истец достиг 55-летнего возраста 27.08.2010 года, соответственно, на ответчика подлежит возложению обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 27.08.2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Уланова Валентина Васильевича удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периоды его работы с 03.10.1977 года по 21.12.1980 года (3-2-19) в должности мастера участка № 3 в ССУ «Костромаспецстрой» и с 01.01.1988 года по 03.06.1991 года (3-5-3) в должности прораба участка № 3 ССУ «Костромаспецстрой», назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 27.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения кассационной жалобы в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного текста решения.

Судья                                                                      И.А. Шабарова