о взыскании невыплаченной части единовременного пособия при увольнении и процентов за просрочку выплаты



Дело № 2-3154/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Шабаровой И.А.

при секретаре Маматкуловой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касаткина Сергея Дмитриевича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о взыскании невыплаченной части единовременного пособия при увольнении и процентов за просрочку выплаты,

у с т а н о в и л:

Касаткин С.Д.обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Костромской области (далее по тексту - ГУ МЧС РФ по Костромской области) о признании незаконными действий начальника ГУ МЧС РФ по Костромской области по невыплате истцу в полном объеме денежных средств единовременного пособия при увольнении, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту - постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941), взыскании невыплаченной части единовременного пособия при увольнении в размере <сумма обезличена>, процентов за просрочку выплаты единовременного пособия в размере <сумма обезличена>. Мотивируя заявленные требования ссылается на то, что в соответствии с заключенным ГУ МЧС РФ по Костромской области с истцом 01.01.2005 года контрактом о службе в МЧС России он проходил службу в должности начальника территориальной инспекции государственного пожарного надзора п.Судиславль управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Костромской области.С 18.05.2011 года приказом начальника ГУ МЧС России по Костромской области от 18.05.2011 г. №48-НС он был уволен с вышеуказанной должности по пункту «Е» статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.В соответствии с п.п. «б» п. 17 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, при увольнении со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, выплачивается единовременное пособие при выслуге свыше 20 лет в размере 20 месячных окладов денежного содержания. В соответствии с п. 19 указанного постановления единовременное пособие, предусмотренное п. 17 постановления, лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы исчисляется из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы сотрудника Государственной противопожарной службы. В соответствии с изданным ГУ МЧС РФ по Костромской области приказом № 48-НС от 18.05.2011 г. об увольнении истца ему начислено выходное пособие в размере <сумма обезличена> До настоящего времени ему остается невыплаченной сумма выходного пособия в размере <сумма обезличена>.На неоднократные обращения в ГУ МЧС РФ по Костромской области об окончательном расчете по выходному пособию, ему регулярно отсрочивается произведение ее выплаты. В соответствии с заключенным контрактом гарантировалось своевременное предоставление установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и льгот. Однако, в отношении него руководством ГУ МЧС РФ по Костромской области в полном объеме требования контракта и законодательства РФ не были выполнены. В соответствии с п.1 ст. 395 ГК РФ за просрочку выплаты части выходного пособия подлежат уплате проценты, по состоянии на 20.07.2011 года сумма процентов составляет <сумма обезличена> (<сумма обезличена> х 62 дня х 8,25% : 360).

Определением суда от 08.08.2011 года прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий начальника ГУ МЧС РФ по Костромской области по невыплате истцу в полном объеме денежных средств единовременного пособия при увольнении, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.

В судебном заседании Касаткин С.Д. и его представитель Власенко С.И. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив период для взыскания процентов с 19.05.2011 года по 08.08.2011 года. Поскольку в день увольнения выплата пособия не была произведена в полном объеме, на сумму задолженности подлежат начислению проценты по ст. 395 ГК РФ за несвоевременную выплату в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент подачи иска в суд. Процесс инфляции доказыванию не подлежит. Увольнение сотрудников по сокращению штатов происходит планово, в т.ч. и в части финансового обеспечения увольнения. Судя по сроку окончания действия контракта, истец был уволен планово, в октябре 2010 года ему было вручено уведомление об увольнении, он был выведен за штат в распоряжение ГУ МЧС РФ по Костромской области. Когда была направлена заявка на перечисление денег для расчета с истцом ответчик предоставить не может. Отсутствие денежных средств на счете не является основанием для освобождения ГУ МЧС РФ по Костромской области от ответственности за несвоевременную выплату пособия при увольнении.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Костромской области по доверенности Волков С.В. исковые требования признал частично в сумме <сумма обезличена> - невыплаченная сумма единовременного пособия по увольнению, остальные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между несвоевременной выплатой суммы и упущенной выгодой согласно статьям 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае же, если суд сочтет законными требования о неправомерном пользовании денежными средствами, просят обратить внимание на то, что отсутствие вины организации (Главного управления) в невыполнении договорных обязательств может служить основанием для освобождения ее от ответственности по статье 401 ГК РФ.Не выделение средств из федерального бюджета учреждению, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных ему услуг (приложение к информационному письму президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года.В случае же, если истец полагает, что в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц ему причинены убытки, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Требования о взыскании процентов удовлетворению не подлежат, просят отказать в данной части истцу.В случае удовлетворения исковых требований истца просят уточнить сумму взыскания за неправомерное пользование денежными средствами с 18.05.2011 года по 19.07.2011 года (<сумма обезличена> x 7.75% = <сумма обезличена> х 60= <сумма обезличена>= <сумма обезличена>). Так же просят снизить размер государственной пошлины до минимума, так как ГУ МЧС РФ по Костромской области является бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета через органы федерального казначейства строго по смете. Оплата государственной пошлины при формировании бюджета ГУ МЧС РФ по Костромской области не предусмотрена.

Выслушав стороны, исследовав имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, истец работал в должности начальника территориальной инспекции государственного пожарного надзора п.Судиславль управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Костромской области на основании заключенного с ним 01.01.2005 года контракта о службе в МЧС России. Касаткину С.Д. были предоставлены все виды довольствия, права и льготы, предусмотренные действующим законодательством, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и заключенным контрактом.

На основании приказа № 48-НС от 18.05.2011 года Касаткин С.Д. в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ был уволен из федеральной противопожарной службы МЧС России по пункту «Е» ст.58 (по сокращению штатов) 18.05.2011 года. Выслуга лет для выплаты ему единовременного выходного пособия составляла 20 лет 07 месяцев. Приказано выплатить Касаткину С.Д. единовременное пособие при увольнении в размере 20 окладов денежного содержания.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Представитель ответчика Волков С.В. признал исковые требования в части взыскания невыплаченного единовременного пособия при увольнении в сумме <сумма обезличена>

Суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принимает частичное признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, сумма указанной задолженности подтверждается карточкой начисления денежного довольствия за 2011 год на Касаткина С.Д., представленной истцом в материалы дела.

С ГУ МЧС России по Костромской области подлежит взысканию в пользу Касаткина С.Д. задолженность по единовременному пособию при увольнении в сумме <сумма обезличена>

Истец также просит взыскать с ответчика в свою пользу проценты за просрочку выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в соответствии с п.1 ст. 395 ГК РФ размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент подачи иска в суд, из расчета по состоянии на 08.08.2011 года.

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчёте.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Поскольку ответчиком были нарушены права истца на получение при увольнении причитающихся ему выплат денежного довольствия в полном объеме, то его требование о взыскании процентов за задержку этих выплат является обоснованным, а ссылка представителя ответчика на недофинансирование учреждения из федерального бюджета не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ГУ МЧС России по Костромской области приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, ответчиком не представлено.

Поскольку указанный спор возник по поводу выплаты единовременного выходного пособия Касаткину С.Д. как лицу, проходившему гражданскую службу в учреждении государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Костромской области, Положение о службе в органах внутренних дел и Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел не регламентирует порядок определения размера процентов (денежной компенсации) за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, других выплат, суд полагает возможным руководствоваться п.1 ст. 395 ГК РФ при разрешении данного требования истца, не выходя за пределы заявленных требований согласно ст. 196 ГПК РФ.

Соответственно, требования истца о взыскании с ответчика суммы процентов за просрочку выплаты единовременного выходного пособия при увольнении по день вынесения решения суда являются обоснованными и с ГУ МЧС России по Костромской области в пользу Касаткина С.Д. подлежат взысканию проценты в сумме <сумма обезличена> за период с 19.05.2011 года по 08.08.2011 года, исходя из процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25%, действующей на момент обращения с иском в суд, согласно следующему расчету: <сумма обезличена> х 8,25% : 360 дней х 80 дней = <сумма обезличена>

Поскольку в силу подп. 19 п.1 ст.333.36 НК ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Касаткина Сергея Дмитриевича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о взыскании невыплаченной части единовременного пособия при увольнении и процентов за просрочку выплаты удовлетворить.

Взыскать с Главного управления МЧС России по Костромской области в пользу Касаткина Сергея Дмитриевича невыплаченную часть единовременного пособия при увольнении в размере <сумма обезличена>, проценты за просрочку выплаты в размере <сумма обезличена>, а всего: <сумма обезличена>.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения кассационной жалобы в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                      Шабарова И.А.