о взыскании задолженности по пенсии, компенсации морального вреда



Дело № 2-3102/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 августа 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретере Загуменновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горячева Бориса Александровича к Военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии, компенсации морального вреда,

установил:

Горячев Б.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату КО с вышеуказанным иском, обосновав его тем, что он является пенсионером МО РФ с 1991 года, с 01.01.2000 года пенсионерам МО РФ для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паёк в размере <...> руб. <...> копеек вместо месячной стоимости продовольственного пайка, которая но данным ЦПУ МО РФ № 163/2/195 от 04.03.2008 года составляла <...> руб<...> копеек <...> руб. в сутки - ноябрь 2007 года.), в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеет право на перерасчет назначенной пенсий одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих, в состав которого до декабря 2007 года включительно входит ежемесячная денежная компенсация стоимости продовольственного пайка. Между тем несмотря на реальное увеличение стоимости продовольственного пайка, с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года ему в указанный период выплачивалась стоимость продовольственного пайка в сумме 20 руб. в сутки, выплачиваемая действующая военнослужащим исходя из размера, установленного федеральными законами (федеральном бюджете на соответствующие годы, что значительно ниже его реальной стоимости. Полагая, что стоимость продовольственного пайка должна определяться на основании среднестатистических показателей изменения стоимости входящих в его состав продуктов, руководствуясь ст. ст. 19, 24, 37, 45, 46, 53 Конституции РФ, ст. ст. 48 и 58 ФЗ РФ № 4468-1, ст. ст. 11, 208 ГПК РФ ст. ст. 15,1064 и 1082 ГК РФ истец просит взыскать с военного комиссариата Костромской области в качестве материального ущерба <...> рубля <...> коп. и компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

В судебном заседании истец Горячев Б.А. требования поддержал по изложенным в иске доводам, пояснил, что выплачиваемая стоимость продовольственного пайка в сумме 20 рублей, не имеет покупательской способности, что нарушает его права.

Представитель Военного комиссариата Костромской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве на иск указал, что с 2000 г. по 2007 г. стоимость пайка устанавливалась законами федеральном бюджете на соответствующий год в размере 20 рублей в сутки, при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует исходить из размера его стоимости, установленного федеральными законами, с 1.12.2007 года стоимость денежной компенсации взамен продовольственного пайка включена в оклад по воинскому званию и в дальнейшем будет индексироваться вместе с увеличением денежного довольствия военнослужащих, в связи с чем не имеется законных оснований для удовлетворения иска.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» редакции, действовавшей до 01.12.2007 года, установлено, что для исчисления пенсии денежное довольствие пенсионеров включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим: ежемесячная денежная продовольственная компенсация, выплачиваемая лицам рядового начальствующего состава.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Названный порядок был установлен подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которому, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Верховный Суд РФ в определении от 19.10.2004 г. по аналогичному делу указал, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения.

До 2000 года размер компенсации взамен продовольственного пайка определялся Центральным продовольственным управлением МО РФ.

Федеральными законами о федеральном бюджете за период с 2000-2007 года устанавливался размер выплаты военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки. За оспариваемый истцами период (с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года) изменений указанного размера на федеральном уровне не было.

Поскольку положения, закрепленные в ФЗ «О федеральном бюджете» на соответствующий год, в том числе о размере компенсации взамен продпайка, являются строго обязательными для исполнения, так как в нем в законодательном порядке распределены финансовые расходы исходя из экономических возможностей государства, доводы истцов о необходимости при исчислении пенсии исходить из реальной стоимости продовольственного пайка и исчислять его размер по данным Центрального продовольственного управления МО РФ не основаны на законе.

«Реальная» стоимость продовольственного пайка в законодательном порядке не определена и ни в одном нормативно-правовом акте РФ не опубликована, определения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, на которые ссылается истец, также не дают оснований для перерасчета пенсий по предложенному истцам варианту.

Судом установлено, что для расчета пенсий, ответчиком был взят размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка установленный федеральными законами о бюджете на 2000-2007 г. в размере 20 руб. в сутки, что соответствует требованиям закона, пенсия истцу исчислена верно, оснований для её перерасчета с 1.01.2000 г. и по 1.12.2007 года и взыскании сумм задолженности с индексацией не имеется.

Ссылка истца на постановление Европейского Суда по правам человека по делу истцов - новочеркасских военных пенсионеров против России судом не принимается, т.к. предметом указанного рассмотрения была длительность неисполнения решений судов в части взыскания перерасчета пенсий в связи с повышением МРОТ за 1995-1998 г. и (или) увеличения пайковых.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения как требований о перерасчете пенсии и взыскании задолженности, так и производных от них требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Горячеву Борису Александровичу к Военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии и о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней с момента изготовления в окончательном виде.

Федеральный судья

<...>