о возмещении морального вреда причиненного ненадлежащими условиями содержания в учреждении ФСИН по КО



                                                                                                                 Дело № 2-4171/ 2011

                                                                                                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                                                                                              

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.

при секретаре Загуменновой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова Николая Борисовича к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИЗ-44/1 УФСИН по Костромской области, ФКУ ИЗ-76/1 УФСИН России по Ярославской области, Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Костромской области о возмещении морального вреда,

               у с т а н о в и л :

Казаков Н.Б. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИЗ-44/1 УФСИН по Костромской области, ФКУ ИЗ-76/1 УФСИН России по Ярославской области, Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Костромской области о возмещении морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. При этом просил признать унизительными и ненадлежащими условия содержания в СИЗО-1 г. Костромы СИЗО г. Ярославля, ИК-4 п. Островское в период его пребывания там. В качестве обстоятельств иска указал, что во время пребывания в СИЗО г. Костромы и Ярославля испытывал чувства унижения в связи с перелимитом в камерах нехватка нормы площади, отсутствие уединения в туалете и др. Пребывание в ИК-4 доставляло страдания из-за перелимита в отрядах, отсутствие условий уединения, нехватки унитазов, отсутствие ножных ван, наличие грызунов.

Казаков Н.Б. И его представитель Виноградов А.В. В судебном заседании иск поддержали в части условий содержания истца в СИЗО-1 г. Костромы и ИК-4, а именно нравственные страдания причиняло в СИЗО-1 отсутствие условий приватности во время его нахождения там с 16 октября 2006 года по 19 октября 2006 года, в ИК-4 нехватка унитазов, так на количество людей 120-150 человек имелось всего 3 унитаза, колонией при создании санитарно-гигиенических условий не соблюдались условия приватности осужденных, в нарушение имеющихся инструкций в исправительном учреждении отсутствовали ножные ванны для осужденных. Мотивировал тем, что в связи с небольшим количеством унитазов в туалет всегда были очереди, что причиняло истцу страдания, в самом туалете кроме перегородок между унитазами ничего не было, то есть он испытывал унижения от нарушения условий приватности. Отсутствие ножных ванн доставляло страдание тем, что он вынужден был умываться в раковинах, где другие осужденные в том числе и мыли ноги. Учитывая, что он длительное время находился в колонии, то вынужден был страдать это очень долгое время.

Представитель ФКУ ИК-4УФСИН России по Костромской области Михайлов И.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что истец отбывал наказание в ИК с 19 октября 2006 года по 23 сентября 2011 года, освободился по отбытии срока. Не отрицал, что в ФКУ ИК-4 имеется 3 унитаза в виде напольной чаши генуя с высотой перегородки 1,5 м., это на 110-120 осужденных в период с 2005 по 2010 годы, дверцы для кабинок и ножные ванны не предусмотрены приказом Минюста № 189 от 14 октября 2005 года. Не отрицал, что 3 унитаза на 120 человек может являться недостаточным.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области Богатова С.А. не оспаривала, что факты, которые привел истец в обоснование иска ( отсутствие перегородки между жилой зоной и санузлом) в период его содержания имели место, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что вины Учреждения в этом нет.

Представитель Минфина России, представляющий Российскую Федерацию ( в лице УФК по Костромской области) Абрамова С.В. исковые требования не признает, истцом не представлено доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, что условия содержания в период нахождения в ФКУ не соответствовали требования законодательства РФ. Сумма компенсации чрезмерно завышена. Просит учесть требования разумности и справедливости.

Представитель ИЗ-76/1 г. Ярославль УФСИН России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

           Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17 Конституции РФ).

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).

          В развитие перечисленных выше конституционных и международных норм Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 16 октября 2006 года по 19 октября 2006 года истец содержался в СИЗО-1 г. Костромы в порядке перевода в колонию для отбытия наказания. Содержался в камере № 46, площадью 46,3 кв.м., с количеством спальных мест 14.

при содержании истца перелимита и нарушения санитарных норм площади на 1 человека не имелось.

Однако в ходе судебного разбирательства подтвердился довод истца о том, что в камерах следственного изолятора туалет не отгорожен от жилой части камеры.

Это обстоятельство не отрицается представителем СИЗО-1, усматривается из планов помещений СИЗО-1 и технического паспорта, который обозревался в судебном заседании, и указывает на нарушение требований Свода правил «Нормы проектирования СИЗО и тюрем МЮ России».

связи с обвинениями в совершении преступлений в камере 97,3 кв.м., с количеством 4-х спальных мест.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред ( физические или нравственные страдания ) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как установлено судом истец Казаков Н.Б., осужденный Некрасовским районным судом Ярославской области отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области с 19 октября 2006 года по 23 сентября 2011 года.

           В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях..

     Суд считает, что нашли свое подтверждения те обстоятельства, что санитарно-гигиенические условия содержания осужденных в ИК -4 не являлись надлежащими.

Количество туалетов имеющихся в ИК их оснащение, отсутствие их достаточности и возможности уединения, отсутствие ножных ванн предусмотренных Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста (СП 17-02 Миюста России), подтверждают тот факт, что истец     был вынужден пользоваться туалетом, соблюдать элементарные условия гигиены в крайне стесненных условиях является само по себе достаточным, чтобы причинить страдания и трудности, превышающие неизбежный уровень, присущий содержанию в ИК, и вызвать у заявителя чувства страдания, которые могли унизить его.

           На основании изложенного суд считает обоснованными доводы истца о том, что установленные судом обстоятельства его содержания в ИК-4 унижали его человеческое достоинство. Все указанные обстоятельства привели к нарушению личных неимущественных прав истца, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации морального вреда по данным основаниям являются обоснованными, соответствуют положениям ст.ст. 150, 151 ГК РФ.

           Вины ФКУ ИК-4 УФСИН по Костромской области, СИЗО-1 г. Костромы в допущенных в отношении истца нарушениях не имеется. Указывая их в качестве ответчиков истец не просит привлечь их к материальной ответственности. Количество содержащихся в исправительных учреждениях осужденных, не зависит от деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

            Европейский Суд в своих постановлениях при рассмотрении аналогичных дел отмечал, что меры, лишающие лица свободы, часто могут содержать неизбежный элемент страдания и унижения. Тем не менее государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, чтобы способ и метод исполнения этой меры не подвергали его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и чтобы, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, его здоровье и благополучие адекватно охранялись.

            Независимо от причин нарушения прав осужденных государство-ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали.

           В соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ суд учитывает фактические обстоятельства дела, существенная длительность периода, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих приведенным судом требованиям, что увеличивает степень причиненных страданий, а также требования разумности и справедливости, и определяет размер компенсации в <данные изъяты> рублей.

            Оснований для взыскания компенсации в требуемом истцом размере суд не находит.

Надлежащим ответчиком по иску Казакова Н.Б. является Министерство финансов Российской Федерации в силу требований ст. 1071 ГК РФ так как государством гарантировано соблюдение предусмотренных нормами Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, УИК РФ требований, что следует и из ст.ст. 17, 21 Конституции Российской Федерации, то именно оно и должно нести ответственность перед истцом за их нарушения в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ.

При подачи иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей, которая в соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Казакова Николая Борисовича удовлетворить частично.

       Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Казакова Николая Борисовича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> руб., расходы по уплате государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

           В удовлетворении остальной части иска отказать.

           Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья