решение об удовлетворении иска



Дело № 2-2743/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Пелевиной Н.В.

при секретаре Беловой С.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крупиной Ю.Н. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что является вдовой участника ВОВ К. имеет удостоверение серии А , подтверждающее ее право на получение льгот и преимуществ, установленных статьей 21 ФЗ «О ветеранах» для родителей и жен военнослужащих, является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем. В силу закона обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем. В связи с этим она обратилась с соответствующим заявлением в ОГУ «ЦСВ» с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты, однако ответчик отказал в ее предоставлении, указав, что ее муж не относился к той категории ветеранов, которым предоставляется подобная гарантия. Ссылаясь на то, что отказ является незаконным, просила признать за ней право на получение меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ «Центр социальных выплат».

В судебное заседание истица не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие. Ее представитель Дудина Л.Н., действующая на основании заявления истицы (л.д.31), требования уточнила, просила признать за Крупиной Ю.Н. право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем; признать незаконным отказ Департамента соцзащиты населения, опеки и попечительства по Костромской области в предоставлении Крупиной Ю.Н. социальной выплаты и обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить Крупину Ю.Н. в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем из средств федерального бюджета, и произвести ей социальную выплату.

Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области - Гриценко Р.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что права истицы на получение льгот и гарантий по ФЗ «О ветеранах» производны от того объема прав, которыми обладал при жизни ее муж. При жизни К. имел право на льготы, предусмотренные ст. 17 ФЗ «О ветеранах», которая предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения из занимаемого служебного помещения. В данном случае такого обстоятельства не имеется, поэтому при рассмотрении документов, предоставленных органами местного самоуправления п.Шекшема Шарьинского района, где проживает истица, было принято решение о том, что истица права на получение социальной выплаты не имеет.

Представитель соответчика - ОГУ «Центр социальных выплат» - Давидьян Т.Н. исковые требования не признала, поддержав доводы представителя ответчика.

Представители третьих лиц - Администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района и Военного комиссариата Костромской области - в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев учетное дело Крупиной Ю.Н., суд приходит к следующему.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, к которым подпунктом «з» этой же статьи отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

Судом установлено, что муж истицы К. <данные изъяты> г.р., проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> полку, который не входил в состав действующей армии, что свидетельствует о том, что он относится к числу участников Великой Отечественной войны, поименованных в пп.«з» п.1 ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ К. умер.

Истица претендует на меру социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жильем, ссылаясь на то, что эта выплата ей положена как вдове участника Великой Отечественной войны.

Суд находит, что ее требования обоснованны.

Меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны установлены статьей 21 ФЗ «О ветеранах».

В частности, подпунктом 4 пункта 1 данной статьи предусмотрено, что семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

При этом согласно пункту 2 этой же статьи супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям лиц, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в числе которых перечислены и члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования приведенных норм право на получение социальной выплаты на обеспечение жильем в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» имеют супруги умерших участников Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Каких-либо дополнительных условий и ограничений для предоставления социальной выплаты указанной категории граждан названный Федеральный закон, а также Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 не содержат.

Как установлено судом, Крупина Ю.Н. на момент смерти К. проживала совместно с ним и состояла с ним в зарегистрированном браке, после смерти мужа в новый брак не вступала, имеет выданное в установленном порядке удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Решением жилищной комиссии Шекшемского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Главы Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства никем не оспариваются и являются достаточными для предоставления ей меры социальной поддержки в виде социальной выплаты.

Поэтому отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в предоставлении ей такой выплаты на основании ее заявления, находящегося в учетном деле, является неправомерным.

Довод ответчика о том, что истица не вправе претендовать на социальную выплату, поскольку ее право на обеспечение жильем производно от права ее умершего супруга, который при жизни не подлежал обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты, на законе не основан.

Как указано выше, подобных ограничений закон не содержит. Кроме того, меры социальной поддержки, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах», направлены на укрепление гарантий социальной поддержки семей умерших участников Великой Отечественной войны и являются дополнительными к тем, которые были установлены для них ранее.

Согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 закона переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных законодательных положений и в целях реализации переданных государством полномочий администрация Костромской области приняла Постановление № 224-а от 08.07.2008 года «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области», которым утвердила Порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с данным Порядком для предоставления социальной выплаты граждане должны обратиться лично или через представителя в областное государственное учреждение "Центр социальных выплат" с заявлением (пункт 7); ОГУ "Центр социальных выплат" формирует в хронологической последовательности Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление социальной выплаты; ежегодно, к 1 февраля, представляет сформированные Реестры граждан в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (пункт 8); Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление социальной выплаты запрашивает у ОГУ "Центр социальных выплат" учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью и с учетом положений абзаца второго пункта 6 настоящего Порядка; в 10-дневный срок со дня поступления учетных дел принимает решение о предоставлении гражданину социальной выплаты и информирует об этом ОГУ "Центр социальных выплат" (пункт 9).

Учитывая Порядок предоставления социальных выплат, суд считает необходимым, удовлетворяя исковые требования истицы, возложить на Департамент соцзащиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязанность принять решение о предоставлении ей социальной выплаты, а на ОГУ «Центр социальных выплат» - обязанность включить ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем из средств федерального бюджета, и произвести ей социальную выплату.

         Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Крупиной Ю.Н. удовлетворить.

Признать за Крупиной Ю.Н. право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.

Признать незаконным отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области в предоставлении Крупиной Ю.Н. социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем и обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области принять решение о предоставлении Крупиной Ю.Н. социальной выплаты.

Обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить Крупину Ю.Н. в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем из средств федерального бюджета, и произвести ей социальную выплату.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.

Судья                     Н.В.Пелевина