решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения об отказе в обечспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий



Дело № 2-1836/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Шабаровой И.А.,

при секретаре Маматкуловой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Софии Тимофеевны к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и ОГУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Румянцева С.Т. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета и возложении на Департамент обязанности включить ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета. В обоснование заявленных требований указала, что является ветераном Великой Отечественной войны (далее по тексту - ВОВ), тружеником тыла, вдовой участника ВОВ. 13 июля 2010 года подала заявление на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета на основании ФЗ № 5 «О ветеранах», Указа Президента РФ № 714 в Комитет ЖКХ г.Костромы, предоставив все необходимые документы и справки, включая удостоверение вдовы участника ВОВ. 27 августа 2010 года постановлением Администрации г.Костромы № 1677 она принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений в категории - вдова участника ВОВ. В соответствии с постановлением Администрации Костромской области № 224-а от 08.07.2008 года «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» копия ее учетного дела была направлена в ОГУ «Центр социальных выплат» для включения ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты. Окончательное решение о возможности обеспечения ее социальной выплатой принималось в Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который после рассмотрения ее обращения отказал в социальной выплате по мотивам, изложенным в прилагаемом ответе. Считает данное решение незаконным и нарушающим ее права, так как она не может получить льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 2008г., связанные с тем, что она является вдовой участника ВОВ. В соответствии со ст. 2.1.1 п.п. «з» ФЗ «О ветеранах» ее муж был ветераном ВОВ (участником ВОВ). В декабре 1995 года она стала вдовой участника ВОВ. Согласна с тем, что льготы участникам ВОВ различны по своему объему, и если бы был жив ее муж, то он бы имел льготы по ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Но смерть участников войны уравняла вдов. Законодатель в ст. 21 ФЗ «О ветеранах» исключил различия по льготам в отношении категории «вдова участника ВОВ», в ней отсутствует зависимость от того, к какой категории относился муж вдовы (в данном случае - по ст. 15 или по ст. 17 ФЗ «О ветеранах»).

Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 27 апреля 2011 года приняты к рассмотрению уточненные исковые требования Румянцевой С.Т., согласно которым она просит признать незаконным решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области об отказе ей в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату.

Истица Румянцева С.Т., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвует, дело рассмотрено с участием ее представителя по доверенности Пушкина И.А., поддержавшего уточненные исковые требования Румянцевой С.Т. по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Возражал против доводов представителя Департамента о том, что Румянцева С.Т. намеренно ухудшила свои жилищные условия, т.к. она продала старый развалившийся дом без удобств с печным отоплением, находившийся в деревне, где ничего нет, дочь забрала ее к себе в г.Кострому, т.к. она не могла сама себя обслуживать. О состоянии дома можно судить по его цене, он был продан за <сумма обезличена> рублей и земля за <сумма обезличена> рублей. Кроме того, истица продала дом 20 января 2009 года, когда в закон еще не были внесены изменения, отменяющие срок постановки на учет, а когда его отменили в декабре 2009 года, она встала на учет нуждающихся. Департамент отказал в социальной выплате по ст.17 ФЗ «О ветеранах», а истица просит произвести выплату по ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по доверенности Гриценко Р.Г. исковые требования Румянцевой С.Т. не признал по основаниям, изложенным в ответе Департамента от 03 марта 2011 года Румянцевой С.Т. Дополнительно пояснил, что истице не подлежит социальная выплата, т.к. она встала на учет нуждающихся после 01 января 2005 года, кроме того ее муж при жизни имел право на получение льгот, предусмотренных ст. 17 ФЗ «О ветеранах», которая предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения из занимаемого служебного помещения, данного факта не имелось. Кроме того, просил применить ст. 53 ЖК РФ, ссылаясь на то, что истица намеренно ухудшила жилищные условия, продав по договору от 20 января 2009 года жилой дом в Судиславском районе и переехав в квартиру к дочери.

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика ОГУ «Центр социальных выплат» по доверенности Дементьев А.К. исковые требования Румянцевой С.Т. не признал, поддержав доводы представителя Департамента. Дополнительно пояснил, что в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета имеют только члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и ставшие на учет до 01 января 2005 года. Истица встала на учет нуждающихся в 2010 году, поэтому не имеет право на данную социальную выплату. Она должна быть обеспечена жильем по действующему жилищному законодательству, т.е. должна ждать в порядке очередности получения квартиры в натуре. Кроме того, права вдовы неразрывно связаны с правами участника войны, и если при жизни муж истицы по ст. 17 ФЗ «О ветеранах» имел бы право получение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения, но не имел права на получение данной социальной выплаты, то какие основания получения жилья у вдовы, если участник войны не имел такого права.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, направив суду письменные возражения. в письменных возражениях на исковое заявление истицы указал, что не наделен полномочиями по непосредственному обеспечению мерами социальной поддержки инвалидов, участников, ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свои обязательства в части предоставления субвенций из федерального бюджета субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных ФЗ «О ветеранах», исполнил в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Румянцевой С.Т. полежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Согласно п.1 ст. 21 Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки в силу подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах": обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

Согласно п.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:….3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак….».

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с п. п. 2 п. 3, п. 3.1, п. 11 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах":

3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период <...> года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья <...> квадратных метров и средней рыночной стоимости... квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу вышеприведенных норм, право на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют Участники Великой Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом порядок предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области» учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Румянцева С.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны гр-н Р, в новый брак не вступала.

Румянцева С.Т. имеет удостоверение которым обозначено ее право на получение прав и льгот, установленных ст. 20 ФЗ «О ветеранах», и удостоверение серии , которым обозначено её право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших (умерших) военнослужащих, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно справке военного комиссариата Костромской области по Судиславскому району от мая 2010 года № 186, выданной Румянцевой С.Т., Румянцев А.Н. является участником ВОВ, проходил службу с января 1943 года по апрель 1944 года в <адрес>

Справкой МБУ ЦРГ г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Румянцева С.Т. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, вместе с дочерью гр-ка П и внучкой гр-ка М, собственником квартиры согласно выписке № 918 из лицевого счета является гр-ка П

Согласно справке от 12 июля 2010 года ГП «Костромаоблтехинвентаризация» по данным технического учета по состоянию на 22 июня 2010 года квартира в жилом доме по адресу: <адрес> общей площадью сумма обезличена., в том числе: жилая сумма обезличена помещений вспомогательного использования - сумма обезличена расположена на первом этаже одноэтажного бревенчатого жилого дома. Виды благоустройства квартиры: отопление АГВ, водопровод - от городской сети, газоснабжение - сетевое, электроснабжение - проводка открытая, кухонные очаги - газовая плита, телефон имеется, уборная на улице. Другие виды благоустройств отсутствуют.

13 июля 2010 года истица обратилась в Комитет ЖКХ с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в качестве оснований Румянцевой С.Т. было указано: отсутствие жилого помещения, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, проживание в помещении, не отвечающем установленным для живых помещений требованиям, а так же то, что она является вдовой участника войны.

Постановлением Администрации г.Костромы № 1677 от 27 августа 2010 года она была принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений в список очередности инвалидов войны и семей погибших (умерших) военнослужащих (категория- вдова) с 13 юля 2010 года.

На момент постановки на учет, Румянцева С.Т. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В вышеуказанном жилом помещении кроме истицы зарегистрированы: гр-ка П и гр-ка М

Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет сумма обезличена следовательно, общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи составляет сумма обезличена

Согласно данным регистрационного учета истица была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>., как член семьи, поскольку является матерью собственника вышеназванной квартиры - гр-ка П

Согласно уведомлению Комитета ЖКХ Администрации г.Костромы от 30 августа 2010 года Румянцева С.Т. поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список очередности инвалидов войны и семей погибших (умерших) военнослужащих (категория - вдова) за № 201.

27 сентября 2010 года Румянцева С.Т. обратилась в ОГУ «Центр социальных выплат» о предоставлении ей социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника ВОВ.

Согласно уведомлению Комитета ЖКХ Администрации г.Костромы от 16 декабря 2010 года Румянцевой С.Т. отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета как вдове мужа, который относится к ст.17 ФЗ «О ветеранах».

03 марта 2011 года Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области отказал Румянцевой С.Т. в обеспечении ее социальной выплатой на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, поскольку по сведениям из военкомата муж истицы при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.17 ФЗ «О ветеранах» и не имел факта выселения из занимаемого служебного жилого помещения.

Истица полагает, что данное решение нарушает ее права, так как она не может получить льготы, предусмотренные вдовам участника ВОВ.

Доводы представителей ответчиков о том, что истице не подлежит социальная выплата, т.к. она встала на учет нуждающихся после 01 января 2005 года, судом не принимаются как не основанные на законе, т.к. это условие относится только к членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, поскольку Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (принят ГД ФС РФ 02.12.2009)) слова "и вставших на учет до 1 марта 2005 года" исключены из подпункта 4 пункта 1 статьи 21.

Также суд не считает возможным положить в основу решения довод представителей ответчиков о том, что Румянцева С.Т. не имеет права на обеспечение жильем, т.к. такой льготой при жизни не пользовался ее муж. При этом суд исходит из того, что нормой ст. 21 Закона «О ветеранах» буквально предусмотрено, что для получения меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лицо должно являться членом семьи участника Великой Отечественной войны и должно обнаруживать нуждаемость в улучшении жилищных условий. Этим требованиям истица Румянцева С.Т. отвечает.

Доказательств намеренного ухудшения жилищных условий Румянцевой С.Т. суду не представлено, а доводы представителя истца о том, что Румянцева С.Т. продала старый развалившийся дом без удобств с печным отоплением, находившийся в деревне, где ничего нет, т.к. она не могла сама себя обслуживать, ничем не опровергнуты.

Так, в ходе судебного разбирательства дела установлено, что 20 января 2009 года по договору купли-продажи истица продала земельный участок площадью сумма обезличена и жилой дом общей площадью сумма обезличена по адресу: <адрес>

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 26 сентября 1996 года наследником имущества умершего Румянцева А.Н. - 1/4 доли домовладения, находящегося по адресу: <адрес> ко всему наследственному имуществу, ввиду отказа в ее пользу Румянцева В.А. и Румянцевой С.Т., является дочь гр-ка Ма

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Румянцевой С.Т. права собственности на объекты недвижимости не зарегистрированы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Суд считает, что данный факт не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, когда в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, исключаются из списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что Румянцева С.Т. является матерью гр-ка П.Е., была вселена в квартиру по адресу: <адрес>, так как в силу своего пожилого возраста и состояния здоровья, нуждается в постоянном уходе.

С учетом изложенного, судом не установлено умышленных и недобросовестных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, совершенных истицей. При этом суд полагает обоснованными возражения представителя истца о том, что Румянцева С.Т. продала дом ДД.ММ.ГГГГ, когда в закон еще не были внесены изменения от ДД.ММ.ГГГГ, отменяющие срок постановки на учет.

На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Румянцевой Софии Тимофеевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области об отказе Румянцевой Софие Тимофеевне в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета.

Обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить Румянцеву Софию Тимофеевну в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения кассационной жалобы в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                       И.А. Шабарова