Дело № 2-1525/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе: председательствующего судьи Шабаровой И.А. при секретаре Маматкуловой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области к Трепову Евгению Александровичу о взыскании задолженности по арендной плате, пени за просрочку внесения платежа, у с т а н о в и л: Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области обратился в суд с 4 вышеуказанными исками к Трепову Е.А., в которых просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка № от Дата обезличена года за период с Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, пени за просрочку платежа за период с Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, а всего <сумма обезличена>; задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена года за период пользования участком с Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, пени за просрочку внесения платежей за период с Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, а всего <сумма обезличена>; задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена года за период с Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, пени за просрочку платежа за период с Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, а всего <сумма обезличена>; задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, пени за просрочку платежа за период с 21 Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, а всего <сумма обезличена>. Мотивируя заявленные требования, истец ссылается на то, что на основании постановлений Администрации г. Костромы между сторонами были заключены вышеуказанные договоры аренды земельных участков (далее - Договор). В соответствии с договорами арендатору Трепову Е.А. переданы следующие земельные участки: - общей площадью <сумма обезличена> кв.м, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, для эксплуатации нежилого строения (срок договора с Дата обезличена - общей площадью <сумма обезличена> кв.м, по адресу: <адрес>, для эксплуатации склада-холодильника (срок договора Дата обезличена Дата обезличена договор аренды продлен на неопределенный срок); - общей площадью <сумма обезличена> кв.м, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, для эксплуатации ресторана, бара и кафе (срок договора с Дата обезличена - общей площадью <сумма обезличена> кв.м, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, для эксплуатации магазина смешанной торговли (срок договора с Дата обезличена). В соответствии с Законом Костромской области от 15.08.2006 г. № 62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы» и постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 года № 140-а «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (в настоящее время на основании постановления губернатора Костромской области от 18.11.2010 года № 222 - Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области). Договорами аренды установлена обязанность арендатора своевременно вносить арендную плату в установленном договором порядке и размере. Департаментом по всем договорам аренды были направлены в адрес арендатора уведомления о размере арендной платы на 2009 год и на 2010 год, которые получены арендатором Треповым Е.А. 02.11.2009 года, 12.11.2009 года, 29.04.2010 года, 18.07.2010 года соответственно. Поскольку договорами аренды предусмотрено изменение размера арендной платы в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления, нормативных актов Костромской области, а ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК Российской Федерации. Указанная правовая позиция подтверждается выводами, изложенными в Постановлении президиума ВАС РФ от 26.01.2010 года № 11487/09 по делу № А59-3535/07-С9 (С-5). Таким образом, установленный в договоре аренды размер платы за пользование земельным участком считается измененным с момента принятия уполномоченным государственным органом нормативного правового акта об установлении нового размера и (или) порядка расчета арендной платы. При названных обстоятельствах необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации отсутствует. До настоящего времени арендатором не исполнены обязательства по внесению арендной платы за арендованные земельные участки, в связи с чем, у него образовалась задолженность за период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года. В связи с допущенной просрочкой платежей арендатору начислены пени в соответствии с условием договоров аренды за нарушение срока внесения арендной платы: по договору аренды № от Дата обезличена - пени за просрочку платежа за период с 01 октября 2006 года по 21 февраля 2011 года в сумме <сумма обезличена>, по договору аренды № от Дата обезличена года пени за просрочку внесения платежей за период с 01 октября 2006 года по 24 февраля 2011 года в сумме <сумма обезличена>, по договору аренды № от Дата обезличена года пени за просрочку платежа за период с 01 октября 2006 года по 21 февраля 2011 года в сумме <сумма обезличена>, по договору аренды № от Дата обезличена года пени за просрочку платежа за период с 21 января 2004 года по 24 февраля 2011 года в сумме <сумма обезличена>. В адрес ответчика были направлены претензии, ответа на которые не последовало. Определениями суда от 14 и 28 марта 2011 года дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Представитель истца по доверенности Тихомирова О.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях и дополнительных письменных пояснениях к искам. Дополнительно пояснила, что базой для расчета арендной платы за землю является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам кадастровой оценки земель соответствующих категорий. С 01 января 2009 года на территории Костромской области для расчета арендной платы за использование земельных участков применяются результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 года № 393-а, опубликованным в СП «Нормативные документы» №№ 52-61 13 ноября 12 декабря 2008 года. Применение утвержденных результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы на территории Костромской области является основным принципом определения величины арендной платы. В связи с изменением законодательства по расчету арендной платы (постановление администрации Костромской области от 23.12.2008 года № 463-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 22.10.2007 года № 241-а»), учитывая п.3.3.2.6 Договоров, в адрес арендатора Трепова Е.А. были направлены уведомления об изменении арендной платы с расчетом арендной платы на 2009 год, а также на 2010 год, которые были им получены. Увеличение арендной платы за земельные участки стало следствием значительного увеличения их кадастровой стоимости, которое произошло в связи с тем, что последняя кадастровая оценка земель населенных пунктов различных видов разрешенного использования была проведена в 2002 году, следовательно, за большой период (2002-2008г.г.) значительно увеличилась рыночная стоимость объектов недвижимости, в том числе и земельных участков, что привело и к увеличению их кадастровой стоимости. Расчеты арендной платы в 2009 - 2010 г.г. Департаментом осуществлены в строгом соответствии с действующим на территории Костромской области законодательством и нормативными правовыми актами. До настоящего времени ни один из указанных нормативных правовых актов никем не оспорен и не признан незаконным и недействительным. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Изменение Департаментом размера арендной платы с 01.01.2009 года и 01.01.2010 года связано с новым порядком определения размера арендной платы и изменением значений коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы, о чем арендатору были направлены соответствующие дополнительные соглашения к договорам с расчетами арендной платы на 2009 и 2010 годы, уведомления о размере арендной платы. Считают, что не подписание арендатором дополнительных соглашений к договору аренды не освобождает арендатора от обязанности вносить арендную плату с учетом ставок, применяемых в соответствии с действующим законодательством на условиях договора аренды. Представитель ответчик по доверенности Фоланина Т.В. заявленные исковые требования не признала, ссылаясь на то, что сумма задолженности сформировалась исходя из повышенных ставок на 2009 и 2010 годы, а они продолжали уплачивать арендную плату по ставкам, действующим до 01.01.2009 года. Полагает, что Департамент не имел права увеличивать арендную плату, поскольку дополнительные соглашения об увеличении арендной платы арендатор не подписал. Подтвердила, что проекты дополнительных соглашений к договорам аренды, уведомления об увеличении арендной платы и расчеты на 2009 и 2010 годы ответчиком были получены, но в связи с несогласием с изменением арендной платы дополнительные соглашения не были подписаны арендатором. Главным бухгалтером проведена с истцом сверка расчетов по арендной плате, поэтому расчет задолженности и сумму задолженности, образовавшуюся в связи с увеличением арендной платы, они не оспаривают. В случае удовлетворения заявленных требований просила уменьшить сумму пени в соответствии со ст. 333 ГК РФ до размера ставки рефинансирования ЦБ РФ. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Судом установлено, что на основании постановления Администрации г.Костромы от Дата обезличена № Трепову Е.А. был предоставлен в аренду на сумма обезличена лет земельный участок по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. для эксплуатации нежилого строения согласно приложению (№ кв.м - офисы, № кв.м - магазины розничной сети), с Треповым Е.А. был заключен договор аренды указанного земельного участка от Дата обезличена года № № сроком с Дата обезличена Согласно п.3.2. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями до 1-го числа первого месяца квартала путем перечисления на расчетный счет арендодателя. На основании постановления Администрации г.Костромы от Дата обезличена № Трепову Е.А. был предоставлен в аренду на сумма обезличена лет земельный участок по адресу: <адрес>, площадью сумма обезличена кв.м для эксплуатации склада-холодильника, зарядной станции, с Треповым Е.А. был заключен договор аренды указанного земельного участка от Дата обезличена № сроком до Дата обезличена, который в настоящее время продлен сторонами на неопределенный срок. На основании постановления Администрации г.Костромы от Дата обезличена № Трепову Е.А. был предоставлен в аренду на сумма обезличена лет земельный участок по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. для эксплуатации нежилого строения (магазина, ресторана, бара), с Треповым Е.А. был заключен договор аренды указанного земельного участка от Дата обезличена № сроком с Дата обезличена до Дата обезличена, а также дополнительное соглашение к договору аренды от Дата обезличена. На основании постановления Администрации г.Костромы от Дата обезличена № № Трепову Е.А. был предоставлен в аренду на сумма обезличена лет земельный участок по адресу: <адрес> площадью сумма обезличена кв.м. для эксплуатации нежилого строения (магазин смешанной торговли), с Треповым Е.А. был заключен договор аренды указанного земельного участка от Дата обезличена № сроком Дата обезличена В соответствии с п.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками определяются органами местного самоуправления по видам использования земель и категориям арендаторов. На основании п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу ч.2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случая и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Размер и условия внесения арендной платы определены п.п.3.1-3.4 Договора аренды. Согласно п.3.3 (п.3.4 договора № от Дата обезличена и п.2.6 договора № от Дата обезличена) размер арендной платы устанавливается на основании действующей на момент расчета ставки земельного налога и может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления. Изменения арендной платы оформляются дополнительным соглашением. Дополнительное соглашение вместе с расчетом направляется арендатору арендодателем. Постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 г. №241-а (в редакции постановлений администрации Костромской области от 28.10.2008 г. №390-а, от 23.12.2008 г. №463-а, от 28.09.2009 г. №336-а) «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена» в целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в части установления порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков утверждено Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена. Рекомендовано Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области при заключении и продлении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Костромской области, и земельных участков, государственная, собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, при перерасчете арендной платы по действующим договорам аренды указанных земельных участков руководствоваться настоящим постановлением. Как видно из приведенного выше Положения, постановлением администрацииКостромской области от 28.12.2008 г. №390-а внесены изменения в главу 2, предусматривающую порядок расчета арендной платы, в частности, в расчете предусмотрены кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с результатами кадастровой оценки земельных участков соответствующей категории, утвержденными нормативными правовыми актами Костромской области, коэффициент, соответствующий индексу потребительских цен в Костромской области, корректирующий коэффициент. Судом установлено и признано представителем ответчика Фоланиной Т.В., что ответчик Трепов Е.А. вносил арендную плату по вышеуказанным договорам в период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года по ставкам, действующим до 01.01.2009 года, в связи с чем, у него образовалась задолженность, арифметический расчет суммы задолженности и пени представитель ответчика Фоланина Т.В. не оспаривает, однако не согласны с повышением арендной платы в 2009 и 2010 году, полагает неправомерным расчет истца, произведенный на основании постановлений администрации Костромской области № 393-а от 28.10.2008 года и № 241-а от 22.10.2007 года, т.к. с ответчиком не заключалось дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы. Представителем ответчика также не оспаривалось, что Трепов Е.А. получал проекты дополнительных соглашений к договорам аренды с расчетами арендной платы на 2009 год и на 2010 год, которые не было возвращены истцу в подписанном виде. Претензии с требованиями погасить задолженность по арендной плате, направленные истцом Трепову Е.А., также были оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд истца с настоящими исками. Наличие у Трепова Е.А. задолженности по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена года в сумме <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>. подтверждается материалами дела, расчеты, представленные истцом, ответчиком не оспаривались, судом проверены и признаны правильными. Суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст. 309, 314, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возражения представителя ответчика судом не принимаются, поскольку они основаны на неправильном понимании и применении действующего законодательства. Условиями договора предусмотрено право арендодателя производить перерасчет арендной платы в одностороннем порядке. Размер арендной платы определяется в зависимости от ряда объективных факторов, в том числе изменения действующего законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления, изменения (введения) ставок и (или) коэффициентов. Фактическое изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующих нормативных правовых актов не является соглашением об изменении условий договора о размере арендной платы в соответствии с п.3 ст..614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Указанные представителем истца нормативные правовые акты, на основании которых произведен перерасчет арендной платы с 01.01.2009 года и с 01.01.2010 года, опубликованы в установленном порядке в средствах массовой информации. Поэтому исковые требования в части взыскания задолженности по арендной плате подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно: по договору аренды № от Дата обезличена - в сумме <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена - в сумме <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена - в сумме <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена - в сумме <сумма обезличена>. Ответчиком нарушены обязательства по своевременному внесению арендной платы, в связи с чем, требование о взыскание пени за просрочку оплаты по договорам аренды отвечает требованиям статьи 330 Гражданского кодекса РФ и п.5.3 договора аренды (п.2.9 договора от Дата обезличена). Расчет пени судом также проверен и признан правильным, ответчиком он не оспаривается. Однако, учитывая ходатайство представителя ответчика об уменьшении размера неустойки в связи с ее несоразмерностью по трем искам, суд считает возможным применить статью 333 ГК РФ и уменьшить размер пени, подлежащей взысканию с ответчика Трепова Е.А., по договору аренды № от Дата обезличена до <сумма обезличена>., по договору аренды № от Дата обезличена до <сумма обезличена>, по договору аренды № от Дата обезличена года до <сумма обезличена> В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ г.Кострома в сумме <сумма обезличена> Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд р еш и л: Исковые требования Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области удовлетворить частично. Взыскать с Трепова Евгения Александровича в пользу Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>., пени в сумме <сумма обезличена>., задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>., пени в сумме <сумма обезличена>., задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>, пени в сумме <сумма обезличена>, задолженность по арендной плате по договору аренды № от Дата обезличена в сумме <сумма обезличена>., пени в сумме <сумма обезличена> <сумма обезличена>., всего - <сумма обезличена> Взыскать с Трепова Евгения Александровича в доход бюджета муниципального образования городской округ г.Кострома госпошлину в сумме <сумма обезличена> Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения кассационной жалобы в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.