решение об отказе в удовлетворении исков к Военному комиссариату о взыскании материального ущерба в виде недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации



Дело № 2-4395/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Пелевиной Н.В.

при секретаре Беловой С.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Виноградовой Т.М., Смирнова Н.Н., Шатнюка П.П. и Пухова Л.И. к Военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба в виде недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации,

у с т а н о в и л:

Виноградова Т.М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба в виде недополученных сумм пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получателем пенсии, выплачиваемой ответчиком. В соответствии с подпунктом «б» статьи 49 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» увеличение любой составляющей денежного довольствия, учитываемой для исчисления пенсии, влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей. В соответствии со ст.43 названного Закона одной из таких составляющих является месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 было предусмотрено, что месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемого при исчислении пенсии военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующие на день назначения или перерасчета пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

Суточная норма общевойскового продовольственного пайка установлена Правительством РФ в Постановлении от 10.07.1992 года № 479-28. Суточную стоимость продовольственного пайка, рассчитанного по данным Госкомстата РФ, определило Центральное продовольственное управление Министерства обороны РФ.        

Статья 43 названного Закона и пункт 11 Постановления Правительства РФ № 941 не менялись, не дополнялись и были постоянно действующими до 01.12.2007 года.

Из-за инфляционных процессов с января 1999 года и по ноябрь 2007 года суточная стоимость продовольственного пайка, а следовательно и его месячная стоимость, неоднократно повышалась. Однако ответчик это не учитывал, перерасчет пенсии не производил, в связи с чем недоплатил за указанный период <данные изъяты>.

Ссылаясь на неправомерность таких действий, просит взыскать с ответчика материальный ущерб в виде недополученной пенсии за период с 01.01.1999 года до 01.12.2007 года с учетом ее индексации по индексам роста потребительских цен в Костромской области по состоянию на июль 2011 года в размере <данные изъяты>.

С аналогичными исками к ответчику обратились Смирнов Н.Н., который просит взыскать с ответчика материальный ущерб с учетом индексации в размере <данные изъяты>; Шатнюк П.П., который просит взыскать с ответчика материальный ущерб с учетом индексации в размере <данные изъяты>; Пухов Л.И., который просит взыскать с ответчика материальный ущерб с учетом индексации в размере <данные изъяты>.

Определением судьи от 08.11.2011 года дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истец Пухов Л.И. и представитель истцов Шведенко Н.И. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Пояснили, что при начислении пенсии в спорный период ответчик учитывал не месячную стоимость продовольственного пайка, а денежную компенсацию за продовольственный паек, выплата которой осуществлялась военнослужащим по их выбору взамен выдачи продовольственного пайка в натуре и размер которой значительно меньше реального размера месячной стоимости продовольственного райка, определяемого Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ.

Истцы Виноградова Т.М., Смирнов Н.Н., Шатнюк П.П. в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело без них.

Представитель ответчика Полянцева О.Н. иск не признала, полагая его необоснованным. Указала, что в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, устанавливаемые Правительством РФ и в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Во исполнение этой нормы закона приказом Министра обороны РФ от 22.07.2000 года № 400 утверждено Положение о продовольственном обеспечении вооруженных сил РФ на мирное время, пунктом 18 которого определено, что денежная компенсация взамен продовольственного пайка выплачивается военнослужащим в размере его стоимости, если федеральным законом не установлен иной размер. До указанного времени нормативный акт, определяющий размер компенсации, принят не был, поэтому ее размер определялся совместным указанием ЦПУ МО РФ и ГУВБиФ МО РФ. Указанными органами на 1999 год был установлен размер компенсации взамен продовольственного пайка в размере 12 руб. 43 коп. в сутки, который не изменялся до 01.01.2000 года. Исходя из этого размера компенсации истцам и выплачивалась пенсия в 1999 году. Федеральными законами о федеральном бюджете на период 2000-2007 годов указанная компенсация была установлена в размере 20 рублей в сутки, поэтому и пенсия истцам исчислялась из указанного размера компенсации.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обозрев личные дела истцов, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 01.12.2007 года, было установлено, что для исчисления пенсии в денежное довольствие военнослужащих включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим или сотрудникам органов внутренних дел.

Пунктом «б» статьи 49 указанного Закона предусматривалось, что пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления и пересмотра пенсий установлен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 8 названного Постановления в редакции, действовавшей в спорный период, было установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления.

Пунктом 11 Постановления предписывалось месячную стоимость продовольственного пайка, учитываемую при исчислении пенсий военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определять исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку и по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

Подпунктом «б» п.14 Постановления предусматривалось, что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2001 года № КАС 01-370 пункт 8, подпункт «б» пункта 9, подпункт «б» пункта 14 названного Постановления признаны незаконными в части исключения возможности пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17.02.2004 года было разъяснено, что незаконными и недействующими указанные положения являются с момента вступления судебного решения в законную силу.

Такие последствия признания нормативного правового акта недействующим предусматривались и действовавшей на момент вынесения Верховным Судом РФ Определения от 04.10.2011 года статьей 239-8 ГПК РСФСР.

Данное Определение вступило в силу с момента его вынесения, то есть 04.10.2001 года, поэтому признанные этим определением незаконными нормы Постановления Правительства РФ № 941 не подлежали применению с указанной даты, до этого действие этих норм допускалось.

При таких обстоятельствах перерасчет пенсии истцам за период до 04.10.2001 года в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка не может быть произведен.

Требования о перерасчете пенсии за другие периоды удовлетворению также не подлежат.

Согласно п.1 ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) выплатой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - выдачей продовольственного пайка по их просьбе.

Во исполнение этой нормы закона Министром обороны РФ был издан Приказ от 22.07.2000 года № 400, которым утверждено Положение о продовольственном обеспечении вооруженных сил РФ на мирное время, в соответствии с пунктом 18 которого денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка выплачивается военнослужащим в размере его стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» впервые был установлен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки.

В последующие годы в течение спорного периода норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка федеральными законами о бюджете на соответствующие годы была установлена также в размере 20 рублей в сутки.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 года № 101 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» установлено, что в 2006 году выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» осуществляется в размере 20 рублей в сутки.

Аналогичная норма была предусмотрена и на 2007 год пунктом 47 Постановления Правительства РФ № 126 от 23.02.2007 года.

Таким образом, в период с 2000 года по 2007 год указанный размер компенсации в централизованном порядке не изменялся, поэтому оснований для применения при расчете пенсии иного размера компенсации взамен продовольственного пайка у военного комиссариата не имелось, как не имеется оснований и у суда для ее перерасчета.

Как усматривается из личных дел истцов, за спорный период пенсии им рассчитаны и выплачены из оклада по должности, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, а также компенсации взамен продовольственного пайка в указанном выше размере (при этом недополученные суммы пенсии за январь-ноябрь 2000 года в связи с увеличением стоимости продпайка до 20 руб. в сутки выплачены на основании соответствующих судебных решений), что соответствует приведенным выше положениям законодательства.

Суд не может согласиться с доводами истцов о том, что в расчет для исчисления пенсии должна включаться реальная стоимость продовольственного пайка, а не отличающийся от нее размер компенсации взамен продовольственного пайка, определенный федеральными законами о бюджете.

Так, Верховный Суд РФ в Определении от 19.10.2004 года по аналогичному делу № 46-В04-19 указывает, что «подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий также должен производиться исходя из ежемесячной продовольственной компенсации, установленной федеральным законом».

Кроме того, законодательство не содержит определения реальной стоимости продовольственного пайка и не регламентирует порядок ее формирования.

Ссылка истцов на то, что по данным Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ реальная стоимость продпайка в спорный период неоднократно изменялась и была выше 20 руб., является неубедительной, поскольку указанному органу в установленном законом порядке не предоставлялось право устанавливать размер такой составляющей денежного довольствия военнослужащих, увеличение которой влечет пересмотр пенсий. Размер денежной компенсации может устанавливаться и изменяться только федеральным законом. В вышеуказанном определении Верховного Суда РФ также отмечено, что «никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости руководствоваться нельзя, …поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - федеральный закон о федеральном бюджете…».

Поэтому само по себе увеличение стоимости продуктов питания, входящих в продовольственный паек военнослужащего, не является основанием для пересмотра пенсии военным пенсионерам, если размер денежной компенсации продпайка, выплачиваемый действующим военнослужащим, не изменился.

С учетом этого отсутствуют какие-либо правовые основания для удовлетворения исков.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Виноградовой Т.М., Смирнову Н.Н., Шатнюку П.П. и Пухову Л.И. в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней.

Судья Н.В.Пелевина