о взыскании компенсационных выплат



Дело № 2-3647/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года                                                                                                      г. Кострома

        Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ворониной М.В.,

с участием представителя ответчика военного комиссариата Костромской области

Полянцевой О.Н.

при секретаре Наместниковой С.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташева Валерия Владимировича к военному комиссариату Костромской области о взыскании компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью,

у с т а н о в и л:

        Карташев В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что в 1986 г. в составе войсковой части (Чернобыльская зона) принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вредными условиями работ его здоровью был причинен непоправимый вред. В период правоотношений с указанным государственным органом возникло право на возмещение вреда, возникшего в связи с повреждением здоровья. В 1995 году врачебно-трудовая экспертная комиссия признала его инвалидом. Инвалидность связана с чернобыльской катастрофой. Ответчик выдал соответствующее удостоверение , подтверждающее права на компенсации и льготы, предусмотренные специальным законом. При очередных переосвидетельствованиях экспертной комиссией причина инвалидности оставлена прежней. С ДД.ММ.ГГГГ подтверждена 2 группа инвалидности, которая установлена бессрочно. В 1995 году он приобрел все права на компенсации и льготы предусмотренные и предоставленные законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании п. 22 ч. 1 ст. 14 указанного закона ответчик назначал и выплачивал ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 39 указанного закона ответчик назначал и выплачивал ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью, с учетом 2-ой группы инвалидности (после апреля 2000 г.). Ч.3 ст. 5 указанного закона установлено, что предусмотренные законом периодические выплаты подлежат защите от инфляции в полном размере в соответствие с законодательством. Аналогичные требования содержатся и в ст.ст. 318, 1091 ГК РФ. Свердловский районный суд г. Костромы решением от 06.02.2007 г. произвел индексацию выплачиваемых сумм за определенный период, признал за ним право на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.02.2007 г. по <данные изъяты> и на получение ежегодной компенсации за вред здоровью за 2006 год в сумме <данные изъяты> В решении суда указано, что ежемесячная выплата в последующем подлежит индексации в порядке, определяемом законодательством. Должник в целом недобросовестно выполнял свои обязанности по защите выплат от инфляции в условиях постоянного удорожания стоимости жизни, допускал случаи несвоевременной выплаты сумм. Ежегодная выплата без законных оснований с 2007 г. уменьшена до <данные изъяты> Считает, что размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2010 г. должен составить <данные изъяты> а размер ежегодной компенсации за вред здоровью за 2010 год <данные изъяты> В дальнейшем размеры выплат, входящих в объем возмещения вреда здоровью и по существу направленные на его содержание, должны защищаться от инфляции путем индексации. Кроме того, полагает, что в его пользу должна быть взыскана задолженность по выплате ежемесячной компенсации за период с 01.02.2007 г. по 30.11.2010 г., которая по его расчетам составляет <данные изъяты> и задолженность по выплате ежегодной компенсации за период с 01.02.2007 г. по 30.04.2010 г. в сумме <данные изъяты> Ущерб от инфляции в отношение недовыплаченных сумм ежемесячной компенсации составляет <данные изъяты> а по недовыплаченным суммам ежегодной компенсации <данные изъяты> Просит признать незаконными акты должника, направленные на уменьшение с 2007 г. размеров ежегодной компенсации за вред здоровью, направленные на произвольное изменение его правоотношений с Государствам, произвести дополнительное увеличение (индексацию) периодических выплат, входящих в объем возмещения вреда здоровью, указанных в иске, взыскать с ответчика задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.02.2007 г. по 30.11.2010 г. в размере <данные изъяты> и компенсацию ущерба от инфляции <данные изъяты> обязать ответчика выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 1.12.2010 г. по <данные изъяты> в дальнейшем увеличивать выплату в порядке, установленном законом, взыскать с ответчика задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007, 2008, 2009, 2010 г.г. в сумме <данные изъяты>

        Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.

        Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что по решению суда от 06.02.2007 г. и определению суда от 25.04.2007 г. истцу выплачена задолженность по компенсации на приобретение продтоваров с 01.07.2000 г. по 31.01.2007 г. и задолженность по ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 2005 по 2006 годы. Суд возложил на ВККО обязанность выплаты ежемесячной суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.02.2007 г. в размере <данные изъяты> с последующей ее индексацией в порядке, определяемом законодательством. Решение суда выполнено в полном объеме. С выходом постановления Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 с января 2008 года денежная компенсация на приобретение продтоваров проиндексирована на 1,07 и выплачивается в размере <данные изъяты> с января 2008 года ежемесячно по настоящее время. По ежегодной компенсации за вред здоровью решение суда было принято по 2005 и 2006 годам, о дальнейшей индексации данного вида выплаты решение суда не вынесено. Конституционным судом РФ от 04.12.2007 г. № 879-0-0 и Верховным судом РФ от 11.01.2008 г. № 25-В07-24 определена принципиально новая позиция, касающаяся порядка индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продтоваров и ежегодной компенсации за вред здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. После опубликования определений Конституционного суда и Верховного суда завышенный размер компенсации исполняется, пока установленный судом размер компенсации не достигнет размера, определенного Правительством РФ. Поскольку на сегодняшний день истцу выплачиваются все выплату в установленном Постановлением Правительства РФ размере, то считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Карташева В.В. не имеется.

        Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Судом установлено, что Карташев В.В. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалидом 2 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС, получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных соответственно пунктом 13 части 1 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

        Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06.02.2007 года с Костромского областного военного комиссариата в пользу Карташева В.В. взыскано <данные изъяты> задолженность по выплате сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2000 г. по 31.01.2007 г. включительно с учетом ущерба от инфляции, <данные изъяты> задолженность по выплате сумм ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 2005 г. по 2006 г. включительно с учетом ущерба от инфляции. На военный комиссариат Костромской области возложена обязанность выплаты ежемесячной суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров Карташеву В.В. с 01.02.2007 г. в размере <данные изъяты> с последующей ее индексацией в порядке, определяемом законодательством ( л.д.21-25).

        Указанные в судебном решении суммы задолженности Карташеву В.В. выплачены. Выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 января 2008 года по настоящее время осуществляется в размере <данные изъяты> ежемесячно. Ежегодная компенсация за вред здоровью за 2007 год выплачена в размере <данные изъяты> за 2008 год - в размере <данные изъяты> за 2009 год - в размере <данные изъяты> за 2010 год компенсация не выплачена, так как Карташев В.В. с заявлением о ее выплате не обращался ( л.д.19).

        Согласно п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х кратного установленного законом минимального размера оплаты труда и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 5-ти кратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

        Федеральным законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в соответствии с которыми указанные выплаты стали исчисляться в твердых денежных суммах - 300 рублей и 500 рублей соответственно.

        Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ статья 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была изложена в новой редакции, согласно которой право на получение ежемесячной денежной компенсации предусмотрено пунктом 13 части 1 данной статьи (а не пунктом 22, как было ранее).

        В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

        Исковые требования Карташева В.В. по сути сводятся к индексации размеров компенсаций на приобретение продтоваров и ежегодной за вред здоровью, установленных решением суда от 6 февраля 2007 года, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, аналогичном порядку индексации, установленному для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью.

        Суд не усматривает к этому достаточных оснований.

        Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

        В Постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

        Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

        Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью по своей правовой природе отличаются от ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, которые предусмотрены пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Так, норма статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

        Спорные компенсации относятся к последним. При этом их индексация впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью) была предусмотрена Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, в соответствии с которым часть 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определила, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

        Как указано выше, новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

        Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 21 марта 2007 г. № 171, от 21.12.2007 года № 914, от 16.12.2009 года № 1024 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

        Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

        При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

        Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 (в ред. от 24.12.2008 года) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2008 года в размере 476 руб. 49 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 794 руб. 15 коп. - коэффициент 1,105; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 (в ред. от 07.07.2009 года) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2009 года в размере 538 руб. 43 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 897 руб. 39 коп. - коэффициент 1,13; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2010 года в размере 592 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 987 руб. 13 коп. - коэффициент 1,1.

        В силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, исходя из уровня инфляции индексации подлежат размеры выплат, установленные настоящим Законом.

        Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовых сумм, установленных законом, неконституционной не признана.

        В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 879-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также указано, что вопрос об определении порядка индексации различных видов выплат является прерогативой законодателя.

        Вышеприведенными постановлениями Правительства РФ федеральный законодатель и установил порядок индексации компенсации на приобретение продтоваров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

        Ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров Карташев В.В. получает в большем размере, чем это предусмотрено вышеназванными нормативными актами, поэтому оснований для ее индексации не имеется.

        Из материалов дела следует, что и ежегодная компенсация за вред здоровью за 2007-2009 годы была выплачена истцу в установленных вышеуказанными нормативными актами размерах (л.д. 19). Из представленной в материалы дела справки Военного комиссариата Костромской области, личного дела Карташева В.В. следует, что ежегодная компенсация за вред здоровью истцу выплачена: за 2007 г. - <данные изъяты> руб., за 2008 г. - <данные изъяты> руб., за 2009 г. - <данные изъяты> руб. (как и предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914 (в ред. от 07.07.2009 года)). Кроме того, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании за 2010 года ежегодная компенсация за вред здоровью истцу начислена в сумме <данные изъяты> То есть ежегодная компенсация за вред здоровью истцу выплачена в установленных законом размерах.

        Решением суда, на которое ссылается истец, размер компенсации за 2007 и последующие годы не определялся, ответчик к выплате данной компенсации в определенном размере не обязывался, поэтому у него не имелось оснований для ее выплаты в ином, чем предусмотрено приведенными Постановлениями Правительства РФ, размере.

        При этом ответчиком никакого акта о снижении размера ежегодной компенсации с 2007 года, который истец просит признать незаконным, не принималось.

        При таких обстоятельствах суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

        Карташеву Валерию Владимировичу в удовлетворении исковых требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.

         Судья:                                                                                         М.В. Воронина