часть 1 статьи 5.5. КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома                                                                                              1 октября 2010 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Нехайкова Н.Н., с участием представителей Управления Роскомнадзора по Костромской области <данные изъяты>., представитель ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» <данные изъяты>,

Рассмотрев жалобу ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» на постановление мирового судьи судебного участка № 36 г. Костромы от 13.09.2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

При проведении внепланового мероприятия в отношении печатного средства массовой информации СМИ «Северная правда» <данные изъяты> 2 сентября 2010 года выявлено нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 36 г. Костромы ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто штрафу <данные изъяты>.

Будучи не согласным с данным постановлением мирового судьи ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северной правды» обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 36 г. Костромы от 13.09.2010 года и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что с началом избирательной компании по выборам депутатов в Костромскую областную думу пятого созыва Учреждение, размещая материалы: статьи, анонсы, репортажи и т.д., в газете «Северная правда» предпринимало все возможные меры по соблюдению правил и норм избирательного законодательства. Публикации в газете «Северная правда», указанные в акте проверки от 2.09.2010 года в газетах №№ 77, 79, 81, 83, 85, 87, 88, 89, 90, 91 не являются «сообщениями о проведении предвыборных мероприятий» и, следовательно, не должны «даваться отдельным информационным блоком, без комментариев» как этого требует ч.5 ст. 45 Закона. Учреждение при размещении материалов не преследовало цель информирования населения о том, что сейчас проводятся предвыборные мероприятия, а лишь достоверно информировало население региона о социально -значимых мероприятиях, данные материалы являются отражением действительных событий и фактов, произошедших за этот период в Костромской области. Обязанность по обеспечению информирования избирателей возложена на соответствующие избирательные комиссии (ч.6 ст. 20 Закона), материалы в газете «Северная правда» опубликованы не избирательной комиссией. В соответствии со ст. 44 Закона информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется только лишь с использованием редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий, а не самими СМИ. При вынесении решения судом сделан вывод о том, что в публикациях «допущено нарушение равенства избирательных объединений, содержаться сведения о мероприятиях и об участии в официальных мероприятиях представителей избирательного объединения - партии «<данные изъяты>» в сочетании с позитивными комментариями и не опубликованы сведения о мероприятиях или об участии в официальных мероприятиях других избирательных объединений». В Законе отсутствует запрет размещать в средствах массовой информации материалы об участии в мероприятиях кого-либо. Так же в Законе отсутствует понятие о равенстве избирательных объединений. Кроме того лиц от других избирательных объединений в данных мероприятиях не участвовало, поэтому упоминания о них не могло и быть. Все изложенные основания являются отсутствием события административного правонарушения.

Представитель ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» доводы изложены в жалобе поддержал, суду пояснил, что все указанные в протоколе публикации преследовали цель информации населения о социально-значимых событиях, происходивших в области, никакой иной цели они не преследовали, поэтому полагает привлечение ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» к административной ответственности является необоснованным, в связи с чем просит постановление мирового судьи отменить, а дело производством прекратить.

Представитель Управления Роскомнадзора по Костромской области <данные изъяты> суду пояснила, что считает доказанным факт нарушения редакцией СМИ «Северная правда»» п.п. 2,5 ст. 45 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67, выразившееся в нарушении порядка опубликования ( обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Проверив представленные материалы, выслушав представителя Управления Роскомнадзора по Костромской области, представителя ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда», судья приходит к выводу, что виновность ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» в совершении правонарушения нашла в суде свое подтверждение.

Факт совершения ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» правонарушения, подтверждается: протоколом № 44-03-188 об административном правонарушении в сфере СМИ от 2.09.2010 года (л.д.4) в котором отражена объективная сторона правонарушения; приказами о проведении внепланового мероприятия в отношении печатного СМИ «Северная правда» и о внесении изменений в приказ № 262 (л.д.5-7); актом мероприятия в отношении печатного СМИ «Северная правда» № А-44-03/144 от 2.09.2010 года из которого следует, что в ходе проведения мероприятия выявлены нарушения обязательных требований: ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» устав заключен между учредителем и редакцией с нарушением требований законодательства; ст. 60 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» нарушен порядок участия СМИ в информационном обеспечении выборов (л.д.12-20); копиями печатных изданий газеты «Северная правда» №№ 77, 79, 81, 83, 85, 87, 88, 89, 90, 91 в которых имеются публикации о деятельности избирательного объединения <данные изъяты> (л.д.21-45).

В соответствии со ст. 2 п. 25 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. (пп. 25 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 № 42-ФЗ).

Постановлением Костромской областной Думы от 01.07.2010 года № 4828 на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы пятого созыва, решение о назначении выборов опубликовано в СМИ « Северная правда» от 02.07.2010 года №29, в связи с чем началась избирательная кампания.

Согласно списка, представленным Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области по состоянию на 2.07.2010 года, опубликованным в газете «Северная правда» № 29 от 7.07.2010 года в Костромской области принимать участие в выборах депутатов Костромской областной Думы 5 созыва имеют право 7 политических партий и их региональных отделений (л.д.20).

В целях гарантирования свободных выборов и референдумов федеральный законодатель - по смыслу статей 3, 29, 32 во взаимосвязи со статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения.

Так, статьей 44 ФЗ РФ от 12.06.2002 года №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливается, что информирование избирателей и предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума являются элементами информационного обеспечения выборов и способствуют осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. При этом согласно статье 45 названного закона содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений (пункт 2), а деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно (пункт 4) (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ); в публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений (пункт 5).

Выполнение организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов и референдумов, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Исходя из того, что пользование свободой массовой информации - по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом.

Между тем, как следует из исследованных в судебном заседании материалов, в том числе пояснений представителя ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда», в выпусках газеты «Северная правда», опубликована информация с позитивными комментариями об одном избирательном объединении <данные изъяты>, тогда как у других избирательных организаций так же проводились мероприятия, однако освещения в газете «Северная правда» они не получили, то есть предпочтение данной организации отдано одному из 7 избирательных объединений, принимающих участие в выборах, что не соответствует требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Кроме того, в выпусках газеты «Северная правда» № 88 от 12.08.2010 года, № 89 от 18.08.2010 года и № 90 от 19.08.2010 года нарушен порядок публикаций сообщений о проведении предвыборных мероприятий: статьи о предвыборных мероприятиях <данные изъяты> не выделены в отдельный информационный блок, содержат позитивные комментарии о деятельности избирательного объединения - партии «<данные изъяты>, что является нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, действия правонарушителя охватываются диспозицией ст. 5.5 ч.1 КоАП РФ, которая предусматривает нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, которое выразилось в нарушении неравенства избирательных объединений, а именно опубликование сведений о деятельности представителей избирательного объединения -партии «<данные изъяты>» в сочетании с позитивными комментариями и одновременное отсутствие информации о деятельности других избирательных объединений, и в не выделении в отдельный информационный блок статей о предвыборных мероприятиях избирательного блока - партии « Единая Россия», которые содержать позитивные комментарии о деятельности избирательного объединения-партии « <данные изъяты>

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей полно и точно установлены обстоятельства правонарушения, установлен субъект правонарушения - ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда», который входит в перечень возможных субъектов правонарушения достаточно подробно перечисленных в диспозиции ст. 26.11 КоАП РФ.

Приведенные представителем ОГУ «Редакция газеты «Северная правда» доводы о невиновности в совершении инкриминируемого им деяния по тем мотивам, что они предпринимали все возможные меры по соблюдению правил и норм избирательного законодательства, публикации в газете «Северная правда», указанные в акте проверки от 2.09.2010 года в газетах №№ 77, 79, 81, 83, 85, 87, 88, 89, 90, 91 не являются «сообщениями о проведении предвыборных мероприятий», учреждение при размещении материалов не преследовало цель информирования населения о том, что сейчас проводятся предвыборные мероприятия, а лишь достоверно информировало население региона о социально -значимых мероприятиях, отражало действительные события и факты, произошедшие за этот период в Костромской области аналогичные доводам, приводимым заявителем в судебном заседании у мирового судьи, выводов суда не опровергают, следовательно не влекут его отмену.

Более того, указанные доводы представителя ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда», были предметом рассмотрения мирового судьи и им мотивировано отвергнуты. Суд согласен с выводами, изложенными в постановлении мирового судьи судебного участка № 36 г. Костромы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное наказание ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» назначено в пределах, установленных санкцией ст. 5.5 ч.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, является справедливым и соразмерным содеянному.

Так как нарушение порядка опубликования агитационных материалов ОГУ « Редакция Костромской газеты « Северная правда» согласно протокола о привлечении к административной ответственности ( л.д.4) в вину не вменялось, то содержащееся в мотивировочной части постановления мирового судьи указания на данные деяния подлежат исключению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10, ст.30.7 ч.1 п. 1 КоАП РФ,

Р Е Ш ИЛ:

    Считать ОГУ « Редакция Костромской областной газеты « Северная правда» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, т.е. в нарушении порядка опубликования ( обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, исключив указание на нарушение порядка опубликования « агитационных материалов».

В остальном постановление мирового судьи судебного участка № 36 г. Костромы в отношении ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» оставить без изменения, а жалобу ОГУ «Редакция Костромской газеты «Северная правда» - без удовлетворения.

Судья:                                                                           Нехайкова Н.Н.