Об освобождении от уголовной ответственности и применении принудительной меры медицинского характера



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об освобождении от уголовной ответственности и о применении

принудительной меры медицинского характера

г. Иркутск 27 марта 2012 года

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего - федерального судьи Обыскалова А.В.

с участием помощника прокурора Свердловского района г. Иркутска Филипповой С.А.,

подсудимого Жамбалова В.В.,

защитника Багатурия Л.П., представившей удостоверение № 00058 и ордер № 795 от 21 марта 2012 года,

при секретаре Астафьевой О.С.,

а также с участием потерпевшей Жамбаловой Е.В.,

законного представителя Бондаревой В.А.,

рассмотрев материалы уголовного дела № 1-217/2012 в отношении:

Жамбалова В.В., родившегося ...., ранее не судимого,

в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под сражу с 27 октября 2011 года,

обвиняемого в совершении запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ.

УСТАНОВИЛ:

Жамбалов В.В., страдая хроническим психическим расстройством в форме параноидной шизофрении с непрерывным типом течения, совершил запрещенное уголовным законом деяние - убийство при следующих обстоятельствах.

23 октября 2011 года в дневное время обвиняемый Жамбалов В.В., находясь у себя дома в квартире, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, правой рукой закрыл рот и нос своей матери ФИО7, тем самым перекрыв ей доступ воздуха в легкие. Потерпевшая ФИО7 стала сопротивляться и вырвалась. Тогда ФИО7 взял капроновую веревку, повалил потерпевшую ФИО7 на диван, перекинул веревку на шею потерпевшей, после чего затянул концы веревки и задушил потерпевшую ФИО7, причинив ей телесные повреждения в виде ссадин носа и шеи, которые не повлекли вреда здоровью, а также повреждение в виде странгуляционной борозды, относящееся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью, как вызвавшее опасное для жизни состояние. Смерть потерпевшей ФИО7 наступила на месте преступления от механической странгуляционной асфиксии в результате сдавливания органов шеи петлей и состоит в прямой причинной связи с действиями Жамбалова В.В.

Факт совершения Жамбаловым В.В. запрещенного уголовным законом деяния подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевшая ФИО8 суду показала, что проживала совместно с дочерью - ФИО9, братом - Жамбаловым В.В. и матерью - ФИО7 23 октября 2011 года около 21 часа ей позвонила дочь и сообщила, что ФИО7 умерла. Дочь обнаружила ее в квартире на диване. Когда она приехала домой, то увидела, что ФИО7 лежит на диване, на носу у матери была красная ссадина, чуть выше грудной клетки, перед шеей красная круглая точка, похожая на кровяной сгусток, других телесных повреждений она не видела. Брата дома не было. 27 октября 2011 года из справки о смерти она узнала, что мама умерла от асфиксии, сдавливания шеи петлей. В убийстве она заподозрила своего брата, так как у него с матерью были плохие взаимоотношения.

В соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ, с согласия сторон, в связи с неявкой, в судебном заседании оглашены показания свидетеля ФИО9 (л.д. 21-25), ранее данные при производстве предварительного расследования, из которых следует, что она проживала с мамой ФИО8, дядей Жамбаловым В.В. и бабушкой ФИО7 23 октября 2011 года около 15 часов дня она ушла из квартиры, дома оставалась одна бабушка. Она вернулась домой примерно в 20 часов 50 минут. Жамбалова В.В. дома не было, в комнате она увидела бабушку, которая лежала на диване и не подавала признаков жизни. Она позвонила Жамбалову В.В., который сказал, что будет отсутствовать 2 дня. Она сразу же позвонила своей матери. Позднее из справки о смерти стало известно, что бабушка умерла от асфиксии, сдавливании шеи петлей.

Объективным подтверждением факта совершения Жамбаловым В.В. запрещенного уголовным законом деяния являются следующие доказательства.

Из протоколов осмотров места происшествия (л.д. 8-9, 34-43) установлено, что местом преступления является квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, микрорайон Юбилейный, 90-77.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 3051 от 30 ноября 2011 года (л.д. 109-111), смерть потерпевшей ФИО7 наступила от механической странгуляционной асфиксии в результате сдавливания органов шеи петлей при удавлении. При исследовании трупа ФИО7 в верхнем отделе шеи была обнаружена странгуляционная борозда, образовавшаяся вследствие сдавливания органов шеи петлей. Данное повреждение относится к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью, как вызвавшее опасное для жизни состояние, и стоит в прямой причинной связи со смертью. Повреждение на шее образовалось в результате воздействия тупого предмета, что подтверждается полосовидной формой борозды. Тупой предмет, причинивший данное повреждение, имел не четко выраженную травмирующую поверхность, о чем свидетельствует неравномерное вдавливание борозды, нечеткость краев повреждения. Предмет был изготовлен из мягкого материала, на что указывает характер борозды, наличие у нее нечетких краев, отсутствие осаднения на всем протяжении в сочетании с относительно небольшой глубиной. Повреждение образовалось от сдавливания шеи петлей, что подтверждается его расположением, полосовидной формой. Странгуляционная борозда образовалась при удавлении, что подтверждается формой и расположением борозды, общеасфиксическими признаками. О прижизненности борозды свидетельствуют кровоизлияния в коже и подкожной клетчатке в ее проекции. При судебно-медицинском исследовании трупа потерпевшей ФИО7 кроме странгуляционной борозды обнаружены повреждения в виде ссадины носа и шеи, которые образовались в результате воздействия твердым тупым предметом с относительно острым ребром чем могли быть ногти или иной похожий предмет с ограниченной поверхностью и относятся к не повлекшим вреда здоровью.

Исследовав и оценив вышеизложенные доказательства, суд находит каждое из них относимым к данному делу, допустимым и достоверным, а все собранные доказательства в совокупности - достаточными для разрешения настоящего уголовного дела, поэтому суд считает установленным и доказанным совершение Жамбаловым В.В. деяния, запрещенного уголовным законом, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ, квалифицируемого как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

По заключению судебной стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы № 78 от 21 февраля 2012 года (л.д. 130-134), Жамбалов В.В. страдает хроническим психическим расстройством в форме параноидной шизофрении с непрерывным типом течения. Об этом свидетельствуют анамнестические сведения об отягощенной хроническим психическим заболеванием - шизофренией наследственности со стороны матери, о появлении у Жамбалова В.В. с четырнадцатилетнего возраста типичных для шизофренического процесса спонтанных аффективных нарушений, слуховых расстройств восприятия, бредовых идей преследования, физического воздействия с присоединением в последующем нарастающих негативных изменений психики в виде замкнутости, обособленности, подозрительности, что обуславливало его неадекватное поведение, социальную дезадаптацию. У Жамбалова В.В. выявлены характерные для шизофренического процесса негативные изменения психики в виде нарушений мышления (склонность к формализации суждений, соскальзываниям, резонерству), изменений в эмоционально-волевой сфере (неадекватность эмоциональных реакций, апатичность, парадоксальность) в сочетании с нарушением критических способностей. Поэтому Жамбалов В.В., как страдающий указанным хроническим психическим расстройством, в период, относящийся ко времени совершения инкриминируемого ему деяния, не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время по своему психическому состоянию Жамбалов В.В. также не может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время Жамбалов В.В. нуждается в применении принудительных мер медицинского характера в виде помещения в психиатрический стационар специализированного типа. Указанное психическое расстройство лишает Жамбалова В.В. способности правильно воспринимать окружающую действительность и давать объективные показания. В период, предшествующий совершению преступления и в момент его совершения Жамбалов В.В. также страдал указанным психическим расстройством, следовательно, он был лишен способности понимать содержание ситуации, осознавать значение своих действий и контролировать их.

Оценив указанное заключение экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно получено в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, выполнено высококвалифицированными и компетентными экспертами, поэтому у суда нет никаких оснований не доверять данному заключению. Суд находит данное заключение обоснованным, так как оно подтверждено медицинскими документами и результатами обследования Жамбалова В.В., а сама экспертиза проведена на основе соответствующих методик, поэтому суд приходит к выводу о том, что Жамбалов В.В. совершил деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, и, на основании ст.21 УК РФ, подлежит освобождению от уголовной ответственности.

Учитывая, что психическое расстройство Жамбалова В.В. связано с возможностью причинения другим лицам существенного вреда, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного им деяния, запрещенного уголовным законом, направленного против жизни, относящегося к категории особо тяжких деяний, принимая во внимание, что Жамбалов В.В. по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, требует постоянного наблюдения, в целях излечения Жамбалова В.В., улучшения его психического состояния, а также в целях предупреждения совершения им новых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, суд, на основании п. «а» ч.1 ст.97, п. «в» ч.1 ст.99, ч.3 ст.101 УК РФ, считает необходимым применить к Жамбалову В.В. принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.442, 443 УПК РФ, ст.21 УК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить Жамбалова В.В. от уголовной ответственности за совершенное запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст.105 ч.1 УК РФ.

Применить к Жамбалову В.В. принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Меру пресечения Жамбалову В.В. до помещения его в психиатрический стационар оставить без изменения - заключение под стражу, освободив его из-под стражи при поступлении в психиатрический стационар.

Вещественные доказательства, находящиеся в камере хранения СО по Свердловскому району г. Иркутска СУ СК РФ по Иркутской области: качели, фрагмент веревки, мастерку, наволочку - по вступлении постановления в законную силу уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Председательствующий _______________