О признании права собственности на самовольную постройку



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2010 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Орловой Л.В., при секретаре Захаренко В.В., с участием представителя истца Никульцова Л.Ю., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1602/10 по иску Прониной Людмилы Ивановны к Администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

В Свердловский районный суд г. Иркутска поступило исковое заявление Прониной Л.И. к Администрации г.Иркутска о признании права собственности на жилые дома. В обоснование иска Пронина Л.И. указала, что в сложившейся застройке г. Иркутска по адресу: ..., ... склады, 5 расположено домовладение, состоящее из каркасно-засыпного жилого дома, общей площадью 41,0 кв.м., и каркасно-засыпного жилого дома, общей площадью 33,9 кв.м., находящиеся в ее пользовании. Данные дома являются самовольной постройкой. Решением горисполкома в 90-х годах земельный участок по ... склады, 5 был закреплен в пользование за жилыми домами.

На основании п.3 ст.222 ГК РФ истец Пронина Л.И. просит суд признать за ней право собственности на указанные дома.

В судебное заседание истец Пронина Л.И. не явилась, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель Прониной Л.И. Никульцов Л.Ю., действующий на основании доверенности от Дата обезличенаг., доводы искового заявления поддержал, указав, что действительно земельные участки по ... склады на основании решения исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов № 15/346 от 14.05.1990г. были закреплены за ранее выстроенными жилыми домами. Пронина Л.И. имела возможность оформить правоустанавливающие документы - регистрационное удостоверение на жилой дом в БТИ г. Иркутска. Однако тот факт, что Пронина Л.И. не обратилась за оформлением жилых домов, не лишает ее возможности требовать признания за ней права собственности на жилые дома в судебном порядке. В связи с этим, представитель Никульцов Л.Ю. просил суд исковое заявление Прониной Л.И. удовлетворить.

Администрация г. Иркутска о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя Администрации г.Иркутска.

С учетом мнения представителя истца Никульцова Л.Ю. суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Администрации г. Иркутска в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнение представителя истца Никульцова Л.Ю., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно техническим паспортам от Дата обезличенаг. составленным МУП БТИ г. Иркутска, Заключению МУП БТИ г. Иркутска от Дата обезличенаг. пользователем каркасно-засыпных жилых домов (Лит.А и Лит.Б), выстроенных в 1967г. и 1990г. и расположенных по адресу: ..., ... склады 5, является Пронина Л.И., одноэтажный жилой дом (Лит.А) имеет общую полезную площадь 41 кв.м., в том числе жилую 28,9 кв.м., одноэтажный жилой дом (Лит.Б) имеет общую полезную площадь 33,9 кв.м., в том числе жилую 24,9 кв.м.

Архивной выпиской от Дата обезличена Номер обезличен подтверждается, что решением исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличенаг. «О правовой регистрации строений» земельные участки, расположенные в Свердловском районе г. Иркутска, в том числе, по ... склады, были закреплены за ранее выстроенными домами.

Пунктом 2 указанного решения Номер обезличен от Дата обезличенаг. предусматривалась обязанность бюро технической инвентаризации многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства и благоустройства по регистрация права собственности согласно инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968г. № 83.

Из содержания данного решения следует, что земельные участки закреплялись не за конкретными лицами. Таким образом, суд полагает, что для органа исполнительной власти не имело значения, у кого из фактических пользователей, самовольно, возведенных жилых домов возникало право на земельный участок.

Законодательство, регулирующее земельные отношения до принятия Земельного кодекса Российской Федерации, основной формой пользования гражданами земельными участками предусматривало постоянное (бессрочное) пользование. Об этом свидетельствуют Постановление Совета Министров СССР от 26.08.48. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.48. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», Земельный кодекс РСФСР 1970 года, Земельный кодекс РСФСР 1991 года, Земельный кодекс РФ 2001 года.

Указанный режим землепользования граждан подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации, который в Постановлении от 13.12.2001 года № 16-П указал, что: до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость. Признание за домовладельцем - пользователем земельного участка, на котором расположено домовладение, права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком как своим имуществом исключало произвольное распоряжение им со стороны каких-либо иных субъектов права. В дальнейшем, в ходе проведения земельной реформы - как до, так и после принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей право частной собственности на землю (статья 9, часть 2; статья 36, части 1 и 2), - законодатель, параллельно с процессом возрождения этой формы собственности, обеспечивал гражданам, по их выбору, возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной. При этом, во всяком случае исключалось, как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статей 17 (часть 1), 35 (часть 3) и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с соответствующими международно-правовыми нормами, в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками действует механизм защиты, гарантируемый статьями 35, 45 и 46 Конституции Российской Федерации.

Тем самым, суд приходит к выводу, что право пользования земельным участком по ... склады, 5, предоставленным под жилые дома на основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов № 15/346 от 14.05.1990г. является постоянным (бессрочным).

Анализ земельного законодательства РСФСР и РФ свидетельствует, что государство принимало меры по сохранению за гражданами, имеющихся у них прав на земельные участки. Так, Законом Российской Федерации «О земельной реформе» от 23.11.1990 года № 460-1 в редакции Закона РСФСР от 27.12.1990 года, Законов Российской Федерации от 24.06.1992 года, от 20.11.1992 года, от 28.04.1993 года, утратившим силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2287, в частности, ст.7 предусматривалось, что до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненно наследуемое владение, бессрочное пользование, в том числе аренда, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, под жилой дом, ведения личного подсобного хозяйства и иных, не запрещённых законом целей, сохраняется, установленное ранее соответствующее право пользования земельными участками, в том числе и право постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п.3 ст.20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Владелец жилых домов по ... склады, 5 не занималась юридическим оформлением своих прав на земельный участок, однако и действующим законодательством не были предусмотрены правовые последствия неполучения документа на право пользования земельным участком. Решений о прекращении права пользования земельным участком по ... склады, 5 и его изъятии в соответствии с порядком и по основаниям, установленным ст.39 Земельного кодекса РФ, органами, уполномоченными решать вопросы предоставления и изъятия земельных участков, суду не представлено.

Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» выдало заключение от 25.02.2010г № 02-02.16/713, что два одноэтажных каркасно-засыпных жилых дома лит.А, лит.Б со служебно-хозяйственными постройками соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов».

Общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирское Конструкторское Бюро по архитектурно-строительным системам и новым технологиям им А.А. Якушева» в заключении № 3/з от 12.04.2010г. указало, что объект недвижимости - домовладение, состоящее из 1-этажного жилого дома (лит.А) общей площадью 41,0 кв.м., построенного в 1967 году и 1-этажного жилого дома (лит.Б) общей площадью 33,9 кв.м., построенного в 1990 году, расположенное по адресу: ..., ... склады, 5, пригодно для постоянного использования по назначению. Здания имеют II (нормальный) уровень ответственности (ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований»). Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, обеспечивающим безопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей - не обнаружено, права и законные интересы других граждан не нарушаются.

Отдел Государственного пожарного надзора г. Иркутска, в ответе от Дата обезличенаг. Номер обезличен на запрос суда о противопожарном состоянии жилых домов по ... склады, д.5, указал, что, проведя проверку противопожарного состояния индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: ..., ... склады, ... сообщает, что указанные строения соответствует требованиям пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что сохранение самовольно возведенных жилых домов по ... склады, 5 нарушает права и охраняемые законом интересы, создает угрозу жизни и здоровью людей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Прониной Л.И. о признании за ней права собственности на жилые дома, расположенные по адресу: ..., ... склады, 5 обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прониной Людмилы Ивановны удовлетворить.

Признать за Прониной Людмилой Ивановной право собственности на жилой дом, общей площадью 41,0 кв.м., жилой дом, общей площадью 33,9 кв.м., расположенные по адресу: ..., ... склады, 5.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Председательствующий судья: