о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2010 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Васиной Л.И.,

при секретаре Глобенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1104/10 по иску Москалевым В. В. к Управлению Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Москалевым В. В. обратился в суд с иском о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований Москалевым В. В. указано, что Дата обезличена года он обратился в Управление ПФ РФ в Свердловском районе г.Иркутска с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением Номер обезличен от Дата обезличена года в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с тем, что не были зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды его трудовой деятельности в должности бортоператора ОАО ИАПО, ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5», ОАО НПК «Иркут», так как наименование занимаемой должности, по мнению Управления ПФ РФ, не соответствует Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459. С данным решением он не согласен по следующим основаниям. В соответствии с пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости…» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется «Список должностей работников летного состава авиации», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459. Пунктом 1 данного Списка право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Частью 1 ст.56 Воздушного кодекса РФ установлено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). При этом право на досрочное назначение пенсии по старости имеет любой член экипажа воздушного судна и какие-либо ограничения для лиц, составляющих кабинный экипаж, отсутствуют. С учетом изложенного, просит суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена года; признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска от Дата обезличена г. Номер обезличен об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска зачесть в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды его трудовой деятельности: с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО ИАПО; с Дата обезличена года по Дата обезличена в должности бортоператора ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО «Корпорация «Иркут»; обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения - Дата обезличена года.

В судебном заседании истец Москалевым В. В. и его представитель по доверенности Иванов А.Л. заявленные требований поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении,

Представитель ответчика ГУ Управления ПФР в Свердловском районе г.Иркутска Лотц Г.К., действующая на основании доверенности, исковые требования Москалевым В. В. не признала, повторив доводы, изложенные в представленных письменных возражений на иск, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют не просто члены экипажа воздушного судна, а члены экипажа из числа летного состава. Истец, будучи бортоператором, в силу ч.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ относится к кабинному экипажу, и, следовательно, не может пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Кроме того, ОАО «НПК «Иркут» отнесен в предприятиям экспериментальной авиации, в то время как в пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» речь идет о летном составе гражданской авиации.

Представитель третьего лица ОАО «Корпорация «Иркут» Свищенко А.А. в судебном заседании исковые требования Москалевым В. В. поддержала, пояснив суду, что п.3 Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации. Воздушное судно, на котором работает бортоператором истец Москалевым В. В., согласно сертификату летной годности входит в состав гражданской авиации. Эксплуатационной спецификацией на самолет АН-12 утвержден летный состав воздушных судов эскадрильи «Иркут», среди которых числится и бортоператор. С учетом изложенного, просила суд удовлетворить исковые требования Москалевым В. В. в полном объеме.

Выслушав в судебном заседании истца и его представителя, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения исковых требований Москалевым В. В. в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.27).

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года истец Москалевым В. В. обратился в Управление ПФ РФ в Свердловском районе г.Иркутска с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением Номер обезличен от Дата обезличена года в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с тем, что не были зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды его трудовой деятельности с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО ИАПО; с Дата обезличена года по Дата обезличена в должности бортоператора ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО «Корпорация «Иркут», так как наименование занимаемой должности не соответствует Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Статьей 66 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки истца Москалевым В. В. следует, что Дата обезличена года он принят на работу в ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» бортоператором, откуда уволен переводом Дата обезличена года и принят Дата обезличена года бортоператором в ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5» (на основании протокола заседания Совета директоров от Дата обезличена года Номер обезличен ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5» переименована с Дата обезличена года в ОАО «Авиакомпания МОСКОВИЯ»); с Дата обезличена года уволен переводом и принят на работу в должности бортоператора ОАО «Корпорация «Иркут».

Из представленной суду летной книжки бортоператора Москалевым В. В., 1973 года рождения, и справки ОАО «Корпорация «Иркут» Номер обезличен усматривается, что истец с Дата обезличена года работает бортоператором и имеет налет 6047 часов 49 минут.

Из решения УПФ РФ (ГУ) в Свердловсколм районе г.Иркутска № 18 от 22.01.2010 года усматривается, что в назначении досрочной трудовой пенсии Москалевым В. В. отказано в связи с тем, что в стаж на соответствующих видах работ не были зачтены периоды его трудовой деятельности с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО ИАПО; с Дата обезличена года по Дата обезличена в должности бортоператора ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО «Корпорация «Иркут», так как наименование занимаемой должности не соответствует Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

В силу пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Пенсионное обеспечение работников летного состава гражданской авиации до 01.01.2002 года осуществлялось в соответствии с ч.1 ст.79 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой пенсия в связи с работой в летном составе устанавливалась: мужчинам при выслуге лет не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам не менее 20 лет, женщинам не менее 15 лет. При этом применялось Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летного состава, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года № 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу дет работникам летно-испытательного состава».

Таким образом, после 01.01.2002 года работникам летного состава устанавливается пенсия за выслугу лет с применением ранее действовавших условий и норм пенсионного обеспечения, при этом основным условием является наличие выслуги лет определенной продолжительности.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации - Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

В соответствии с п.1 данного Списка право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

Гражданская авиация определена как самостоятельный вид авиации, наряду с государственной и экспериментальной, Воздушным кодексом РФ, утвержденным Федеральным законом от 19.03.1997 года № 60-ФЗ и вступившим в законную силу с 01.04.1997 года.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

Статья 56 Воздушного кодекса РФ включает в состав экипажа воздушного судна летный экипаж (командира, других лиц летного состава) и кабинный экипаж (бортоператора и бортпроводников).

Воздушное судно, на котором работает истец Москалевым В. В., согласно представленному суду сертификату летной годности Номер обезличен от Дата обезличена года входит в состав гражданской авиации, что также подтверждается имеющимся в материалах дела сертификатом эксплуатанта Номер обезличен от Дата обезличена года.

Согласно ст.3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 17.07.2008 года № 108, состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Минимальный состав экипажа из числа летного состава указывается в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна определенного типа.

Согласно Руководству по летной эксплуатации воздушного судна АН-12 экипаж данного судна состоит из командира, второго пилота, штурмана, бортмеханика, бортрадиста, бортоператора.

Из представленной суду эксплуатационной спецификации на самолет АН-12 в летный состав данного воздушного судна входит и бортоператор.

Следовательно, бортоператор, будучи членом экипажа воздушного судна, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а также в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2009 года», где указано, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Москалевым В. В. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного срока выслуги.

Из справки о налете по типам и годам бортоператора Москалевым В. В. от Дата обезличена года следует, что общая сумма налета на момент подачи заявления о назначении пенсии составляет 6047 часов 49 минут.

В соответствии с п. «а» ст.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР 04.09.1991 года № 459, при исчислении сроков выслуги для назначении пенсий работникам летного состава считается: каждые 20 часов налета на самолетах - за один месяц выслуги.

Следовательно, выслуга бортоператора Москалевым В. В. исходя из общей суммы налета составляет 25 лет 2 месяца (6047,49 : 20 : 12 = 25,2).

На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учетом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в Свердловском районе г.Иркутска истец Москалевым В. В. имел выслугу для назначении пенсий работникам летного состава не менее 25 лет, что подтверждается трудовой книжкой, летной книжкой истца, при этом стороной ответчика не оспаривается, и, следовательно, имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п.1 ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец Москалевым В. В. обратился с заявлением о назначении ему пенсии Дата обезличена года, у ответчика имелась обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с указанной даты.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы, сторонами в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Москалевым В. В. о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Москалевым В. В. - удовлетворить.

Признать за Москалевым В. В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена года.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска от Дата обезличена г. Номер обезличен об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Москалевым В. В..

Обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска зачесть в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды трудовой деятельности Москалевым В. В.: с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО ИАПО; с Дата обезличена года по Дата обезличена в должности бортоператора ОАО «Авиакомпания ЛИИ им.ФИО5»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности бортоператора ОАО «Корпорация «Иркут».

Обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска назначить Москалевым В. В. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения - Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.

Судья: Васина Л.И.