30 августа 2010 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Калашниковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2478/10 по иску Яковлевой Т.Н. к Администрации города Иркутска об обязании предоставить земельный участок, признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Яковлевой Т.Н. с иском к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить земельный участок, признании права собственности на земельный участок. В обоснование иска истец указала, что на основании договора дарения от Дата обезличена г. является собственником бревенчатого жилого дома, общей площадью 62,90 кв.м., в том числе жилой 53,60 кв.м., расположенного по адресу: ..., .... С 2007 года истец занималась оформлением земельного участка площадью 885 кв.м. под существующим жилым домом по указанному адресу, было подготовлено землеустроительное дело по межеванию участка. Дата обезличена г. истцу было выдано распоряжение председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска Номер обезличен об утверждении проекта границ земельного участка. Проект границ земельного участка был подписан начальником управления архитектуры и градостроительства комитета по городскому обустройству администрации г. Иркутска. Земельному участку площадью 855 кв.м. по адресу: ..., ... был присвоен кадастровый номер и выдан кадастровый паспорт земельного участка. В марте 2008 г. истец подала заявление в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска о выдаче Постановления о предоставлении земельного участка площадью 855 кв.м. по адресу: ..., ... ... в собственность. Дата обезличена г. было получено письмо Председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, согласно которого предоставление в собственность вышеуказанного земельного участка не представляется возможным, так как на стадии согласования проекта постановления мэра г. Иркутска Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска указанный проект был согласован с замечаниями о предоставлении земельного участка в арендное пользование, в связи с его нахождением в границах красных линий. Истец считает, что отказ администрации в предоставлении ей земельного участка в собственность является незаконным. На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию г. Иркутска предоставить ей земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., общей площадью 855 кв.м., под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., общей площадью 855 кв.м., под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила обязать Администрацию г.Иркутска передать ей в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., общей площадью 855 кв.м. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями., уточнение иска принято определением суда. В судебном заседании истец Яковлевой Т.Н., ее представитель Житова Н.В., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования с учетом уточнений, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, будучи извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлениями о вручении, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил. В суд не поступало заявлений, ходатайств об отложении дела слушанием, либо о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При таких обстоятельствах, с учетом имеющегося в материалах дела заявления представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам. В письменном отзыве на иск представитель администрации г.Иркутска указал, что исковые требования не признает. Решение об отказе Яковлевой Т.Н. в предоставлении земельного участка площадью 855 кв.м. по адресу ..., ..., ..., вынесено уполномоченным органом на распоряжение земельными участками на территории г.Иркутска - Администрацией г.Иркутска, и принято в соответствии с п.п.5,6,7 ст.36 ЗК РФ, п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, ст.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ», постановлением Мэра г.Иркутска от 16.12.2008г. №031-06-3257/8 «О градостроительной документации». Пункт 8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению, к ним относятся в том числе земельные участки в составе земель общего пользования. Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Определение красных линий дано в п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с п./п 3 п.1 ст.18 Градостроительного Кодекса к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов. В соответствии со ст.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» утвержденная до введения в действие Градостроительного Кодекса РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы, а также принятые до его введения в действие правила землепользования и застройки городских и сельских поселений действуют в части, не противоречащей Градостроительному Кодексу РФ. Земельный участок, испрашиваемый Яковлевой Т.Н. находится в границах красных линий проектируемой зоны многоэтажного жилого строительства согласно проекта детальной планировки Ленинского района, что подтверждается ситуационным планом данного земельного участка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Указанная информация о нахождении земельного участка в границах красных линий проектируемой зоны многоэтажного жилого строительства согласно проекта детальной планировки Свердловского района г.Иркутска предоставлена уполномоченным органом - департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска. Следовательно, администрацией г.Иркутска было законно отказано заявителю в предоставлении указанного земельного участка в собственность. В связи с изложенным ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выслушав в судебном заседании истца и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям. В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 ст.28 настоящего Кодекса. Судом установлено, что истец Яковлевой Т.Н. на основании договора дарения от Дата обезличена г., копия которого приложена к материалам дела, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., состоящего из 5-комнат, общей площадью 62,90 кв.м., право собственности на который зарегистрировано УФРС по Иркутской области, выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности 38-АГ Номер обезличен от Дата обезличена г. Принадлежность данного имущества истцу на момент рассмотрения дела подтверждается также представленными ею выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата обезличена г. Следовательно, в силу ст.36 ЗК РФ Яковлевой Т.Н. имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен жилой дом. Согласно копии Распоряжения заместителя мэра, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Номер обезличен от Дата обезличена г., утвержден проект границ земельного участка площадью 855 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в ... ..., ... под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Проект границ спорного земельного участка, являющийся приложением к вышеназванному распоряжению, а также проект территориального землеустройства по образованию нового земельного участка, на основании которого был сформирован земельный участок, также имеются в материалах дела. При этом проект границ земельного участка утвержден распоряжением председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска Номер обезличен от Дата обезличенаг. Таким образом, фактические обстоятельства, на которые ссылается Яковлевой Т.Н., как на основание для предоставления ей земельного участка в собственность, нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства. Из адресованного Яковлевой Т.Н. письма Комитета по управлению муниципальным имуществом от Дата обезличенаг. Номер обезличен следует, что рассматриваемый земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование в связи с его нахождением в границах красных линий. Аналогичный ответ был дан на обращение Яковлевой Т.Н. заместителем Мэра - председателем комитета по управлению муниципальным имуществом Дата обезличенаг. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Яковлевой Т.Н. в суд. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В том числе, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (п.13 ч.5 ст.27 ЗК РФ). В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 8 ст.28 данного ФЗ установлены случаи отказа в отчуждении земельного участка: о тчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития. Из отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также отзыва Администрации на иск следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., находится в границах красных линий, что препятствует предоставлению его в собственность истцу. На нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий сослался в отзыве на иск представитель Администрации г.Иркутска, указав также, он находится в границах красных линий проектируемой зоны многоэтажного жилого строительства согласно проекта детальной планировки Ленинского района г.Иркутска, представив в обоснование данных доводов ситуационную схему земельных участков, расположенных на пересечении улиц Шмидта и Гоголя, подписанную гл.специалистом отдела архитектуры по Правобережному округу ДАиГ, на которой обозначены проектируемые красные линии, ориентировочные границы земельного участка в ... ... по ..., а также зона застройки жилыми домами (Ж-3). Суд находит доводы Администрации г.Иркутска несостоятельными в силу следующего. Как следует из п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); понятие территорий общего пользования содержится в п.12 названной статьи - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Решением Думы г.Иркутска 27.06.2007г утвержден Генеральный план города Иркутска, при этом сведения о том, что в настоящее время в его развитие утверждены новые проекты планировки территории суду представителем ответчика не представлены. Постановлением мэра г. Иркутска от 16.12.2008г. № 031-06-3257/8 «О градостроительной документации» установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе проекты детальной планировки, признана действующей на территории г. Иркутска в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ и генеральному плану г. Иркутска, утвержденному решением городской Думы от 28.06.2007 года № 004-20-390583/7. Однако по смыслу п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города. Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселений. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проект детальной планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Анализируя вышеперечисленные нормы и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что применение проектов детальной планировки, утвержденных до принятия Генерального плана города Иркутска 2007 года противоречит действующему Градостроительному кодексу РФ, поскольку в соответствии с указанным кодексом документы по планировке территории утверждаются на основе генеральных планов поселения. Следовательно, с утверждением Генерального плана города Иркутска 2007 года возникли новые правоотношения, связанные с планировкой территорий, и поэтому к данным отношениям подлежит применению действующий Градостроительный кодекс РФ, в том числе его положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территорий (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ). Представленный представителем Администрации г.Иркутска в обоснование своих доводов ситуационный план, подписанный специалистом отдела архитектуры, не является допустимым доказательством по делу и не свидетельствует о нахождении земельного участка в границах красных линий. Помимо этого суд учитывает следующее. Суду не представлены также сведения о том, что испрашиваемый участок находится в границах существующих или планируемых территорий общего пользования (в том числе это не следует и из предоставленного ответчиком ситуационного плана), либо изъят из оборота или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.4 ФЗ от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) признан утратившим силу абзац 7 статьи 28 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования, и статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд". Таким образом, с момента вступления в силу указанного закона в силу какие-либо генеральные планы и решения о развитии той или иной территории без самостоятельного решения о резервировании такой территории для использования в государственных и общественных интересах не могли явиться основанием для отказа в приватизации земельного участка собственником находящегося на нем объекта недвижимого имущества. Пунктом 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ (п.4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ). В настоящем случае на момент обращения Яковлевой Т.Н. с заявлением от Дата обезличенаг. о предоставлении в собственность спорного земельного участка, вступило в действие Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, в соответствии с которым решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Согласно указанному Положению решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В соответствии с п. 9 Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о резервировании земельного участка, принятого в соответствии с названным Положением, а также о его государственной регистрации в порядке, установленном законом, в связи с чем возникли ограничения прав в отношении данного земельного участка, ответчиком в материалы дела не представлено. Напротив, из представленного суду уведомления Управления Росреестра по Иркутской области от Дата обезличенаг. следует, что какие-либо права, ограничения и обременения на земельный участок по адресу ..., ..., не зарегистрированы. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела доказательства того, что спорный земельный участок изъят из оборота, или в отношении данного земельного участкам существует запрет на приватизацию, ответчиком представлено не было. Таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении в собственность Яковлевой Т.Н., являющейся собственником недвижимого имущества, земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., у исполнительного органа не имелось. Учитывая вышеизложенное, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Администрации г.Иркутска передать ей в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., общей площадью 855 кв.м. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы, сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Яковлевой Т.Н. удовлетворить. Обязать Администрацию г. Иркутска передать Яковлевой Т.Н. в собственность земельный участок площадью 855 кв.м., расположенный по адресу: ... ..., ..., ..., кадастровый Номер обезличен, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Казанцева Т.Б.