Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 октября 2010 года г. Иркутск Свердловский районный суд в составе: председательствующего судьи Быковой Н.А., при секретаре Казанцеве С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2571/10 по иску Зверков В.Б. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, УСТАНОВИЛ: В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Зверков В.Б. с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование заявления указал, что является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ФРС по Иркутской области. Данный дом построен официально с разрешения администрации г. Иркутска по обращения ИНЦ СО РАН. ИНЦ СО РАН предоставило администрации г. Иркутска выписку из протокола № заседания Президиума ИНЦ СО РАН о выделении земельного участка площадью <данные изъяты> под застройку жилыми домами. Также ИНЦ СО РАН подало Мэру г. Иркутска заявление о разрешении строительства жилых домов. На основании этих двух документов издано Постановление Мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о разрешении ИНЦ СО РАН строительства домов. Дом принят администрацией г. Иркутска в эксплуатацию в 2008 году. В начале 2010 года истец обратился с заявлением в КУМИ г. Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка под эксплуатацию его существующего индивидуального жилого дома. Распоряжением зам. Мэра - председателя КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ №, которое было согласованно департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, земельный участок под домовладением истца был утвержден. При этом, ни КУМИ, ни департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, никаких ограничений в отношении владения и эксплуатации этого земельного участка не указали. На основании чего кадастровой палатой Иркутской области истцу был выдан кадастровый паспорт на земельный участок под его домом. После этого, ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление и необходимый пакет документов в КУМИ г. Иркутска для подготовки завершающего документа - Постановления Мэра г. Иркутска о передаче ему в собственность земельного участка путем продажи. При подготовке этого Постановления, в департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Зверков В.Б. устно заявили, что часть земельного участка под домовладением истца, на который он уже имеет кадастровый паспорт, находится в зоне красных линий. После неоднократных обращений в администрацию г. Иркутска, в том числе на письменное обращение к Мэру г. Иркутска с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность, письменного ответа так и не последовало. На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ и.о. заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска М.А. Быргазовой от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении истцу в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Понудить ответчика к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил основания заявленных требований, указав следующее. В соответствии с п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с п. 3 ст. 28 Земельного кодекса РФ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, полагает, что у истца имеется не право, а обязанность по приобретению земельного участка путем заключения договора купли-продажи. В судебном заседании истец Зверков В.Б. доводы искового заявления поддержал, просил об удовлетворении исковых требований в полном объёме. Представитель истца Дёмин С.Г., действующий на основании доверенности, доводы искового заявления поддержал, просил об удовлетворении исковых требований в полном объёме. Дополнительно суду пояснил, что спорной земельный участок должен быть выделен из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежавшего Российской Федерации на праве собственности, и предоставленным для строительства индивидуальных жилых домов. Определением суда от 09.09. 2010 в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных исковых требований на стороне ответчика, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук. Ответчик-Администрация г.Иркутска в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили. Представитель третьего лица - Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук Иркутска по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Пищенко В.В. в судебном заседании пояснил, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом, кадастровый номер № находится в собственности Российской Федерации, а ИНЦ СО РАН на праве бессрочного пользования. Действительно ИНЦ СО РАН было выдано разрешение на строительство малоэтажных домов. На земельном участке <данные изъяты> находятся участок, о котором говорит истец, а также земельные участки, на которых расположены жилые дома третьих лиц. ИНЦ СО РАН было проведено межевание, земельный участок разделен на 11 участков, которые попытались зарегистрировать, но собственником было отказано в регистрации. В случае, если земельный участок не оформляется, то земельный кадастровый номер аннулируется. Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд в известность не поставили. В соответствии со ст. 167 ГК РФ с учетом мнения участником процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся. Суд выслушав истца, его представителя, третье лицо на стороне ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно свидетельства о государственной регистрации права № серии № Зверков В.Б. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>, на основании договора долевого участия в строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, Как установлено в судебном заседании из выписки ЕГРП выданной Управлением Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу, являются Российская Федерация, данный участок передан в бессрочное пользование ИНЦ СО РАН. Согласно Постановлению Мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № ИНЦ СО РАН разрешено строительство малоэтажных блокированных жилых домов, объектов соцкультбыта и административных зданий в Свердловском районе г. Иркутска. ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника архитектурно-строительной инспекции инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска выдано разрешение на ввод объекта - малоэтажных блокированных жилых домов, объектов соцкультбыта и административных зданий в эксплуатацию. Распоряжением КУМИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 322 кв.м, расположенного в <адрес>. В соответствии с письмом КУМИ администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату по причине прохождения по территории земельного участка красных линий. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков занятых проездами и автомобильными дорогами в собственность не предусмотрено. В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Учитывая, что ответчиком -Администрацией г.Иркутска не представлено доказательств свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне красных линий, и подтверждение того факта, что у Администрации г.Иркутска имеется право распоряжения спорным земельным участком, рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственность гражданам не отнесено к компетенции администрации г. Иркутска. Согласно представленных суду документов, исследованных в судебном заседании: свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, выписки из протокола № заседания Президиума ИНЦ СО РАН от ДД.ММ.ГГГГ о выделении участка на территории <адрес> площадью <данные изъяты> расположенного вдоль <адрес> и прилегающей к <адрес> под малоэтажную застройку; Постановления Мэра г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о разрешении Иркутскому научному центру СО АН строительство блокированных жилых домов, объектов соцкульбыта и административных зданий в Свердловском районе г.Иркутска, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №; проектного плана земельных участков утвержденного Заместителем руководителя Межрегионального территориального управления Росимущества по РАН от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастрового паспорта земельного участка, суд приходит к выводу, а также оценивая показания допрошенных участников, суд приходит к достоверному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка кадастровый номер №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для понуждения Администрации г.Иркутска к продаже спорного земельного участка истцу. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Зверков В.Б. удовлетворить частично. Признать незаконным отказ и.о. заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска М.А. Быргазовой от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении истцу в собственность земельного участка площадью 322 кв.м., расположенного в <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В удовлетворении исковых требований о понуждении Администрации г. Иркутска к заключению договора купли-продажи земелььного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Н.А.Быкова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>в