16 сентября 2010 года Свердловский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б. при секретаре Калашниковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2798/10 по иску Кодатенко Г.Г. к Администрации города Иркутска о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность, У С Т А Н О В И Л: В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Кодатенко Г.Г. с иском к Администрации города Иркутска о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность. В обоснование иска истец указал, что на основании договора дарения от <Дата>, который был зарегистрирован в УФРС по Иркутской области <Дата> он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В 2010 году он обратился с заявлением в Администрацию г. Иркутска о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, на котором расположен данный жилой дом. <Дата> КУМИ Администрация г. Иркутска было отказано в приватизации земельного участка по тем основаниям, что указанный земельный участок расположен в границах «красных линий», которые согласно Градостроительному Кодексу РФ обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования. При этом отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и др. объекты). Истец считает отказ Администрации г. Иркутска в приватизации земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий ему на праве собственности, незаконным, так как отсутствует информация о расположении «красных линий» по <адрес>. В данном случае, отказ Администрации г. Иркутска мог бы быть правомерным, если бы красные линии по спорному земельному участку проходили в соответствии с Генеральным планом г. Иркутска от <Дата>, а также детальной планировкой города (Свердловского округа). В отказе Администрации г. Иркутска не содержится сведений о том, что спорный земельный участок изъят из гражданского оборота или ограничен в обороте. Из кадастрового плана земельного участка от <Дата> №, кадастровый номер № по адресу: <адрес>, видно, что данный земельный участок относится весь к землям населенных пунктов. Таким образом, истец считает, что ему принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность. На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от <Дата> № в приватизации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, просит обязать Администрацию г. Иркутска предоставить ему в собственность за плату земельный участок площадью 619 кв.м., кадастровый номер № по адресу: <адрес> В судебном заседании истец Кодатенко Г.Г., его представитель Куликова Н.В., поддержали заявленные требования, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении. В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Иркутска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил. В суд не поступало заявлений, ходатайств об отложении дела слушанием, либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам. Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лиц - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 ст.28 настоящего Кодекса. Судом установлено, что истец Кодатенко Г.Г. на основании договора дарения от <Дата> является собственником шлакозаливного, каркасно-засыпного дома, общей площадью 52 кв.м., в том числе жилой - 40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно Распоряжения заместителя Мэра № от <Дата> о приемке в эксплуатацию переоборудованного жилого дома по адресу: <адрес> (собственник - Кодатенко Г.Г.), утвержден акт приемочной комиссии от <Дата> о приемке выполненных работ по переустройству и перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Из акта приемки выполненных работ по переустройству и перепланировке жилого помещения от <Дата>, усматривается, что на основании осмотра жилого помещения после переустройства и перепланировки и ознакомления с исполнительной документацией установлено: перепланировка и переустройство соответствует техническому паспорту МУП БТИ г. Иркутска от <Дата>. Замечаний надзорных органов нет. В результате выполненных работ, жилое помещение имеет технические характеристики согласно технического паспорта МУП БТИ г. Иркутска от <Дата>: количество комнат - ...., общая полезная площадь - .... кв.м., в том числе жилая, 45,1 кв.м., подсобная - 15,4 кв.м. Право собственности на указанное жилое помещение (с учетом переустройства и перепланировки) зарегистрировано, что подтверждается представленным суду Свидетельством о государственной регистрации права собственности № от <Дата> Следовательно, в силу ст.36 ЗК РФ Кодатенко Г.Г. имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен жилой дом. Суду представлена копия материалов межевого дела, составленного МУП «БТИ» г. Иркутска от 2009 г., в которых имеется пояснительная записка, согласно которой при проведении подготовительных работ установлено, что спорный участок не обременен правами других лиц, на участке нет объектов историко-культурного наследия, участок не имеет природоохранных ограничений и граничит с двумя смежными земельными участками: <адрес> земельного участка составляет 619 кв.м. Согласно корректурному листу комитета по градостроительной политике департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска от <Дата>, по материалам инвентаризации земельного участка Кодатенко Г.Г., расположенного в <адрес>. Вышеназванный земельный участок откорректирован в соответствии с ПДП Северной части Свердловского района г. Иркутска с учетом отмостки существующего здания и по границе смежного землепользования (<адрес>, кадастровый номер <адрес>). Площадь откорректированного земельного участка составляет .... кв.м. Таким образом, фактические обстоятельства, на которые ссылается Кодатенко Г.Г., как на основание для предоставления земельного участка в собственность, нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства. Из адресованного Кодатенко Г.Г. письма КУМИ Администрации г. Иркутска от <Дата> № следует, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах красных линий, в связи с чем может быть предоставлен только в арендное пользование. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Кодатенко Г.Г. в суд. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В том числе, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. (п.13 ч.5 ст.27 ЗК РФ). В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 8 ст.28 данного ФЗ установлены случаи отказа в отчуждении земельного участка: о тчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития. Из направленного истцу отказа Администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность спорного земельного участка следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах красных линий, что препятствует предоставлению его в собственность истцу. Между тем, какие-либо доказательства фактического нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, утвержденных в установленном земельным законодательством порядке, суду ответчиком при рассмотрении дела не представлены. При этом суд принимает во внимание следующее. Как следует из п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); понятие территорий общего пользования содержится в п.12 названной статьи - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Решением Думы г.Иркутска 27.06.2007г утвержден Генеральный план города Иркутска, при этом сведения о том, что в настоящее время в его развитие утверждены новые проекты планировки территории суду представителем ответчика не представлены. Постановлением мэра г. Иркутска от 16.12.2008г. № 031-06-3257/8 «О градостроительной документации» установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе проекты детальной планировки, признана действующей на территории г. Иркутска в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ и генеральному плану г. Иркутска, утвержденному решением городской Думы от 28.06.2007 года № 004-20-390583/7. Однако по смыслу п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города. Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселений. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проект детальной планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Анализируя вышеперечисленные нормы и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что применение проектов детальной планировки, утвержденных до принятия Генерального плана города Иркутска 2007 года противоречит действующему Градостроительному кодексу РФ, поскольку в соответствии с указанным кодексом документы по планировке территории утверждаются на основе генеральных планов поселения. Следовательно, с утверждением Генерального плана города Иркутска 2007 года возникли новые правоотношения, связанные с планировкой территорий, и поэтому к данным отношениям подлежит применению действующий Градостроительный кодекс РФ, в том числе его положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территорий (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ). Суду не представлены также сведения о том, что испрашиваемый участок находится в границах существующих или планируемых территорий общего пользования, либо изъят из оборота или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.4 ФЗ от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) признан утратившим силу абзац 7 статьи 28 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования, и статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд". Таким образом, с момента вступления в силу указанного закона в силу какие-либо генеральные планы и решения о развитии той или иной территории без самостоятельного решения о резервировании такой территории для использования в государственных и общественных интересах не могли явиться основанием для отказа в приватизации земельного участка собственником находящегося на нем объекта недвижимого имущества. Пунктом 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ (п.4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ). В настоящем случае на момент обращения Кодатенко Г.Г. с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, вступило в действие Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, в соответствии с которым решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Согласно указанному Положению решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В соответствии с п. 9 Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о резервировании земельного участка, принятого в соответствии с названным Положением, а также о его государственной регистрации в порядке, установленном законом, в связи с чем возникли ограничения прав в отношении данного земельного участка, ответчиком в материалы дела не представлено. Напротив, из представленного суду уведомления Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата> следует, что какие-либо права, ограничения и обременения на земельный участок по адресу <адрес>, уч.53 не зарегистрированы. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела доказательства того, что спорный земельный участок изъят из оборота, или в отношении данного земельного участкам существует запрет на приватизацию, ответчиком представлено не было. Таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении в собственность Кодатенко Г.Г., являющимся собственником недвижимого имущества, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, у исполнительного органа не имелось. Учитывая вышеизложенное, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Администрации г.Иркутска передать ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 619 кв.м. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы, сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Кодатенко Г.Г. удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от <Дата> № в приватизации земельного участка по адресу <адрес>. Обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Кодатенко Г.Г. в собственность за плату земельный участок площадью 619 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> под эксплуатацию существующего жилого дома. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Казанцева Т.Б.