11 ноября 2010 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Васиной Л.И., при секретаре Глобенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3500/10 по иску Лыкова М.В. к Управлению Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: В обоснование исковых требований Лыкова М.В. указано, что <Дата> обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г.Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответчиком принято решение от <Дата> за № об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по тому основанию, что периоды работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности дезинфектора, лаборанта, лаборанта-исследователя Иркутского государственного научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока, не были зачтены в стаж на соответствующих видах работ по разделу XXIV Списка №, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от <Дата> №, так как научно-исследовательские противочумные институты не являются учреждениями здравоохранения. Считает указанное решение ответчика незаконным и необоснованным, нарушающим её право на социальное обеспечение по возрасту предусмотренное ст.39 Конституции РФ. Также указала, что, не обладая специальными юридическими познаниями, была вынуждена обратиться за квалифицированной юридической помощью к ИП Бернадскому В.С., деятельность которого заключается в оказании юридических услуг гражданам и юридическим лицам. ИП Бернадским В.С. была проведена консультация по данному делу, составлено исковое заявление, в связи с чем истец понесла расходы на оплату юридических услуг в размере .... рублей. На основании изложенного, просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>, признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска от <Дата> № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска зачесть в страховой стаж на соответствующих видах работ по пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды трудовой деятельности с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности дезинфектора, лаборанта, лаборанта-исследователя Иркутского государственного научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска назначить досрочную трудовую пенсию по старости по пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <Дата>, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере .... рублей, судебные расходы в размере .... рублей, а всего .... рублей. Истец Лыкова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседании я извещена, просила суд о рассмотрении настоящего гражданского дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истца Лыкова М.В. и третьего лица ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» Роспотребнадзора по доверенности Федоров Д.В. поддержал доводы искового заявления, просил об удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» Роспотребнадзора, в котором работала истец является учреждением здравоохранения, о чем свидетельствует Устав противочумного института. Так, п.1 Устава гласит: «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека РФ является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Также Постановлением Правительства РФ № от <Дата> «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ утверждено как учреждение здравоохранения. Что касается доводов ответчика по спорному вопросу, то Минздрав утверждает Единую номенклатуру и типовые, то есть рекомендуемые категории учреждений. Связано это с тем, что в области здравоохранения невозможно обеспечить единые и обязательные для всех категории учреждений, учитывая специфику работы на местах, зависящую от конкретной местности, количества населения, вида деятельности и т.д. В связи, с чем работники ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» Роспотребнадзора, в том числе и Лыкова М.В. имеют право на льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с кодом-позицией № раздела 24 Списка №, утвержденного Постановлением Кабинета министров СССР № от <Дата>. Представитель ответчика ГУ Управления ПФР в Свердловском районе г.Иркутска Безрукова О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные Лыкова М.В., не признала, повторив доводы представленных письменных возражений на иск, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выслушав в судебном заседании представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения исковых требований Лыкова М.В. в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В судебном заседании установлено, что <Дата> Лыкова М.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с тем, что <Дата> ей исполнялось 50 лет. Согласно решению УПФР в Свердловском районе г.Иркутска от <Дата> № истцу Лыкова М.В. отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода её работы в Иркутском ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, так как научно-исследовательский противочумный институт не является учреждением здравоохранения (отсутствует в номенклатуре учреждений здравоохранения, которая содержит исчерпывающий список наименований учреждений), и в назначении досрочной пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Разделом XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от <Дата> №, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях. Разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от <Дата> №, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях. При этом указанными списками предусмотрены работники, занятые в противочумных учреждениях, независимо от занимаемой должности. Из трудовой книжки Лыкова М.В. следует, что в период с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> она осуществляла трудовую деятельность в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока в должности дезинфектора, лаборанта, лаборанта-исследователя. В подтверждение стажа истицей Лыкова М.В. в Пенсионный фонд представлена справка Иркутского государственного научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока от <Дата>, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии по ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», из которой усматривается, что истица в оспариваемый период времени работала в должности дезинфектора, лаборанта, лаборанта-исследователя в Федеральном государственном учреждении здравоохранения - Иркутский Ордена трудового красного знамени научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока. Стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, предусмотрен Списком №, ..... Основанием для выдачи указанной справки послужили карточка Т-2 на истицу, приказы за 1983 - 1994 годы, 1999-2004 годы, лицевые счета за указанные периоды. Давая оценку доводам ответчика о том, что научно-исследовательский противочумный институт не входит в систему учреждений здравоохранения и социального обеспечения, работа в которых предусмотрена позицией № раздела ХХ1V Списка №, суд находит необоснованными. Приказом Минздрава № 229 от 03.06.2003 года утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в которые входят лечебно-профилактические учреждения (п. 1), учреждения здравоохранения особого типа (п. 2), учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора и гигиенического образования населения государственной санитарно-эпидемиологической службы (п. 3). В п. 3.2 номенклатуры указан противочумный центр (станция). Постановлением Правительства РФ № 101 от 14.02.2003 года утвержден перечень должностей и специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 26-часовую рабочую неделю (Приложение № 1). Так, к должностям и специальностям медицинских работников, организациям относятся противочумные учреждения (центры, станции, отделения, отделы, лаборатории, институты) (раздел Х1). Правом на сокращенную рабочую неделю имеют лаборанты указанных противочумных учреждений. Приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года (в редакции приказа Минздрава РФ от 17.11.2000 года № 404) утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения, в п.1 которого указано, что данное положение применяется при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения РФ). Указанным приказом утвержден Перечень учреждений, подразделений и должностей работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (приложение № 2 к Положению, Приказ Минздрава № 377). Пунктом 2.18 Перечня учреждений труда (приложение № 2 к Положению, Приказ Минздрава № 377) предусмотрены противочумные учреждения, которые относятся к учреждениям с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение окладов на 25%. Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности № 113 от 06.06.1994 года утвержден Перечень научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и порядок его применения. При этом указанный Перечень и Порядок обязаны применять министры здравоохранения республик в составе РФ, руководители главных управлений и комитетов здравоохранения (п. 2 Приказа). Согласно п.2.1 Перечня к учреждениям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов на 25% относятся противочумные научно-исследовательские учреждения и их подразделения. Постановлением Правительства РФ № 872 от 29.12.2004 года утверждены перечни федеральных учреждений здравоохранения и федеральных учреждений оздоровительного профиля. Согласно п.234 приложения № 1 к указанному постановлению Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, г.Иркутск отнесен к федеральным специализированным медицинским учреждениям. Согласно Приложению № 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 года № 37 в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России. В соответствии с Положением об Иркутском Государственном противочумном институте НКЗДРАВА Сибири и Д.В.К., утвержденным заместителем Наркомздрава <Дата>, данный институт создан на базе Иркутской противочумной станции и является руководящим учреждением для всей периферической противочумной сети Сибири и Дальнего Востока. Согласно Уставам ФГУЗ «Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока», утвержденным <Дата>, <Дата>, данное учреждение является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в своей деятельности руководствуется, в том числе актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Учреждение входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.1 Устава). Согласно п. 1.4 (2008), 1.5 (2005) Уставов, распоряжением Правительства РФ от 17.01.2005 г. № 32-р противочумный институт передан в подведомственность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от <Дата> № и ей переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства здравоохранения РФ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <Дата> № утверждено Положение о системе противочумных учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно п. 1.2 которого в противочумную систему входят ФГУЗ «Противочумный центр», научно-исследовательские противочумные институты и противочумные станции. Согласно п. 2.3 Перечню противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока». Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что научно-исследовательский противочумный институт входит в систему учреждений здравоохранения, предусмотренных единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и относится к учреждениям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, соответственно, работники, занятые в противочумных учреждениях имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда по Списку №, позиция № раздела ХХIV. На основании изложенного периоды осуществления истцом Лыкова М.В. трудовой деятельности в указанном учреждении с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности дезинфектора, лаборанта, лаборанта-исследователя, как прямо предусмотренные Списком №, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от <Дата> №, и Списком №, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от <Дата> №, подлежат зачету в стаж работы с тяжелыми (вредными) условиями труда, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от <Дата> № 173-ФЗ. Поскольку установленный судом специальный стаж работы истца на работах с тяжелыми (вредными) условиями труда с учетом принятого ответчиком к зачету соответствующего стажа превышает 10 лет, а факт наличия у неё необходимого страхового стажа (не менее 20 лет) подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (в том числе трудовой книжкой) и ответчиком не оспаривается, суд полагает, что истец Лыкова М.В. в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от <Дата> № 173-ФЗ имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по достижению 50 лет, что является основанием для признании незаконным решения ответчика от <Дата> № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В силу п.1 ст. 19 Федерального Закона от <Дата> № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку истец Лыкова М.В. обратилась с заявлением о назначении пенсии <Дата>, у ответчика, с учетом даты наступления 50-летнего возраста - <Дата>, имелась обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с <Дата>. Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда, сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Договором об оказании Лыкова М.В. юридических услуг от <Дата> по подготовке и представительству интересов истицы по иску к УПФ РФ и квитанциями к приходным кассовым ордерам № от <Дата> и № от <Дата> подтверждается, что ИП Бернадский В.С. получил по договору оказания юридических услуг № от <Дата> от Лыкова М.В. - .... рублей и .... рублей, всего .... рублей. Суд полагает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца Лыкова М.В. указанные расходы по оплате услуг представителя в сумме .... рублей. При вынесении решения по существу настоящего дела, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца Лыкова М.В. подлежит взысканию государственная пошлина уплаченная при подаче иска в размере .... рублей, что подтверждается имеющимся в материалах дела чеком-ордером от <Дата>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Лыкова М.В. - удовлетворить. Признать за Лыкова М.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска от <Дата> № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска зачесть в страховой стаж на соответствующих видах работ по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды трудовой деятельности Лыкова М.В.: с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности дезинфектора, лаборанта, лаборанта-исследователя Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока. Обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска назначить Лыкова М.В. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения - <Дата>. Взыскать с Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска в пользу Лыкова М.В. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере .... рублей и оплаты услуг представителя в размере .... рублей, всего на общую сумму .... рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней Судья: Васина Л.И.