о признании права на назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 г.        г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Быковой Н.А.,

при секретаре Казанцеве С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3044/10 по иску Чалов А.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Чалов А.Н. с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что <Дата> обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с тем, что выработал лечебный трудовой стаж более 30 лет, обращение было зарегистрировано, однако сотрудники УПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска, дав консультацию и сообщив, что у истца недостаточно медицинского стажа, отказались принять документы и рассмотреть заявление о назначении пенсии.

После судебного заседания прошедшего <Дата>, <Дата> заявление о назначении пенсии было принято официально. <Дата> решением УПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска ему было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (15-08-05 при требуемых 30-00-00). При этом, по мнению истца, необоснованно не приняты к зачету в стаж лечебной деятельности периоды: с <Дата> по <Дата> (1 месяц 12 дней) заведующим здравпункта поликлиники , по причине несоответствия наименования должности Списку должностей и учреждений, с <Дата> по <Дата> период прохождения военной службы в должности фельдшера, поскольку Правила от <Дата> не содержат нормы о возможности включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» работникам здравоохранения, периода их прохождения военной службы по специальности в составе Вооруженных сил России (СССР) или правоохранительных органов. С <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> периоды работы в должности фельдшера Городской скорой помощи по причине несоответствия наименования учреждения Спискам. С <Дата> по <Дата> военные сборы (причина, по которой не приняты к зачёту не указана). С <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации. Всего не засчитано 14 лет 9 месяцев 25 дней стажа лечебной деятельности, что с учетом принятого к зачёту превышает требуемых 30 лет стажа.

Полагает, что указанное решение принято незаконно, поскольку нарушает его права и законные интересы и потому подлежит отмене. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд признать его право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения: не менее 30 лет независимо от возраста. Обязать ответчика зачесть в медицинский стаж в календарном исчислении периоды работы: с <Дата> по <Дата> заведующим здравпункта поликлиники , с <Дата> по <Дата> военная служба в должности фельдшера, с <Дата> по день принятия решения суда фельдшером Городской станции скорой медицинской помощи. Признать решение ответчика от <Дата> , принятое по его заявлению о назначении пенсии, не соответствующим закону. Обязать ответчика назначить ему пенсию с даты обращения в УПРФ (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска о назначении пенсии - с <Дата>.

Истец Чалов А.Н. поддержал доводы искового заявления, просил об их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика Управления ПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска Безрукова О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, повторив доводы представленных письменных возражений на иск, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Возражений на иск не представили. О причинах неявки суд в известность не поставили.

Представитель третьего лица МУЗ «Поликлиника <адрес>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Возражений на иск не представили.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав в судебном заседании истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании из пояснений сторон, отзыва на иск и представленных суду копий пенсионного дела Чалова А.Н., учетной карточки приема, расписки-уведомления, установлено, что <Дата> истец обратился к ответчику по вопросу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Специалистом КС Костромитиновой О.Ю. ему было отказано в принятии заявления о назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и рекомендовано обратиться примерно <Дата>. При этом как установлено в судебном заседании письменного решения об отказе в назначении пенсии принято не было.

После судебного заседания прошедшего <Дата>, у Чалова А.Н. было принято заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно решения УПФР в Свердловском районе г. Иркутска от <Дата> истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (15 лет 8 месяцев 5 дней при требуемых 30 годах). При этом не приняты к зачету в стаж лечебной деятельности периоды:

с <Дата> по <Дата> период работы в должности зав. з/пунктом поликлиники г. Иркутска по причине несоответствия наименования должности Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (указанными Списками предусмотрены: заведующие фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер);

с <Дата> по <Дата> период прохождения военной службы в должности фельдшера, Правила от <Дата> не содержат нормы о возможности включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, периода их прохождения военной службы по специальности в составе Вооруженных Сил России (СССР) или правоохранительных органов. Согласно п. 2 Списка от <Дата> в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил (СССР) и правоохранительных органов, при условии подтверждения факта службы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении. Факт службы в вышеперечисленных учреждениях Чалов А.Н. не подтвердил;

с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> период работы в должности фельдшера Городской скорой помощи по причине несоответствия наименования учреждения Спискам;

с <Дата> по <Дата> военные сборы;

с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации. Учебные отпуска, курсы повышения квалификации с отрывом от производства, отпуска без содержания не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с Правилами исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании из трудовой книжки истца, Чалов А.Н. с <Дата> по <Дата> работал заведующим здравпунктом Поликлиники <адрес>, уволен в связи с уходом на действительную службу в Советскую Армию, с <Дата> по <Дата> служил в рядах Советской Армии, с <Дата> принят на работу в качестве фельдшера Городской скорой помощи <адрес>, где и работает по настоящее время.

Рассматривая исковое требование истца о возложении обязанности на ответчика по зачету в страховой стаж на соответствующих видах работ по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода трудовой деятельности с <Дата> по день принятия решения суда в должности фельдшера Городской станции скорой медицинской помощи, суд приходит к следующему выводу.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от <Дата> , к соответствующим учреждениям относит станции скорой медицинской помощи.

Согласно приказу по Иркутскому областному отделу здравоохранения от <Дата> Иркутская станция скорой медицинской помощи была выделена в самостоятельное учреждение 1 категории.

На основании данного приказа Иркутский горздравотдел также издал приказ от <Дата> о выделении Иркутской станции скорой медицинской помощи из лечебного объединения. Далее по тексту приказа используется неточное наименование медицинского учреждения, а именно пропущены слова «станция», «медицинской».

Впоследствии, согласно приказу отдела здравоохранения администрации г. Иркутска от <Дата> создано Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи г. Иркутска».

Анализ вышеуказанных документов свидетельствует о том, что в период с <Дата> по <Дата> в г. Иркутске оказывала медицинскую помощь населению Городская станция скорой медицинской помощи, и ее произвольное или ошибочное наименование как «Городская скорая помощь» само по себе не предопределяет различий в условиях и в характере профессиональной деятельности работников станции скорой медицинской помощи, и не свидетельствует о существовании различий в трудовых функциях работников Городской станции скорой медицинской помощи и «Городской скорой помощи».

Оценив указанные доказательства в соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что трудовая деятельность истца в период с <Дата> по день внесения решения суда в должности фельдшера Городской станции скорой медицинской помощи, как в учреждении прямо предусмотренном изложенными Списками, подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <Дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с <Дата> по <Дата>

Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании факт исполнения истцом трудовых обязанностей в Городской станции скорой медицинской помощи на должности фельдшера не оспаривал.

Вместе с тем, учитывая, что судом решается вопрос о праве Чалова А.Н. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по состоянию на <Дата>, суд не находит оснований для возложения обязанности на ответчика по зачету в страховой стаж на соответствующих видах работ по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода трудовой деятельности с <Дата> по <Дата>, поскольку факт учета соответствующего стажа не влияет на права Чалова А.Н. по назначению досрочной пенсии с <Дата>

При этом удовлетворяя исковое требование Чалова А.Н. о возложении обязанности на ответчика по зачету в страховой стаж на соответствующих видах работ по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в частности периодов с <Дата> по <Дата> нахождения на военных сборах в качестве фельдшера, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера Городской станции скорой медицинской помощи, а также периода прохождения военной службы в Советской Армии с <Дата> по <Дата>, суд руководствовался следующим.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от <Дата> -П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от <Дата> -П, конкретизирована в Определении от <Дата> -О по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от <Дата> (действовавшим в период нахождения на военных сборах и курсах повышения квалификации), в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;

ж) время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, из анализа указанных нормативных актов, суд приходит к выводу, что курсы повышения квалификации с отрывом от производства (курсы усовершенствования) приравниваются к периодам работы и подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Довод ответчика, изложенный в решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и отзыве на иск, о не включении курсов повышения квалификации в льготный стаж направлен на неверное толкование норм материального права, противоречит нормам трудового и пенсионного законодательства и идет в разрез с принципом установления государственных гарантий по обеспечению прав работника, закрепленным в статье 2 ТК РФ и развитом в ст. 187 ТК РФ.

Удовлетворяя требования Чалова А.Н. о зачете в стаж на соответствующих видах работ по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода трудовой деятельности с <Дата> по <Дата> в должности заведующего здравпункта поликлиники , суд исходит из того, что указанная должность не была предусмотрена действовавшими в момент исполнения обязанностей номенклатурами должностей медицинского персонала, а значит, поименована ошибочно, фактически истцом осуществлялась лечебная деятельность в должности предусмотренной Списком - заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшера. О том, что Чалов А.Н. работал именно в должности заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера, свидетельствует справка МУЗ Поликлиники <адрес> от <Дата>, согласно которой Заведующие здравпунктами выполняли доврачебную медицинскую помощь.

Суд полагает, что ошибочное (не в соответствии с изложенными выше нормами материального права и фактически исполнявшимися истцом должностными обязанностями) использование работодателем наименования должности, при подтверждении исследованными в судебном заседании доказательствами факта осуществления истцом трудовой деятельности на должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшера не может являться основанием для отказа во включении соответствующего периода работы в стаж, учитываемый при назначении пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенного суд полагает, что на момент обращения к ответчику -<Дата> (с учетом стажа, установленного УПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска при рассмотрении заявления истца о назначении пенсии и судом в судебном заседании) у Чалова А.И. имелся стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет (30 лет 4 месяца 25 дней), что дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <Дата> № 173-ФЗ и является основанием для признания незаконным решения УПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального Закона от <Дата> № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец обратился за назначением пенсии <Дата>, у ответчика имелась обязанность принять заявления и назначить Чалову А.Н. досрочную трудовой пенсии по старости с <Дата> Доказательств обратного, в силу ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Чалов А.Н. удовлетворить.

Признать за Чалов А.Н. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <Дата>.

Признать незаконным решение УПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска от <Дата> об отказе в назначении Чалов А.Н. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать УПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска зачесть в страховой стаж на соответствующих видах работ по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды трудовой деятельности Чалов А.Н.: с <Дата> по <Дата> в должности заведующего здравпункта поликлиники , с <Дата> по <Дата> период прохождения военной службы в должности фельдшера, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности фельдшера Городской станции скорой медицинской помощи.

Обязать Управление ПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска назначить Чалов А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты первоначального обращения - <Дата>

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд с течение 10 суток со дня изготовления решения суда в окончательной форме, которое изготовлено <Дата>.

Судья:          Н.А. Быкова

....

....

....

....

....

....в