ЗАОЧНОЕ 11 ноября 2010 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Магомедова М.М., с участием прокурора Плотниковой И.С., при секретаре Пыльневой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2886/10 по иску Прокурора г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Производственному строительно-монтажному кооперативу «А.» о понуждении произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, У С Т А Н О В И Л: В суд обратился Прокурор г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Производственному строительно-монтажному кооперативу «А.», о понуждении произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В качестве оснований иска Прокурор г.Иркутска в исковом заявлении указывает, что в результате проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что ответчикявляется действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с действующим федеральным законодательством размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным. Кроме того, установлена обязанность плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду по окончании каждого отчетного периода (квартала) представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет указанной платы по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из информации, представленной Прибайкальским управлением Ростехнадзора, следует, что ответчик не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с п. ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов. Ответчик своим бездействием, выразившимся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», заключающиеся в том, что соответствующие бюджеты не дополучают суммы, являющиеся статьей их формирования. В связи с чем, указанные публичные образования не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст. 12 ГК РФ, ст. 22, 45 ГПК РФ, ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», и полагает, что ПСМК «А.» обязано произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Ростехнадзора в месячный срок с момента вступления в силу решения суда. В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору произведена замена третьего лица на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, о чем вынесено отдельное определение от 10.11.2010 года. Помощник прокурора г. Иркутска Плотникова И.С., действующая по поручению Прокурора г. Иркутска от 11.10.2010 года, в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении. Представитель ответчика ПСМК «А.» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение. Суд с письменного согласия помощник прокурора г. Иркутска Плотниковой И.С. рассматривает дело в порядке заочного производства, о чем в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ вынесено протокольное определение. Представители третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области Павлова Е.А. и Вотто И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить иск. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В соответствии с п. 1 указанного Порядка данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, заключающееся в том числе в размещении отходов. Исходя из положений главы II Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее-Методические рекомендации), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», п.3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Судом установлено, что ответчик ПСМК «Авангард» является организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющееся видом вредного воздействия на окружающую среду, и, следовательно, в соответствии с указанными нормами имеет обязанность по внесению платы за вредное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 №04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу - 20%, в бюджет Иркутской области по нормативу - 40%, в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу - 40%. В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Ростехнадзора. В силу п.33 Методических рекомендаций расчет платы подается плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Приказом Ростехнадзора от 20.12.2007 года № 885 «О возложении функций администраторов» функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной Федеральной службы. Прибайкальское управление Ростехнадзора в соответствии с п. 1 Положения о Прибайкальском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.06.2009 года № 582, является территориальным органом Ростехнадзора. Таким образом, функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Иркутской области выполняло Прибайкальское управление Ростехнадзора, которое в силу требования ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляло учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляло взыскание задолженности по платежам в бюджет. Как следует из указанных норм, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представлялись в территориальные Управления Ростехнадзора, осуществляющие полномочия администратора на соответствующей территории. Предоставление указанных расчетов являлось необходимым предварительным условием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Как видно из письма Прибайкальского управления Ростехнадзора № 1562-2 от 02.08.2010 года, Прибайкальское управление Ростехнадзора представило перечень предприятий-природопользователей, находящихся на территории г. Иркутска и имеющих задолженность за 2010 год по оплате за негативное воздействие на окружающую среду. В данные перечень под № 10 входит ПСМК «А.». В связи с изложенным суд приходит к выводу, что ответчик своим бездействием, заключающемся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не представил его в уполномоченный орган - Прибайкальское управление Ростехнадзора, лишив его тем самым возможности в полной мере осуществить функции администратора данной платы по проверке правильности исчисления и полноты осуществления платежей в бюджет, фактически нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных публичных образований состоит в том, что они не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов, в связи с чем не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды и выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие ответчика по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие, ее невнесение в соответствии с расчетом, является и нарушением требований федерального законодательства, предусматривающего обязательность внесения указанной платы. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ПСМК «А.» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату в соответствии с расчетом, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурор г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении ответчика ПСМК «А.» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ № 780 от 23.06.2010 года Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Согласно пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Вышеуказанное Постановление вступило в силу 30.09.2010 года. С указанной даты Ростехнадзор и его территориальные органы прекращают осуществление всех административных процедур в рамках исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку с 30.09.2010 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, то произведенный ответчиком ПСМК «А.» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должен быть представлен в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Производственный строительно-монтажный кооператив «А.» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г. Иркутска заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.