15 сентября 2010 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Васиной Л.И., с участием прокурора Кармановой М.А., при секретаре Глобенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2886/10 по иску прокурора Свердловского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Учреждению Российской академии наук Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, Установил: В суд обратился прокурор Свердловского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Учреждению Российской академии наук Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, указав, что в результате проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что ответчик является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с действующим федеральным законодательством размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным. Кроме того, установлена обязанность плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду по окончании каждого отчетного периода (квартала) представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет указанной платы по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из информации, представленной Прибайкальским управлением Ростехнадзора, следует, что ответчиком в 2010г. произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Однако расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010г. не представлен. В соответствии с п. ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов. Ответчик своим бездействием, выразившимся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», заключающиеся в том, что соответствующие бюджеты не дополучают суммы, являющиеся статьей их формирования. В связи с чем, указанные публичные образования не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В связи с вышеизложенным, на основании ст.12 ГК РФ, ст.22,45 ГПК РФ, ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» прокурор Свердловского района г.Иркутска просит суд обязать Учреждение Российской академии наук Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Ростехнадзора в месячный срок с момента вступления в силу решения суда. Прокурор Карманова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении. Представитель ответчика - Учреждения Российской академии наук Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН Фрейдман Е.В., действующая на основании доверенности № 2 от 15.01.2010г., в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Ответчик в 2010г. плату за негативное за негативное воздействие на окружающую среду производил своевременно в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем не было нарушения интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «г.Иркутск» в части недополучения денежных сумм, являющихся статьей формирования соответствующих бюджетов, а также нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного округа лиц. Представитель третьего лица- Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал на то, что третье лицо поддерживает заявленные исковые требования по следующим основаниям. Ответчик осуществляет размещение отходов производства и потребления, являющиеся видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с действующим законодательством негативное воздействие на окружающую среду является платным, при этом указанная плата подлежит зачислению в федеральный бюджет, бюджет Иркутской области, бюджет муниципального образования «город Иркутск» по определенным нормативам. Прибайкальское управление Ростехнадзора, выполняя функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Иркутской области, осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет. В 1,2 кварталах 2010г. ответчик внес в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако соответствующий расчет платы в Прибайкальское управление Ростехнадзора не представил, лишив управление возможности в полной мере осуществлять функции администратора платы за негативное взаимодействие на окружающую среду, поскольку не может проверить правильность исчисления и полноту осуществления платежей в бюджет, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «г. Иркутск», отсутствует возможность направления денежных средств, которые носят компенсационный характер, на восстановление окружающей среды и выполнение природоохранных мероприятий. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст.28 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.3 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В соответствии с п.1 указанного Порядка данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, заключающееся в том числе в размещении отходов. Исходя из положений главы II Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее-Методические рекомендации), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», п.3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204, срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Судом установлено, что ответчик Учреждение Российской академии наук Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН является организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющееся видом вредного воздействия на окружающую среду, и, следовательно, в соответствии с указанными нормами имеет обязанность по внесению платы за вредное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 №04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. На основании ст.ст.51,57,62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу-20%, в бюджет Иркутской области по нормативу-40%, в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу-40%. В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Ростехнадзора. В силу п.33 Методических рекомендаций расчет платы подается плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Приказом Ростехнадзора от 20.12.2007г. № 885 «О возложении функций администраторов» функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной Федеральной службы. Прибайкальское управление Ростехнадзора в соответствии с п.1 Положения о Прибайкальском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.06.2009г. № 582, является территориальным органом Ростехнадзора. Таким образом, функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Иркутской области выполняет Прибайкальское управление Ростехнадзора, которое в силу требования ч.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет. Как следует из указанных норм, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представляются в территориальные Управления Ростехнадзора, осуществляющие полномочия администратора на соответствующей территории. Предоставление указанных расчетов является необходимым предварительным условием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Как видно из письма Прибайкальского управления Ростехнадзора от 25.08.2010г. № 1689-2, справки Прибайкальского управления Ростехнадзора от 10.09.2010г. № 1777-9, платежных поручений № 37997 от 15.04.2010г., № 78896 от 14.07.2010г. Институт солнечно-земной физики СО РАН за 1 и 2 кварталы 2010г. плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществил, но расчеты указанной платы в Управление не представил. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что ответчик своим бездействием, заключающемся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не представил его в уполномоченный орган - Прибайкальское управление Ростехнадзора, лишив его тем самым возможности в полной мере осуществить функции администратора данной платы по проверке правильности исчисления и полноты осуществления платежей в бюджет, фактически нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных публичных образований состоит в том, что они не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов, в связи с чем не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды и выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие ответчика по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие, ее невнесение в соответствии с расчетом, является и нарушением требований федерального законодательства, предусматривающего обязательность внесения указанной платы. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, Институт солнечно-земной физики СО РАН оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату в соответствии с расчетом, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Согласно ст.22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции. Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска - удовлетворить. Обязать Учреждение Российской академии наук Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней. Судья: Васина Л.И.