об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду



РЕШЕНИЕ      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2010 года                 Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе: председательствующего судьи Васиной Л.И.,

с участием прокурора Кармановой М.А.,

при секретаре Глобенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2885/10 по иску прокурора Свердловского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Институту географии имени В.Б.Сочавы СО РАН об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,

Установил:

        В суд обратился прокурор Свердловского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Институту географии имени В. Б. Сочавы СО РАН, указав, что в результате проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу ст.28 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 №04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 №626 (далее - Методические рекомендации), функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Ростехнадзора.

Из информации, представленной Прибайкальским управлением Ростехнадзора от 25.08.2010г. № 1689-2, следует, что Институтом географии им. В.Б. Сочавы СО РАН в 2010г. произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Однако расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010г. не представлен.

Исходя из положений главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после расчета такой платы и его представления в Прибайкальское управление Ростехнадзора, ответчик своим бездействием, выразившимся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», заключающиеся в том, что соответствующие бюджеты не дополучают суммы, являющиеся статьей их формирования. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение нарушает требования федерального законодательства, предписывающие обязательность внесения данной платы.

Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает указанных права граждан. В связи с вышеизложенным, на основании указанных норм прокурор Свердловского района г.Иркутска просит суд обязать Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Ростехнадзора в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

         Прокурор Карманова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении.

         Представитель ответчика Соболевская Л.Ю., действующая на основании доверенности от <Дата>, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, просила адресованное суду письменное заявление о признании исковых требований приобщить к материалам дела.

         Представитель третьего лица- Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал на то, что третье лицо поддерживает заявленные исковые требования.

         В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

         В соответствии со ст. 173 ГПК РФ письменное заявление ответчика о признании исковых требований приобщено к материалам дела.

        Согласно ч.2 ст. 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены последствия признания иска.

        Суд, руководствуясь ч.2 ст.39 ГПК РФ, принимает признание иска ответчиком, полагая, что это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

        Таким образом, суд на основании ч.3 ст.173 ГПК РФ принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Суд полагает, что в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ в связи с признанием иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска - удовлетворить.

Обязать Институт географии имени В.Б. Сочавы СО РАН произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.

Судья:        Васина Л.И.