Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «18»ноября 2010г. Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Быковой Н.А., при секретаре Мартиросян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3317\2010 по иску Морозевич В.А. к ФГОУ ВПО «Восточно-сибирский институт МВД РФ об оспаривании бездействий должностных лиц по обеспечению государственным жилищным сертификатом У С Т А Н О В И Л: Морозевич В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт министерства внутренних дел РФ» о признании незаконным бездействия должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России выразившееся в не предоставлении списков кандидатов на получение жилищных сертификатов на бумажном носителе, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства для получения ГЖС в 2010году; о признании незаконным постановку Морозевич В.А. в списках кандидатов на получение государственных сертификатов в очередь на 15 месте; обязании должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России внести Морозевич В.А. в списки кандидатов на получение государственных сертификатов в первую очередь в 2011г., указав в обоснование заявленных исковых требований, что «28» марта 2008 г., он, подполковник милиции, начальник курса факультета правоохранительной деятельности ФГОУ ВПО ВСИ МВД России Морозевич В.А. был уволен из органов внутренних дел по п. «ж», ч. 7, ст. 19 ФЗ «О милиции», а именно по болезни. В силу Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153, он относится к категории граждан уволенных со службы по болезни и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в очереди с «01» июля 1998 г. в Восточно-Сибирском институте МВД России. В соответствии со ст. 23 », ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы по желанию военнослужащего -гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 20 июня 2009 г. им было подано заявление на выдачу государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории РФ и необходимый пакет документов. В связи с тем, что он, и члены его семьи до настоящего времени не имеют жилого помещения для проживания на территории РФ. На момент подача искового заявления государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории РФ, им не получен, в связи с чем его семья вынуждена проживать в общежитии. В рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, Восточно-Сибирским институтом МВД России в январе дважды были представлены списки участников программы, но кандидатов ФГОУ ВПО ВСИ МВД России в общем списке на получение жилищных сертификатов не было. В дальнейшем ему было направлено письмо, в котором было указанно о сбое в компьютерной программе, в связи ФГОУ ВПО ВСИ МВД России не был включен в общий список кандидатов на получение жилищных сертификатов. 22 июня 2010 г. им было написано заявление с просьбой разъяснить причину отсутствия ФГОУ 1ШО ВСИ МВД России, а именно его, Морозевич В.А., в общем списке кандидатов на получение жилищных сертификатов и заключения проводимой служебной проверки по факту неполучения им жилищного сертификата в 2010 г. 20 июля 2010 г. им было получено письмо, в котором председатель ЖБК Парфиненко И.П. указал на то, что списки кандидатов на получение жилищных сертификатов не были представлены на бумажном носителе в связи, с чем проводится служебная проверка, о результатах которой он буду уведомлен. Так же в письме было указано на то, что в списках кандидатов на получение государственных сертификатов он состоит в очереди на 15 (пятнадцатом) месте, с чем он не согласен. Право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве таковых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153. С «01» июля 1998 г. он стоял в очереди на улучшение жилищных условий. В марте 2008 г. в очереди на улучшение жилищных условий он был на 4 (четвертом) месте. В 2009 г. после подачи заявления на выдачу государственного жилищного сертификата для приобретения помещения на территории РФ и необходимого пакета документов он так же был первоочередником и стоял в очереди на 4 (четвертом) месте, о чем ему сказали представители жилищной комиссии ФГОУ ВПО ВСИ МВД России. Поэтому в силу ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» государственный сертификат он должен был получить в 2010 году. В связи с чем считает, что бездействие ФГОУ ВПО ВСИ МВД России и его должностных лиц, выразившееся в не предоставлении списков кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов на бумажном носителе, нуждающихся в улучшении жилищных по избранному месту жительства для получения ГЖС в 2010 году является незаконным, и ограничивает его права на улучшение жилищных условий в связи, с чем его семья вынуждена проживать в общежитии, так как не имеют иного жилого помещения для проживания на территории РФ. В связи с чем просит удовлетворить заявленные исковые требования. В судебном заседании 11 ноября 2010года Морозевич В.А. уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России выразившиеся в не предоставлении в УОКС ДТ МВД России списков кандидатов на получение жилищных сертификатов на бумажном носителе, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства для получения государственного жилищного сертификата в 2010г. и обязать должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России включить Морозевич В.А. в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году. В судебном заседании 18 ноября 2010года Морозевич В.А. уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России выразившиеся в не предоставлении в УОКС ДТ МВД России списков кандидатов на получение жилищных сертификатов на бумажном носителе, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства для получения государственного жилищного сертификата в 2010г.; признать список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, имеющих первоочередное право на получение государственных жилищных сертификатов в 2011 году утвержденный ВрИО начальника ФГОУ ВПО ВСИ МВД России подполковником милиции Н.Ю.Жигаловым 15 ноября 2010года недействительным и обязать должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России обеспечить Морозевич В.А. и членов семьи жилищным сертификатом из расчета пяти человек в 2011году, указав дополнительно в обоснование уточненных требований следующее: В ходе судебного заседания ответчиком был представлен список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, имеющих первоочередное право на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году. Данный список был утвержден ФГОУ ВПО ВСИ МВД России только 15 ноября 2011г. и не соответствует ни по форме, ни по содержанию Постановлению Правительства от21 марта 2006года №153. В соответствии с п.п.7-8 Правил утвержденных Постановление Правительства от 21 марта 2006г. №153 «из числа граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«д» и «ж» пункта 5, социальные выплаты в первую очередь предоставляются гражданам, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: А) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; Б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; В) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Полагает, что бездействие ФГОУ ВПО ВСИ МВД России и их должностных лиц, выразившееся в не предоставлении в УОКС ДТ МВД России списков кандидатов на получение жилищных сертификатов на бумажном носителе, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства для получения ГЖС в 2010году является незаконным, и ограничивает его права на улучшение жилищных условий в связи с чем его семья вынуждена проживать в общежитии, так как не имеют иного жилого помещения для проживания на территории РФ. Поэтому просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Истец Морозевич В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее допрошенный в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель истца Мостовой Н.В., действующий на основании доверенности от <Дата> №, заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнив, что список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, имеющих первоочередное право на получение государственных жилищных сертификатов в 2011 году утвержденный ВрИО начальника ФГОУ ВПО ВСИ МВД России подполковником милиции Н.Ю.Жигаловым 15 ноября 2010года является недействительным так как не соответствует требованиям закона, а именно в графе основания для постановке на учет должна стоять цифра «1» или «2», а в представленных списках словами указано у всех на «отсутствие жилого помещения». Кроме того считает, что в соответствии с законом в списке первоочередников граждане должны стоять именно в том порядке, как они перечислены в законе. Представители истца Путкова А.И. действующие на основании доверенности от <Дата> №, заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель ФГОУ ВПО ВСИ МВД РФ Ивашкина Н.Ю., действующая на основании доверенности от <Дата> № заявленные требования признала частично, пояснив, что действительно в 2010г. по вине института списки на получение государственных жилищных сертификатов были представлены только в электронном виде, по данному факту было проведено служебное расследование для установления виновным и их наказания. В данной части допущенные нарушения институтов в настоящее время устранены и в УОКС ДТ МВД России уже направлены списки сотрудников ФГОУ ВПО ВСИ МВД России на получение ГЖС в 2011году - в котором Морозевич В.А. на очереди 15, так и список граждан имеющих первоочередное право на получение ГЖС в 2011году- где Морозевич В.А. в очереди 8. В остальной части исковые требования не признала, пояснив, что списки ведутся и составляются в соответствии с требованием законодательства, кроме того при выделении жилищных сертификатов УОКС ДТ МВД России проверяет списки по учетным делам, которые представляются на всех состоящих в очереди и проверяют не отпали ли у данных граждан основания состоять в очереди. Институту выделается не более 2-3 сертификатов в год. Признание списка недействительным нарушает права и других граждан, которые состоят в очереди. Сам институт никаких жилищных сертификатов не выделяет и никому не представляет, он только ведет учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу: В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.» В соответствии п.26. ПРАВИЛА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 « Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.» Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, действительно в нарушение указанного требования закона на 2010год списки граждан изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата не были представлены на бумажном носителе по вине сотрудников института, в связи с чем суд приходит к выводу, что в данной части заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению. В остальной части заявленные исковые требования суд находит не подлежащими по следующим основаниям: Категории граждан, имеющих право на участие в подпрограмме на получение ГЖС установлены п.5 Правил, в частности подпункт а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; . В данном случае судом из представленных суду документов: списков граждан, так и учетных дел на всех участников подпрогаммы на получение государственных жилищных сертификатов усматривается, что данными гражданами в установленном законом порядке представлены все необходимые документы свидетельствующие о том, что они имеют право включение в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2011году. Более того, все данные граждане, включенные в список первоочередников представили документы свидетельствующие о законности включения их в данный список. Как усматривается из представленных списков данные граждане включены в списки граждан, имеющих первоочередное право на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году, в той последовательности, в какой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что вытекает из требований Правил: П.24 Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". п.26 «.. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.» Таким образом из анализа данных норм права усматривается, что Законодателем предусмотрен конкретный порядок формирования списка и его последовательность, и данное требование закона при составлении списков ответчиком строго выполняется, и истцом не представлено ни одного доказательства свидетельствующего о том, что все граждане которые стоят в списке первоочередников до него, включены в список незаконно., так как дата их постановки на учет намного ранее чем у Морозевич В.А., более того они все признаны нуждающимися в в улучшении жилищных условий, так как у них отсутствует жилое помещение для постоянного проживания. Требование Морозевич В.А. об обязании ФГОУ ВПО ВСИ МВД России обеспечить его государственным жилищным сертификатом в 2011году также не основано на законе и удовлетворению не подлежит, так как жилищные сертификаты выделяются не ответчиком, а иным органом, которому ответчик обязан предоставить надлежащим образом оформленные списки участником подпрограммы, что в данном случае на 2011 год ответчиком исполнено. Иных доказательств опровергающих выводы суда сторонами не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Морозевич В.А. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие должностных лиц ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, выразившееся в не предоставлении в УОКС ДТ МВД России списков кандидатов на получение жилищных сертификатов на бумажном носителе, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства для получения ГЖС в 2010г. В удовлетворении остальных исковых требований отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в Иркутский облсуд в течение 10 суток со дня изготовления решения суда в окончательной форме, которое изготовлено <Дата> Судья: Н.А.Быкова .... .... .... .... .... ....