о признании права собственности на жилой дом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 г.        г. Иркутск

Свердловский районный суд в составе:

председательствующего судьи Быковой Н.А.,

при секретаре Мартиросян К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-628/11 по иску Округина И.И. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Округина И.И. с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку.В обоснование исковых требований истец указала, что на основании договора купли от 03.08.1984 г. заключенного с Григорьевым Р.В., удостоверенного нотариусом Второй Иркутского государственной нотариальной конторы Филипповой Л.К. 03.08.1984 г. и зарегистрированном в реестре за <Номер обезличен>, является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. На момент приобретения домовладение состояло из одного жилого шлако-заливного дома полезной площадью 32,9 кв.м., из них жилой площади 28,2 кв.м., трех сараев и ограждения, расположенное на земельном участке мерою 400 кв.м.. В 1991-1993 гг. истцом самостоятельно за счет собственных средств была произведена реконструкция жилого дома, в частности были пристроены три жилых пристроя (лит. А1, А2, А3), веранда (лит. а), демонтирована в жилом доме печь, снесены межкомнатные перегородки, заложен оконный проем в помещении <Номер обезличен> (в лит. А), в результате реконструкции фактическая общая площадь жилого дома с самовольно возведенными пристроями составила 90,8 кв.м., в том числе жилая 80,2 кв.м.С учетом того, что указанная самовольная постройка не нарушает прав и законных интересов граждан, не создает угрозы их жизни и здоровью, истец просит суд признать за ней право собственности на одноэтажный деревянный каркасно-засыпной жилой дом литер А с жилыми пристроями: одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А1, одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А2, одноэтажный деревянный рубленный из брусьев литер А3, общей площадью 90,8 кв.м., в том числе жилой 80,2 кв.м.; на шлакоблочные гаражи литеры Г7 и Г8, деревянную рубленную из брусьев баню литер Г3, расположенные по адресу: <адрес обезличен>.

Истец Округина И.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя Округиной Е.П.

В судебное заседание представитель истца Округина Е.П., действующая на основании доверенности, поддержала доводы искового заявления, просила об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений на иск не представили.

Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав в судебном заседании представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В соответствии с которым право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 73 ЗК РСФСР (действовавшего на момент приобретения истцом жилого дома 03.08.1984 г.), предоставление приусадебного участка лицу, к которому перешло право собственности на жилое строение, производится на общих основаниях в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР (утвержденного постановлением ВС РСФСР 25.04.1991 г. № 1103-1), при переходе права собственности на строение, сооружение или передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении Земельного кодекса Российской Федерации» если участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация права собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В силу п. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе право собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Из представленного суду договора от 3 августа 1984 года удостоверенного государственным нотариусом Второй Иркутского государственной нотариальной конторы Филипповой Л.К. и зарегистрированного в реестре за <Номер обезличен>, усматривается, что Григорьев Р.В. продал Округина И.И. домовладение, находящееся по адресу: <адрес обезличен>, состоящее из одного шлако-заливного дома полезной площадью 32,9 кв.м., из них жилой 28,2 кв.м., трех сараев и ограждения, расположенное на земельном участке мерою 400 кв.м. Указанное домовладение принадлежало Григорьеву Р.В. на пре личной собственности на основании договора купли-продажи. Удостоверенного 1-й Иркутской государственной нотариальной конторой 18.12.1970 г., зарегистрированного в реестре за <Номер обезличен> и справки БТИ Иркутского горисполкома от 02.08.1984 г. <Номер обезличен>.

С учетом изложенного суд, приходит к выводу, что после приобретения истцом права собственности на жилой дом, расположенный по адресу6 <адрес обезличен>, на основании договора от 03.08.1984 г. к Округиной И.И. перешло и право пользования земельным участком на том же праве, что и продавцу Григорьеву Р.В., то есть на праве бессрочного пользования.

Согласно заключения МУП БТИ г. Иркутска от 25.06.2010 г. <Номер обезличен>, по данным МУП БТИ г. Иркутска собственником одноэтажного шлакозаливного жилого дома общей площадью 32,9 кв.м. в том числе жилой 28,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен> является Округина И.И., на основании договора купли-продажи 03.08.1984 г. На момент обследования от 15.06.2010 г. было установлено, что в 1991 году в шлакозаливном доме (Лит А по ген. плану) демонтирована печь, снесены межкомнатные перегородки. В 1991 году возведены жилые пристрои (Лит А1, А2 по ген. плану). В 1993 году возведен жилой пристрой (Лит А3 по ген. плану) В 1993 году возведена веранда (Лит а по ген. плану), заложен оконный проем в помещении <Номер обезличен> (Лит А по поэт. плану). Вследствие чего фактически общая площадь жилого дома составила 90,8 кв.м., в том числе жилая 80,2 кв.м. На земельном участке возведены: два гаража, туалет, баня, два навеса, сарай, теплица.

Согласно технического паспорта от 15.06.2010 г. собственником одноэтажного деревянного каркасно-засыпного жилого дома литер А с жилыми пристроями: одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А1, одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А2, одноэтажный деревянный рубленный из брусьев литер А3, общей площадью 90,8 кв.м., в том числе жилой 80,2 кв.м., а также шлакоблочных гаражей литеры Г7 и Г8, деревянной рубленной из брусьев бани литер Г3, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, является Округина И.И. на основании договора купли-продажи от 03.08.1984 г.

Истцом суду представлены доказательства, из которых следует, что самовольные строения по адресу <адрес обезличен>, не нарушают чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Из имеющегося в материалах дела Заключения ООО «Главстройпроект» <Номер обезличен> составленного по результатам визуального обследования строительных конструкций дома под литерами «а», «А1», «А3», расположенного по адресу: <адрес обезличен> (по состоянию на ноябрь 2010 г.) следует, что здание в целом удовлетворяет требованиям нормативных документов в области строительства и может использоваться как жилое помещение при завершении его отделки. Права и законные интересы граждан, проживающих в доме, не нарушаются, не создается угрозы из жизни и здоровью.

Из письма ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.03.2011 г. <Номер обезличен> усматривается, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 90,8 кв.м., в том числе жилой 80,2 кв.м., соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СанПиН 2.1.2.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно ответа на запрос Отдела надзорной деятельности г. Иркутска от 16.03.2011 г. № 2-15-946, рассмотрев представленные документы и проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, сообщает, что указанное строение соответствует требованиям пожарной безопасности.

Оценив собранные доказательства, как в совокупности, так и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что Округина И.И. является пользователем одноэтажного деревянного каркасно-засыпного жилого дома литер А с жилыми пристроями: одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А1, одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А2, одноэтажный деревянный рубленный из брусьев литер А3, общей площадью 90,8 кв.м., в том числе жилой 80,2 кв.м., а также шлакоблочных гаражей литеры Г7 и Г8, деревянной рубленной из брусьев бани литер Г3, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, владеет имуществом на правах собственника, несет бремя расходов по его содержанию. Признание за истцом права собственности на самовольно возведенные строения не нарушает охраняемые права и интересы граждан, не поставит под угрозу их жизнь и здоровье, а потому исковые требования Округиной И.И., суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание данное обстоятельство и в соответствии с требованиями ст. 222 ГК РФ суд считает возможным признать за Округиной И.И. право собственности на самовольно возведенные строения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>.

Каких-либо иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих выводы суда, ответчик не представил, воспользовавшись своим законным правом и желанием не являться в судебное заседание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Округина И.И. удовлетворить.

Признать за Округина И.И. право собственности на одноэтажный деревянный каркасно-засыпной жилой дом литер А с жилыми пристроями: одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А1, одноэтажный деревянный каркасно-засыпной литер А2, одноэтажный деревянный рубленный из брусьев литер А3, общей площадью 90,8 кв.м., в том числе жилой 80,2 кв.м.; на шлакоблочные гаражи литеры Г7 и Г8, деревянную рубленную из брусьев баню литер Г3, расположенные по адресу: <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток.

Судья:         Н.А. Быкова

....

....

....

....

....

....н