о признании права собственности на самовольную постройку



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года                                   Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Белик С.О., при секретаре Гордеевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-682/11 по исковому заявлению Копылова В.А. к Администрации города Иркутска о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Копылова В.А. с иском к Администрации города Иркутска, Алексееву Ю.Н. о признании права собственности на жилые дома, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, под литерами А и Б. В обоснование иска указала, что в 1978 году она по договору купли-продажи по частной расписке, приобрела у Алексеева Ю.Н. каркасно-засыпной жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, под литерой А. В 2000 году на данном земельном участке ею был самовольно возведен объект незавершенного строительства жилой дом под литерой Б, площадью 64,4 кв.м. Данное строение представляет собой самовольную постройку. Земельный участок по адресу: <адрес обезличен>А, закреплен за ранее выстроенным домом. В связи с чем, просила суд при признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> А, а также на объект незавершенного строительства, площадью 64,4 кв.м., находящийся на этом же земельном участке.

В последствии истец Копылова В.А. отказалась от исковых требований к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>-а под литерой А, окончательно просила суд признать за ней право собственности на объект незавершенного строительства, площадью 64,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А.

Определением суда от 02 марта 2011 года производство по делу в части требований к ответчику Алексееву Ю.Н. прекращено в связи с его смертью.

В судебном заседании истец Копылова В.А. поддержала свои исковые требования, повторив доводы иска.      

Представитель истца Залевская А.А., действующая на основании устного ходатайства, поддержала исковые требования Копыловой В.А. в полном объеме.                                                                                                                                                                                    

Представитель администрации г. Иркутска Протасов А.А., действующий на основании доверенности от 30 августа 2010 года, в судебное заседание не явился, просив суд рассмотреть исковое заявление Копыловой В.А. без участия представителя Администрации г. Иркутска.

Выслушав истца Копылову В.А., ее представителя Залевскую А.А., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Копыловой В.А. подлежит удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; …иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 218 ГК РФ, предусмотрены следующие основания приобретения права собственности: 1. право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; 2. право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; 3. в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом; 4. член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

При этом, в силу ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суду представлена купчая от 25 июля 1978 года, из которой видно, что Алексеев Ю.Н. 1941 года рождения продал Копылова В.А. и Копылову И.М. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> по цене .... рублей.

Из акта комиссии в составе депутата Свердловского районного Совета народных депутатов Лебедевой Т.И. от 29 мая 1989 года видно, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, на момент обследования находится в ветхом состоянии, сырость, гниль.

Судом установлено, что Копылова В.А. на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, право на которое у нее возникло в связи с приобретением по договору купли-продажи жилого дома под литерой А, без получения на это необходимых разрешений стала возводить двухэтажный жилой дом, обозначенный на техническом паспорте под литерой Б и являющийся на момент рассмотрения спора объектом незавершенного строительства. Данное обстоятельство подтверждается следующим.

Согласно техническому паспорту МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на 09 июля 2008 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>-а литера А имеет общую площадь 27,3 кв.м., в том числе жилую 17,4 кв.м., пользователем указана Копылова В.А. на основании разрешения райкомхоза от 16 ноября 1983 года.

Из технического паспорта МУП БТИ г. Иркутска от 09 июля 2008 года видно, что на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, находится объект незавершенного строительства общей площадью 64,4 кв.м. под литерой Б.

Из кадастрового паспорта на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес обезличен>А, видно, что данному объекту присвоен кадастровый номер: <Номер обезличен>.

Из справки МУП БТИ г. Иркутска от 10 сентября 2008 года видно, что по данным МУП БТИ г. Иркутска пользователем одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома (лит А) является Копылова В.А. на основании разрешения райкомхоза от 16 ноября 1983 года. При технической инвентаризации от 1970 года было выявлено, что на земельном участке самовольно возведен жилой каркасно-засыпной дом, полезной площадью 27, 3 кв.м, в том числе жилой площадью 17,4 кв.м., - пользователь: Фран И.Ф. (документов в инвентарном деле нет). В 1977 году пользователями данного жилого дома значились: Алексеев Ю.Н. и Усольцева Н.Ф. (документов в инвентарном деле нет). В 1983 году на основании частной расписки от 1978 года данный жилой дом был переписан на Копылова В.А., что подтверждается справкой райкомхоза от 16 ноября 1983 года. При инвентаризации 2008 года было выявлено, что на данном участке самовольно выстроен объект незавершенного строительства (лит Б) полезной площадью 64,4 кв.м.

Согласно решению исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов <Номер обезличен> от 14 мая 1990 года, все земельные участки по <адрес обезличен> закреплены за ранее выстроенными домами; на бюро технической инвентаризации многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства и благоустройства возложена обязанность произвести регистрацию права собственности.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, в установленном законом порядке был отведен под жилой дом под литерой А.

Из всех исследованных в совокупности документов, суд приходит к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> под литерой А, и приобретенный Копыловой В.А. в 1978 году у Алексеева Ю.Н., мог бы быть признан собственностью Копыловой В.А. как за пользователем земельного участка по адресу: <адрес обезличен>.

Разрешая исковые требования Копыловой В.А. о признании права собственности на не завершенный строительством объект жилой дом под литерой Б по адресу: <адрес обезличен>-а, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что объект незавершенного строительства, произведенный по адресу: <адрес обезличен>, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается следующими доказательствами.

Из сообщения Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № 02-02.16/6404 от 26 ноября 2010 года видно, что двухэтажный брусчатый объект незавершенного строительства (предположительно жилого дома), 92% готовности (литер Б) по адресу: <адрес обезличен>-а, общей площадью 64,4 кв.м. соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В соответствии с ответом отдела надзорной деятельности г. Иркутска <Номер обезличен> от 22 декабря 2010 года, отдел надзорной деятельности г. Иркутска, проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес обезличен>-а, сообщает, что указанное строение соответствует правилам пожарной безопасности.

В связи с чем, изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что возведение объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес обезличен>-а, под литерой Б, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Принимая во внимание изложенное, с учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, в соответствии с требованиями ст. 222 ГК РФ, исходя из законности и обоснованности судебного решения, суд считает возможным признать за Копыловой В.А. право собственности на объект незавершенного строительства общей площадью 64,4 (шестьдесят четыре целых четыре десятых) кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Копылова В.А. к Администрации города Иркутска о признании права собственности удовлетворить.

Признать за Копылова В.А. право собственности на объект незавершенного строительства дом под литерой Б, общей площадью 64,4 (шестьдесят четыре целых четыре десятых) кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>-а, кадастровый номер <Номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

....

....

....

....

....

....

....

....

Судья                                      Белик С.О.