о признании права собственности на самовольную постройку



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года                                            Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Магомедова М.М.

при секретаре Серебренниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3472/10 по иску Истомин Ю.А. к Администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о признании права собственности на самовольное строение: двухэтажный жилой бревенчатый дом, общей площадью 114,3 кв.м., в том числе жилой 87,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В качестве оснований иска Истомин Ю.А. указывает, что на основании договора купли-продажи от <Дата> он является собственником жилого дома, общей площадью 28,6 кв.м., расположенного на земельном участке мерою 552 кв.м. по адресу: <адрес>. С целью улучшения жилищных условий для своей семьи в 2005-2009 годах была произведена реконструкция данного дома: надстроен 2-й этаж и жилой пристрой, в результате чего полезная площадь дома стала составлять 114,3 кв.м. Так как реконструкция дома был произведена без получения необходимых разрешений, строение является самовольной постройкой. В настоящее время спорное строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В качестве правового обоснования исковых требований истец ссылается на положения ст.ст. 218, 222, 264 ГК РФ и указывает, право собственности на самовольное строение может быть признано за ним, так как жилой дом построен своими силами и за счет собственных средств и возведен на земельном участке, отведенном для этих целей.

Истец Истомин Ю.А. и его представитель Лагерев В.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить иск.

Представитель Администрации г. Иркутска Протасов А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд с учетом мнения истца Истомина Ю.А. и его представителя Лагерева В.Н. полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Иркутска., просившего рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца Истомина Ю.А., представителя истца Лагерева В.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании права собственности на самовольное строение и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Исходя из ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Как установлено судом, истец Истомин Ю.А. является собственником бревенчатого жилого дома, общей площадью 28,6 кв.м., в т.ч. жилой 21,7 кв.м., расположенного на земельном участке мерою 552 кв.м. по адресу: <адрес>. В 2005-2009 годах была произведена реконструкция данного дома: надстроен 2-й этаж и жилой пристрой, в результате чего полезная площадь дома стала составлять 114,3 кв.м.

Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из договора <Дата>, удостоверенного <Дата> нотариусом Второй Иркутской государственной нотариальной конторы Хохловой М.А., зарегистрированного в БТИ Администрации г. Иркутска <Дата> за , усматривается, что собственником бревенчатого жилого дома, общей площадью 28,6 кв.м., в т.ч. жилой 21,7 кв.м., расположенного на земельном участке мерою 552 кв.м. по адресу: <адрес>, является Истомин Ю.А.

Из заключения МУП «БТИ г. Иркутска» от <Дата> видно, что в 2005 году к бревенчатому жилому дому (литер А) по адресу: <адрес>, пристроен одноэтажный брусчатый жилой пристрой (литер А1), над жилым домом (литер А) возведен 2-й этаж, фактически полезная площадь данного дома составляет 114,3 кв.м., в т.ч. жилая 87,9 кв.м.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Из представленного суду технического паспорта, составленного по состоянию на <Дата>, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, усматривается, что данный объект реконструирован, общая площадь - 114,3 кв.м., жилая - 87,9 кв.м., этажность - 2.

Таким образом, судом установлено, что без получения соответствующих разрешений истцом произведена реконструкция, так как фактически изменилась площадь жилого дома: общая площадь стала - 114,3 кв.м., жилая - 87,9 кв.м., а также над жилым домом (литер А) возведен 2-й этаж.

В соответствии с п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, вещное право на земельный участок обусловлено наличием права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного на этом участке.

Как установлено в судебном заседании, собственником реконструированного строения является Истомин Ю.А. Учитывая, что реконструкция жилого дома произведена в пределах земельного участка мерою 552 кв.м., на котором находился жилой дом до его реконструкции, суд приходит к выводу о том, что указанный земельный участок предоставлен истцу под индивидуальное жилищное строительство в установленном законом порядке.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что самовольное строение по адресу: <адрес>, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Из письма ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № 02-02.16/6233 от <Дата> следует, что размещение самовольных строений: одноэтажного жилого пристроя литер А по адресу: <адрес>, соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция».

Из письма отдела Государственного пожарного надзора г.Иркутска от <Дата> следует, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям противопожарной безопасности.

Согласно заключению ООО «ВСКБ им. Якушева» о техническом состоянии 2-этажного жилого дома (лит. А) с жилым пристроем (лит. А1), расположенного по адресу: <адрес>, /з от <Дата>, действующего на основании свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № , объект недвижимости пригоден для постоянного использования по назначению, конструктивные решения отвечают СНиП, СанПин и СП, обеспечивающих безопасность при эксплуатации здания, деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, не обнаружено, права и законные интересы других граждан не нарушаются.

Таким образом, судом достоверно установлено, что двухэтажный жилой бревенчатый дом, общей площадью 114,3 кв.м., в том числе жилой 87,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, не угрожает их жизни и здоровью.

Оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Истомина Ю.А. о признании за ним права собственности на двухэтажный жилой бревенчатый дом, общей площадью 114,3 кв.м., в том числе жилой 87,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Истомин Ю.А. право собственности на двухэтажный жилой бревенчатый дом, общей площадью 114,3 кв.м., в том числе жилой 87,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                   Магомедов М.М.