об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду



          ....      

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года               г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Жильчинской Л. В.,

при секретаре Золотухиной Н.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Иркутского района Кармановой М.А., представителя третьего лица Вотто И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-241/11 по иску Прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту прав и интересов Российской Федерации, муниципального образования «Город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Круиз» о предоставлении расчета оплаты за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Свердловского района г. Иркутска обратился в Свердловский районный суд г. Иркутска с указанным иском, в обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства ООО «Круиз». Как установлено, что ООО «Круиз» является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007г. <Номер обезличен> плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны предоставить в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. <Номер обезличен> «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Из информации, предоставленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 08.12.2010г. <Номер обезличен>, следует, что ООО «Круиз» в 2010г. произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, расчет платы в 2010г. не предоставлен. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Круиз» расчета такой оплаты и его представления в Роспромнадзор по Иркутской области, своим бездействием, выразившемся в том, что ООО «Круиз» не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск» не дополучают чумы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. На основании изложенного, истец просит обязать ООО «Круиз» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по Фоме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. <Номер обезличен> «Об утверждении формы расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.                                          

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Иркутска Карманова М.А. исковые требования поддержала, повторив доводы искового заявления, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Круиз», надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил. В суд не поступало заявлений, ходатайств об отложении дела слушанием, либо о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес обезличен>, ФИО2, действующий на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что ответчик осуществляет размещение отходов производства и потребления, являющиеся видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с действующим законодательством негативное воздействие на окружающую среду является платным, нормативы платы установлены Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты размещение отходов производства и потребления». Согласно п. 9-11 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, обязанность по уплате за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида осуществляемой деятельности. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком самостоятельно. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект).

Суд, выслушав помощника прокурора Карманову М.А, представителя третьего лица Вотто И.Ю., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу ст.28 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В соответствии с п.1 указанного Порядка данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, заключающееся, в том числе в размещении отходов.

Исходя из положений главы II Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее-Методические рекомендации), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно приказу Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», п.3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204, срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

Судом установлено, что ответчик ООО «Круиз» является организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющееся видом вредного воздействия на окружающую среду, следовательно, в соответствии с указанными нормами имеет обязанность по внесению платы за вредное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 <Номер обезличен> плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 <Номер обезличен> «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании ст.ст.51,57,62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу-20%, в бюджет Иркутской области по нормативу-40%, в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу-40%.

Согласно п. 1 Методических рекомендаций функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу п.33 Методических рекомендаций, а также в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июля 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы подается плательщиками в территориальные органы Службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования дополнено п. 5.5.10 - о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Приказом от 29 сентября 2010 г. N 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства от 13.09.2010 года № 717» функции ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух возложены на управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, функции ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории Иркутской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области, которое в силу требования ч.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет.

Как следует из указанных норм, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представляются в территориальные Управления Росприроднадзора, осуществляющие полномочия администратора на соответствующей территории. Предоставление указанных расчетов является необходимым предварительным условием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как видно из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 08.12.2010г. <Номер обезличен>, ООО «Круиз» плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 год производилась с нарушением сроков, однако расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году не предоставлен.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что ответчик своим бездействием, заключающемся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не представил его в уполномоченный орган - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области, фактически нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных публичных образований состоит в том, что они не получают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов, в связи с чем не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды и выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие ответчика по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие, ее невнесение в соответствии с расчетом, является и нарушением требований федерального законодательства, предусматривающего обязательность внесения указанной платы.

Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ООО «Гранат» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату в соответствии с расчетом, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно ст.22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.

На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учётом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Круиз» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года <Номер обезличен> «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Круиз» предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                      Л. В. Жильчинская

....

....

....

....

....