о признании права собственностина самовольную постройку



         ....

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года        г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Жильчинской Л. В.,

при секретаре Золотухиной Н.В.,

с участием представителя истца Шойко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-83/11 по иску Табаченко Е.А. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Табаченко Е.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с указанным иском, в обоснование требований указала, что в 1974г. Зуевым С.А. был построен самовольно жилой дом общей площадью 43,3 кв.м., в том числе 33,5 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>. В 1994г. истица сначала арендовала этот дом, а затем в декабре 1994г. купила его у Зуева С.А. с условием того, что он будет проживать с ними. Договор купли-продажи не заключался, так как дом был самовольной постройкой, и документов на него не было. Зуев С.А. умер в 1996г. Также умерли прописанные в указанном доме Зуева Л.И., Зуев А.С. По данным МУП БТИ г. Иркутска пользователем дома является истица. Так как у нее большая семья, то ею в 2007г. был построен еще один жилой дом, общей площадью 53,9 кв.м., в том числе 41,8 кв.м. Согласно заключению, выданного ООО «Связьгржданстрой», оба жилых дома, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, удовлетворяют требованиям действующей нормативно технической документации и пригодны для нормальной эксплуатации в качестве жилых помещений для постоянного пребывания людей. На основании решения Исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся <Номер обезличен> от 14.05.1990г. земельные участки закреплены за ранее выстроенными домами по <адрес обезличен>. Сохранение самовольных построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. На основании изложенного, Табаченко Е.А. просит признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 43,3 кв.м. (лит А), в том числе жилой 33,5 кв.м. и жилой двухэтажный дом, общей площадью 53,9 кв.м. (лит. Б), в том числе жилой 41,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес обезличен>.                              

Истица Табаченко Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Табаченко Е.А. в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.     

Представитель истца Шойко И.А., действующая на основании нотариальной доверенности от 07.10.2010г. <Номер обезличен>, в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Иркутска.

Суд, с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Иркутска, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требование Табаченко Е.А. подлежит удовлетворению в силу следующих установленных судом обстоятельств.

В силу требований ст. 222 ГК РФ, в редакции, действующей на момент возведения спорного сооружения - самовольной постройки, право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку (ч. 3).

Судом установлено, что решением Исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов № 15/346 от 14.05.1990г. «О правовой регистрации строений» закреплены земельные участки ранее выстроенных домов по <адрес обезличен>, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией решения Исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов от 14.05.1990г. <Номер обезличен>.        

Как следует из пояснений представителя истца, доводов искового заявления на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, в 1974 году был самовольно возведен Зуевым С.А. одноэтажный жилой дом общей площадью 43,3 кв.м., в том числе жилой 33,5 кв.м. С 1994г. в указанном доме вместе с Зуевым С.А. стала проживать Табаченко Е.А. После смерти Зуева С.А. и его членов семьи Зуева А.С., Зуевой Л.И. истица самовольно возвела на указанном земельном участке второй жилой дом общей площадью 53,9 кв.м., в том числе жилой 41, 8 кв.м.     

В подтверждение данного обстоятельства истцом представлены следующие документы.

Из предоставленных суду технических паспортов на жилые дома по состоянию на 15 октября 2010 года, из которых видно, что они расположены на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, жилой дом под лит. А общей площадью 43,3 кв.м., в том числе 33,5 кв.м., жилой дом под лит. Б общей площадью 53,9 кв.м., в том числе 41,8 кв.м.

Согласно заключению МУП БТИ г. Иркутска от 15 октября 2010 года, пользователем одноэтажного жилого каркасно-засыпного дома (лит А), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, является Табаченко Е.А. По данным инвентаризации от 15.10.2010г. выявлено, что в 1974г. на земельном участке самовольно возведен одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом (лит. А), общей площадью 43,3 кв.м., в том числе 33,5 кв.м. В 2007г. на земельном участке возведен двухэтажный брусчатый жилой дом (Лит. Б) общей площадью 53,9 кв.м, в том числе жилой 41,8 кв.м. Фактически на земельном участке расположенный: одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом (лит.А) и двухэтажный брусчатый жилой дом (лит. Б)         

В соответствии с требованиями п.9 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 9.1 названного закона в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Принимая во внимание, что Исполком Иркутского городского Совета народных депутатов закрепил земельный участок ранее выстроенного дома, не указав право, на котором предоставлен земельный участок, суд с учетом требований земельного законодательства приходит к выводу, что самовольная постройка осуществлена на земельном участке, закрепленным в 1990 году за Зуевым С.А. на праве собственности.

Согласно предоставленной суду поквартирной карточке формы 17, справки МУП СРЦ от 11.01.2011г., по адресу <адрес обезличен> в настоящее время никто не зарегистрирован, Зуев С.А. значился зарегистрированным до 07.08.2000г., Зуева А.С. - до 05.07.2007г., сняты с регистрационного учета в связи со смертью.

Судом установлено, что Зуев С.А. умер 28.12.1996г., Зуев А.С. - 03.06.2005г., Зуева Л.И. 13.02.2002г., что подтверждается свидетельствами о смерти <Номер обезличен> от 07.08.2000г., <Номер обезличен> от 05.07.2007г., <Номер обезличен> от 22.02.2002г.      

Допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели ФИО6, ФИО7, суду пояснили, что Табаченко Е.А. с 1994г. проживала по адресу: <адрес обезличен>, вместе с Зуевым С.А., в одноэтажном жилом доме. После смерти Зуева С.А., она в связи с тем, что у нее десять детей, в 2007г. на данном земельном участке возвела за собственные денежные средства двухэтажный жилой дом, где в настоящее время и проживает со своей семьей.

Оценивая показания названных свидетелей, суд не находит оснований им не доверять, поскольку какой-либо заинтересованности в исходе дела у них нет, их показания являются не противоречивыми и подтверждаются иными собранными по делу доказательствами.         

В ходе судебного разбирательства установлено, что в установленном законом порядке право собственности на спорные домовладения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Иркутской области об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на указанный объект недвижимости

В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ (в редакции на момент рассмотрения иска) лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ).

Суд, проверяя требования закона в части соблюдения прав и охраняемых законом интересов других лиц в результате возведенной самовольной постройки, установил следующее.

По информации отдела надзорной деятельности г. Иркутска <Номер обезличен> от 13 января 2011 года, отдел, проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, сообщает, что указанное строение соответствует требованиям пожарной безопасности.

Из представленного суду письма Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 20 декабря 2010 года за № 02-02.16/6938 следует, что возведенные строения: одноэтажный жилой дом (лит. А) и двухэтажный жилой дом (лит. Б) по адресу: <адрес обезличен>, выстроенный на земельном участке, соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования в жилых зданиях и помещениях» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и других объектов. Новая редакция ».

Анализ представленных суду документов в совокупности с требованиями закона, свидетельствует о том, что самовольные строения в виде жилых домов, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, отвечают всем предусмотренным требованиям и сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, о чем свидетельствуют необходимые согласования соответствующих служб.

Суду предоставлено заключение ООО «Связьгражданстрой» от 22.11.2010г. № 197, из которого видно, что здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен> (лит. А и Б) удовлетворяют требованиям действующей нормативно-технической документации и пригодны для нормальной эксплуатации в качестве жилых помещений для постоянного пребывания людей.     

Принимая во внимание изложенное, суд пришёл к убеждению, что сохранение самовольно возведенных строений: одноэтажного жилого дома, общей площадью 43,3 кв.м., в том числе жилой 33,5 кв.м. (лит. А) и двухэтажного жилого дома общей площадью 53,9 кв.м., в том числе жилой 41,8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес обезличен>, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, расположено на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для указанных целей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Табаченко Е.А. о признании за ней право собственности на самовольно возведенные строения жилые дома под Лит. А и Б по адресу: <адрес обезличен>, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Табаченко Е.А. удовлетворить.

Признать за Табаченко Е.А. право собственности на самовольно возведенные строения: одноэтажный жилой дом (лит А), общей площадью 43,3 кв.м., в том числе жилой 33,5 кв.м., и двухэтажный жилой дом (лит. Б) общей площадью 53,9 кв.м., в том числе 41,8 кв.м. по данным технических паспортов, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления текста решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                           Жильчинская Л. В.

....

....

....

....

....