о признании права собственности на самовольную постройку



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 года                                              Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Магомедова М.М.

при секретаре Серебренниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-781/11 по иску Чернов А.Л. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

УСТАНОВИЛ:

Чернов Н.З. обратился в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании за ним права собственности на самовольное строение: двухэтажный жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>

В качестве оснований иска истцом Черновым Н.З. указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону он является собственником одноэтажного каркасно-засыпного неблагоустроенного жилого дома, общей площадью 33,2 кв.м., в том числе жилой 24,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>. В 2008 году он построил двухэтажный жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м. Согласно решению исполкома Иркутского городского Совет народных депутатов <Номер обезличен> от 09.08.1965 года земельный участок площадью 546 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, был закреплен за его дедом Черновым С.Я., которому на основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 12.10.1987 года «О рассмотрении заявлений граждан» было выдано регистрационное удостоверение. Так как возведение дома было произведено без получения необходимых разрешений, строение является самовольной постройкой. В настоящее время спорное строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В качестве правового обоснования исковых требований истец ссылается на положения ст.ст. 12, 218, 222 ГК РФ и полагает, что земельный участок предоставлен ему на праве бессрочного пользования.

Истец Чернов А.Л. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить иск.

Представитель Администрации г. Иркутска Протасов А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав истца Чернова А.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании права собственности на самовольное строение и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как установлено судом, истец Чернов А.Л. является собственником одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома, общей площадью 33,2 кв.м., в том числе жилой 24,1 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>А. В 2008 году на данном земельном участке был самовольно возведен двухэтажный жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А.

Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 28.09.2004 года и свидетельства о государственной регистрации права серии <Номер обезличен> от 21.09.2009 года Чернов А.Л. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью 33,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>А.

Из представленных суду технического паспорта, составленного по состоянию на 21.05.2009 года, и кадастрового паспорта, составленного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области по состоянию на 24.08.2009 года, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>А (лит. А), усматривается, что собственником данного объекта является Чернов А.Л., общая площадь - 33,2 кв.м., в том числе жилая - 24,1 кв.м., этажность - 1, год постройки - 1958 год.

Из заключения МУП «БТИ г. Иркутска» <Номер обезличен> от 26.01.2010 года видно, что владельцем жилого дома по адресу: <адрес обезличен>А, является Чернов А.Л.. В 2008 году на земельном участке самовольно возведен жилой дом (лит. Б), полезной площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на 21.05.2009 года, и кадастрового паспорта, составленного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области по состоянию на 24.08.2009 года, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>А (лит. Б), усматривается, что пользователем данного объекта является Чернов А.Л., общая площадь - 113,5 кв.м., в том числе жилая - 42,3 кв.м., этажность - 2, год постройки - 2008 год.

Таким образом, судом установлено, что без получения соответствующих разрешений истцом Черновым А.Л. возведено самовольное строение - двухэтажный жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А (лит. Б).

В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Согласно архивной выписке № ПГ-76 от 28.01.2010 года решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 09.08.1965 года «О закреплении земельных участков за индивидуальными застройщиками в <адрес обезличен>» было решено закрепить земельные участки ранее выстроенных домов правовой регистрации строений» было решено закрепить за Черновым С.Я. земельный участок по <адрес обезличен>, <Номер обезличен>-а, площадью 546 кв.м.

Из выписки из Единого общегородского реестра адресов объектов недвижимости г. Иркутска о регистрации (присвоении) адреса <Номер обезличен>, выданной 20.07.2010 года МУП БТИ г. Иркутска, усматривается, что 25.02.2002 года было зарегистрировано изменение наименования улицы «Баклашинская» на «Кряжева».

Как усматривается из архивной выписки, решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 12.10.1987 года «О рассмотрении заявлений граждан» было решено выдать регистрационное удостоверение на имя Чернова С.Я. на домовладение по <адрес обезличен>-а, полезной площадью 33,2 кв.м., в том числе жилой 24,1 кв.м., площадь земельного участка 546 кв.м.

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р., действовавшего на момент вынесения указанного решения, земля могла быть исключительно собственностью государства.

В соответствии со ст. 71 ГК Р.С.Ф.С.Р. договоры о предоставлении городских участков под застройку заключаются коммунальными отделами с гражданами на срок до 49 лет.

Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 01 февраля 1949 года «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» положения ст. 71 ГК РСФСР признаны утратившими силу.

Пунктом 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

Таким образом, на момент вынесения решения «О правовой регистрации строений» (09.08.1965 года) другого способа закрепления за гражданами земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, как предоставление его в бессрочное пользование, не было.

Из анализа данных норм, представленных суду доказательств в совокупности с пояснениями истца Чернова А.Л. судом установлено, что решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 09.08.1965 года «О закреплении земельных участков за индивидуальными застройщиками в <адрес обезличен>» было решено закрепить за Черновым С.Я. земельный участок по <адрес обезличен> (позднее - Кряжева), <Номер обезличен>-а, площадью 546 кв.м., в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Чернову С.Я. данный земельный участок был отведен в бессрочное пользование.

Пунктом 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, истцу Чернову А.Л. перешло в порядке наследования право бессрочного пользования земельным участком под строительство индивидуального жилого дома. Таким образом, судом установлено, что земельный участок предоставлен под индивидуальное жилищное строительство в установленном законом порядке.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что самовольное строение по адресу: <адрес обезличен>-а, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Из письма ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № 02-02.16/999 от 02.03.2010 года следует, что размещение самовольного строения: двухэтажного жилого дома (лит. Б), расположенного по адресу: <адрес обезличен>-а, соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция».

Из письма отдела надзорной деятельности г. Иркутска <Номер обезличен> от 12.04.2011 года следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>-а, соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.

Согласно заключению по результатам визуального обследования технического состояния конструкций помещений индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>-а, составленному ООО «СтройРемДом», действующим на основании лицензии <Номер обезличен> от 17.07.2006 года, конструкция здания в целом соответствует требованиям действующих строительных норм и не противоречит требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания и сооружения», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах», конструкции здания и помещений находятся в удовлетворительном состоянии.

Таким образом, судом достоверно установлено, что жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А (лит. Б), не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, не угрожает их жизни и здоровью.

Оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чернова А.Л. о признании за ним права собственности на двухэтажный жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А (лит. Б), обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Чернов А.Л. право собственности на двухэтажный жилой дом, общей площадью 113,5 кв.м., в том числе жилой 42,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А (лит. Б).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                   Магомедов М.М.