Об установлении факта родственных отношений, факта принятия наследства и признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Дубровской Ж.И., при секретаре Шадриной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1950/11 по иску Глазунова Н.И. к Администрации <адрес обезличен> об установлении факта родственных отношений, факта принятия наследства и признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истец указал, что Глазунов П. И. является его дядей, то есть братом его отца - Глазунов И.И. На основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от <Дата обезличена> Глазунов П. И. получил 1-комнатную квартиру, находящуюся на 2-м этаже 5-ти этажного дома, общей площадью 29,5 кв.м, в том числе жилой 16,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес обезличен>. Право собственности на данную квартиру, подтверждается регистрационным удостоверением от <Дата обезличена>, выданное БТИ.

Глазунов П. И. <Дата обезличена> умер. У Глазунов П. И.было три сына - Глазунов В.П. <Дата обезличена> года рождения (умер в <Дата обезличена> году), Глазунов В.П. <Дата обезличена> года рождения (погиб в 17 лет) и Глазунов С.П. <Дата обезличена> года рождения (умер в <Дата обезличена> году). Его супруга Глазунова О. В. тоже умерла в <Дата обезличена> году. Глазунов П. И. в силу своего престарелого возраста не мог полноценно осуществлять за собой уход. Поскольку иных родственников у него не было истец - Глазунов Н.И. был вынужден проживать с ним у него в квартире и ухаживать за ним. Этой квартирой истец пользуется по сегодняшний день. У детей Глазунов П. И. ни жен, ни детей не было, кроме Глазунов С.П. У него была жена и ребенок, но они давно развелись и его жена с ребенком уехали в не известном направлении. И где они сейчас истец не знает. Таким образом, единственным наследником к имуществу Глазунов П. И. имел лишь право - Глазунов С.П., но он фактически не принимал оставшееся после отца наследство, так, как не известно, где находился. И к нотариусу о вступлении в наследство не обращался. Позже, <Дата обезличена> Глазунов С.П. оказался в местах лишения свободы, потом был направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Истец вселился в квартиру дяди в 1994 году и не выезжал из нее до сих пор, то есть фактически принял наследство, так как полностью несет все расходы по ее содержанию.

В связи с вышеизложенным истец просит установить факт родственных отношений, факт принятия наследства после смерти Глазунов П. И. и признать за ним право собственности на наследственное имущество.

           В судебном заседании истец Глазунов Н.И. поддержал исковые требования в полном объеме, повторив доводы иска, дополнительно суду пояснив, что он с дядей постоянно поддерживал отношения. Так же пояснил, что у него было три сына, его двоюродные братья, которые уже умерли. Жена дяди Глазунов П. И. - Глазунова О. В., тоже умерла. В силу престарелого возраста, Глазунов П. И. нуждался в постороннем уходе, поэтому Глазунов Н.И. ухаживал за ним, периодически проживал с ним. После его смерти он к нотариусу не обращался. Коммунальные услуги по квартире всегда производил. На данный момент задолженности по оплате коммунальных услуг нет, в квартире с его разрешения проживает его дочь в течение последний 12 лет, она следит за содержанием жилья. К нотариусу истец обратился после смерти сына Глазунов С.П. - сына дяди и своего двоюродного брата, однако заявление у него не приняли, объяснив что данный вопрос необходимо решать в судебном порядке. Похоронами двоюродного брата Глазунов С.П. и своего дяди - Глазунов П. И. занимался истец.

Ответчик - представитель администрации <адрес обезличен> ФИО9 в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.

Выслушав в судебном заседании истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Согласно представленного свидетельства о смерти 1-СТ <Номер обезличен> Глазунов П. И. умер <Дата обезличена> и захоронен на Смоленском кладбище <Дата обезличена>, что подтверждается справкой от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выданной ООО фирмы «Береза».

Из представленного суду договора о передачи жилого помещения в собственность граждан от <Дата обезличена>, зарегистрированного в БТИ <адрес обезличен>, собственником квартиры по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 29,5 кв.м, в том числе жилой 16,1 кв.м, с оценочной стоимостью в сумме .... рублей, является Глазунов П. И.. На право собственности выдано регистрационное удостоверение от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Согласно представленного уведомления из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> сведения о правах другими лицами на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен> в ЕГРП отсутствуют.

          В соответствии со ст. 218 Гражданского Кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

          Из представленной в суд справки, выданной государственным архивом <адрес обезличен> от <Дата обезличена><Номер обезличен>, следует, что в документах архивного фонда Иркутской духовной консистории, в метрической книге Тыретской Покровской церкви Балаганского уезда за 1915 год имеется актовая запись о рождении, в соответствии с которой у крестьянина села Щеглаевки Глазунов И. В. и его законной жены .... родился сын - Илья (дата рождения - ...., дата крещения - .... (по старому стилю), актовая запись .....

Из справки того же архива от <Дата обезличена><Номер обезличен> сведений о его дяде - Глазунов П. И. не предоставили, в связи с тем, что метрические книги Тыретской Покровской церкви Балаганского уезда за 1919 год в государственный архив на хранение переданы не были.

Факт родственных отношений между истцом - Глазунов И.И. и его дядей - Глазунов П. И., подтверждается сведениями, содержащимися в подворовой переписи колхоза Красный Делюр членом которого является - Глазунов И. В., а так же из архивной справки от <Дата обезличена><Номер обезличен>, где указана дата рождения отца Глазунова Н.И. - Глазунов И.И., из которой, так же усматривается что его отцом является Глазунов И. В.

Оценивая указанные доказательства в совокупности с объяснениями истца в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что Глазунов П. И. и Глазунов И.И., являются родными братьями, поскольку их отцом является Глазунов И. В. ( дедушка истца) соответственно Глазунов П. И. является родным дядей истца. Установление данного факта влечет возникновение наследственных прав заявителя в отношении имущества Глазунов П. И.

Из материалов дела видно, что у наследодателя был сын - Глазунов С.П. <Дата обезличена> года рождения, который имеет право на наследство своего отца, который в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> находится в местах лишения свободы. По постановлению Октябрьского суда г. Иркутска от <Дата обезличена> был освобожден и направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу с усиленным наблюдением, что подтверждается справкой серия ЖА <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданной Учреждением ИЗ - .... г. Иркутска.

Согласно ответа нотариуса ФИО11, наследственное дело к имуществу Глазунов П. И. не заводилось.

Оценивая в совокупности указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что после смерти своего отца в установленный законом срок Глазунов С.П. наследства не принимал, поскольку к нотариусу не обращался, находился в местах лишения свободы, а затем на принудительном лечении в психиатрической больнице, где и умер <Дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о смерти11-СТ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

С учетом установленного судом факта родственных отношений между наследодателем и истцом, суд приходит к выводу о том, что Глазунов Н.И. в соответствии со ст. 1143 ГК РФ является наследником второй очереди к имуществу его дяди - Глазунов П. И., умершего <Дата обезличена>.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от <Дата обезличена> « О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что срок принятия наследства к имуществу Глазунов П. И., умершего <Дата обезличена> истек - <Дата обезличена>, но исходя из представленных доказательств наследство на день введения в действие части третьей Кодекса не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям, что установлено судом из ответа нотариуса ФИО11 на запрос суда и сведений из Управления Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, принадлежащее наследодателю - квартиру по адресу:<адрес обезличен> Глазунов Н.И., который не мог быть наследником по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), может принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса, в данном случае судом установлено фактическое принятие наследства Глазуновым Н.И. после смерти его дяди - Глазунов П. И..

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ ( 546 ГК РСФСР ) признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Как было установлено в судебном заседании, истец вступил во владение наследственным имуществом, следил за его сохранностью, нес бремя содержания имущества, в том числе оплачивал коммунальные услуги и электроэнергию, уплачивал налог на имущество, производил ремонт по замене окон, а также замене счетчика, что подтверждается квитанциями об оплате, актом сдачи-приемки услуг по договору от <Дата обезличена>.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО12 и ФИО13, допрошенных в судебном заседании.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, в связи с непринятием наследства Глазунов П. И. наследником первой очереди - Глазунов С.П. и фактического принятия наследства истцом Глазуновым Н.И. в виде квартиры по адресу: <адрес обезличен> и в соответствии со ст.ст. 218, 546 ГК РСФСР исковые требования о признании права собственности за Глазуновым Н.И. в порядке наследования после смерти дяди Глазунов П. И. в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес обезличен>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Глазунова Н.И. удовлетворить.
Установить факт родственных отношений между Глазунова Н.И. и его дядей Глазунов П. И., <Дата обезличена> года рождения, умершим <Дата обезличена>.
Установить факт принятия наследства Глазунова Н.И., открывшегося со смертью Глазунов П. И..
Признать за Глазунова Н.И. право собственности на однокомнатную квартиру, находящуюся на втором этаже пятиэтажного панельного дома общей площадью 29,5 кв.м., в том числе жилой - 16,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме - <Дата обезличена>.

Председательствующий: