о признании права собственности на самовольное строение



ЗАОЧНОЕ

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 года                                               Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Магомедова М.М.

при секретаре Серебренниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2911/11 по иску Чернышова Г.А. к администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

УСТАНОВИЛ:

Чернышов Г.А. обратился в суд с иском к администрации г. Иркутска о признании за ним права собственности на самовольное строение: одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 44,9 кв.м., жилой площадью 33,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

В качестве оснований иска истцом Чернышовым Г.А. указано, что он является пользователем одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, строительство которого началось в 1958 году и закончилось в 1959 году. В начале 1980-х годов истец обратился в БТИ г. Иркутска для проведения технической инвентаризации, чтобы получить регистрационное удостоверение, но по причине болезни, т.к. он ветеран Великой отечественной войны, документы оформить не удалось. На основании решения горисполкома <Номер обезличен> от <Дата обезличена> исполнительный комитет городского Совета народных депутатов трудящихся закрепил земельный участок площадью 600 кв.м. за ранее выстроенным домом по <адрес обезличен>, за Чернышовым Г.А. В настоящее время спорное строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В качестве правового обоснования исковых требований истец ссылается на положения ст. 12, 218, 222 ГК РФ и указывает, что признание права собственности на указанный объект необходимо ему для того, чтобы быть полноправным собственником в соответствии с требованиями закона и иметь возможность распоряжаться объектом по своему усмотрению.

Истец Чернышов Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ч. 1 ст. 48 ГПК РФ гражданин вправе вести свои дела лично или через представителей.

Представитель истца по доверенности Голик К.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить иск.

В силу ч. 5 т. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд с учетом мнения представителя истца Голик К.И. полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца Чернышова Г.А. просившего рассмотреть дело в его отсутствие

Представитель администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

Суд с письменного согласия представителя истца Голик К.И. рассматривает дело в порядке заочного производства, о чем в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ вынесено протокольное определение.

Выслушав представителя истца, Голик К.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании права собственности на самовольное строение и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судом Чернышов Г.А. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

В ходе судебного разбирательства из пояснений представителя истца и представленных суду доказательств установлено, что Чернышов Г.А. с 1959 года пользуется и владеет одноэтажным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес обезличен>.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как установлено судом, в 1959 году на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, был построен одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 44,9 кв.м., жилой площадью 33,9 кв.м., пользователем которого является истец Чернышов Г.А.

Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из представленных суду технических паспортов, составленных по состоянию на <Дата обезличена> и на <Дата обезличена>, на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, под литером А,а, инвентарный <Номер обезличен>, видно, что общая площадь данного объекта оставляет 44,9 кв.м., жилая 33,9 кв.м.

Из заключения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что в ходе технической инвентаризации установлено, что спорный объект имеет следующие технические характеристики: материал стен - брус, фундамент - деревянные столбы, общая площадь - 44,9 кв.м., жилая 33,9 кв.м., возведен в 1959 году, этажность - 1, износ - 40 %.

Таким образом, судом установлено, что в 1959 году на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, без получения соответствующих разрешений самовольно возведен одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 44,9 кв.м., жилой 33,9 кв.м.

В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Согласно архивной выписке <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся <Номер обезличен> от <Дата обезличена>5 года «О закреплении земельных участков за индивидуальными застройщиками», на основании решения горисполкома <Номер обезличен> от <Дата обезличена> исполнительный комитет городского Совета народных депутатов трудящихся решает закрепить земельный участок площадью 600 кв.м. за ранее выстроенным домом по <адрес обезличен>, за Чернышова Г.А..

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вынесения вышеуказанного решения, земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Согласно ст. 104 вышеуказанного Закона гражданам для индивидуального жилищного строительства земельные участки предоставлялись в бессрочное пользование.

Таким образом, на момент вынесения решения «О закреплении земельных участков за индивидуальными застройщиками» (<Дата обезличена>) и решения горисполкома <Номер обезличен> от <Дата обезличена> другого способа закрепления за гражданами земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, как предоставление его в бессрочное пользование, не было.

Из анализа данных норм, представленных суду доказательств в совокупности с пояснениями представителя истца судом установлено, что Чернышовым Г.А. земельный участок, на котором расположен жилой дом по <адрес обезличен>, общей площадью 44,9 кв.м., жилой площадью 33,9 кв.м., был отведен в бессрочное пользование.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что самовольное строение по адресу: <адрес обезличен>, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Из письма ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № 02-02.16/6026 от <Дата обезличена> следует, что одноэтажный брусчатый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Новая редакция» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция».

Из письма отдела надзорной деятельности г. Иркутска <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, соответствует требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, судом достоверно установлено, что одноэтажный брусчатый жилой дом, общей 44,9 кв.м., жилой 33,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, не угрожает их жизни и здоровью.

Оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чернышова Г.А. о признании за ним права собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 44,9 кв.м., жилой 33,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Чернышова Г.А. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 44,9 кв.м., жилой 33,9 кв.м., под литером А,а, инвентарный <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г. Иркутска заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                          Магомедов М.М.