о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска об утверждении схмы расположения земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года                 Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Кухарь Н.В., с участием представителя Штыкиной Е.В. Шевцовой Н.В., действующей на основании доверенности, представителя администрации г.Иркутска Баторова В.Н., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3106/11 по заявлению Штыкина Е.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

      В суд обратилась Штыкина Е.В., действующая одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы, указав, что они являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. В апреле 2011 г. Штыкина Е.В. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска (далее - КУМИ и ПР г.Иркутска) по поводу предоставления земельного участка под принадлежащим им домом. Т.к. земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка под данным домом. В сентябре 2011г. получено письмо КУМИ и ПР г.Иркутска от 24.08.2011г., в котором сообщалось, что утвердить схему расположения земельного участка не представляется возможным по причине того, что в результате обследования земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, выявлено нахождение на нем второго объекта недвижимости, Также было сообщено, что для утверждения схемы расположения земельного участка необходимо представить в КУМИ и ПР правоустанавливающие документы на второй объект недвижимости. Заявитель полагает, что данный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, требование о представлении дополнительных документов являются незаконными по следующим основаниям. Заявители, являясь собственниками жилого дома по <адрес обезличен> в силу ст.36 Земельного кодекса РФ обладают исключительным правом на приватизацию испрашиваемого земельного участка. Нахождение на земельном участке помимо жилого дома второго объекта недвижимости, непредставление правоустанавливающих документов на второй объект недвижимости, не являются основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Данный отказ КУМИ и ПР г.Иркутска препятствует осуществлению исключительного права заявителей на приватизацию данного земельного участка. В связи с изложенным, Штыкина Е.В., действующая одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы, просила суд признать отказ КУМИ и ПР г.Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 854 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для эксплуатации жилого дома со служебно-хозяйственными строениями незаконным, обязать КУМИ и ПР г.Иркутска утвердить схему расположения указанного земельного участка.

    Заявитель Штыкина Е.В., действующая одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

      Суд на основании ч.1 ст.48, ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Штыкина Е.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы.

      В судебном заседании представитель Штыкина Е.В. Шевцова Н.В., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> реестр. <Номер обезличен>, требования Штыкина Е.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы, поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, повторив доводы, указанные в заявлении. Представитель Шевцова Н.В. суду дополнительно пояснила, что не согласна с доводами представителя администрации г.Иркутска, что оспариваемое решение КУМИ и ПР г.Иркутска это не отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, а предложение представить правоустанавливающие документы на еще один объект недвижимости, расположенный на земельном участке. Если это предложение, то оно сделано в нарушение порядка утверждения схемы расположения земельного участка, которое предусматривает, либо утверждение схемы либо отказ в ее утверждении. Администрация г.Иркутска самостоятельно может запросить необходимые документы в других органах. Также, по мнению представителя Шевцовой Н.В., в законодательстве не прямого запрета на формирование земельного участка, на котором находятся самовольные постройки. Собственники жилого дома имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен данный дом независимо от нахождения на нем такой постройки.

     Представитель администрации г. Иркутска Баторов В.Н., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Штыкина Е.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы. Суду были представлены письменные возражения администрации г. Иркутска. Представитель администрации г.Иркутска Баторов В.Н. суду привел доводы, указанные в письменных возражениях, в частности, пояснил, что в соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка имеют только собственники жилого дома. На земельном участке по адресу: <адрес обезличен> администрацией г.Иркутска установлено наличие еще одного объекта недвижимости, на который у заявителей в соответствии с компетенцией КУМИ и ПР г.Иркутска запрошены правоустанавливающие документы. Администрация г.Иркутска сама не может истребовать документы, необходимые для утверждения схемы расположения земельного участка, обязанность представления документов возложена на заявителей. Предоставление земельных участков под самовольные постройки противоречит закону. Если схема расположения земельного участка будет утверждена, администрация г.Иркутска обязана будет предоставить участок в собственность заявителей, что в дальнейшем позволит им зарегистрировать право собственности на данную самовольную постройку в упрощенном административном порядке без получения необходимых заключений о безопасности постройки. Попытка заявителей утвердить схему расположения земельного участка, на котором находится самовольная постройка, является злоупотреблением гражданскими правами.

      Суд, выслушав пояснения представителя заявителя Штыкина Е.В. Шевцовой Н.В., представителя Администрации г.Иркутска Баторова Н.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

       Заявитель Штыкина Е.В., действующая одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы, оспаривает решение органа местного самоуправления г.Иркутска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, оформленное письмом и.о. начальника Земельного департамента КУМИ и ПР г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

       Как следует из п.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;       созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

      В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

      Как следует из п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

     Сроки обращения заявителей с рассматриваемым судом заявлением об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес обезличен>., не пропущены, т.к. данный отказ вынесен <Дата обезличена>, а заявление в суд подано <Дата обезличена>

     Согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

     Как установлено судом Штыкина Е.В., ФИО1, ФИО2 оглы на праве общей долевой собственности ( по 1/3 доли каждому) на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> принадлежит жилой дом по адресу: <адрес обезличен>.2, лит.А.А1,а, площадью 58,8 кв.м. Указанное право общей собственности заявителей на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <Номер обезличен>,<Номер обезличен>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выпиской из ЕГРП от <Дата обезличена>

      Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, составленного МУП «БТИ» г.Иркутска по состоянию на <Дата обезличена>, видно, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен> расположен жилой дом литера А, общей площадью 58,8 кв.м., а также баня, сарай, фундамент.

      Судом исследованы материалы по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, содержащие в том числе схему расположения указанного земельного участка, в которой после согласования с различными отделами департамента и архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска площадь участка определена 854 кв.м.

      Как следует из заявления Штыкина Е.В., действующей за себя и за ФИО1, ФИО2 оглы, от <Дата обезличена> она обратилась в КУМИ и ПР г.Иркутска за утверждением схемы расположения земельного участка площадью 854 кв.м., расположенного в <адрес обезличен> для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

      В письме и.о. начальника Земельного департамента КУМИ и ПР г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении схемы расположения земельного участка», адресованного Штыкина Е.В., ФИО1, ФИО2 оглы указано, что согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права заявители являются собственниками индивидуального жилого дома общей площадью 58,8 кв.м.. В результате обследования земельного участка по адресу: <адрес обезличен> выявлено нахождение на нем второго объекта недвижимого имущества. Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на данный объект недвижимого имущества не представлены. В связи с чем заявителям необходимо представить в КУМИ и ПР вышеуказанные документы. Также в письме указано, что в связи с изложенным утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, не представляется возможным до устранения указанного замечания.

       В судебном заседании представитель заявителей Шевцова Н.В. не оспаривала нахождение на земельном участке по <адрес обезличен> кроме жилого дома площадью 58,8 кв.м., другого объекта капитального строительства, пояснив суду, что новый дом на испрашиваемом у администрации г.Иркутска земельном участке построен семьей Штыкина Е.В., в настоящее время семья проживает в данном доме на период ремонта старого дома, правоустанавливающие документы на вновь построенный дом не оформлены.

       Представитель администрации г.Иркутска Баторов В.Н. суду пояснил, что нахождение еще одного объекта недвижимости на земельном участке по <адрес обезличен> было установлено в ходе реализации КУМИ и ПР г.Иркутска своих полномочий при утверждении схемы расположения земельного участка, на материалах фотофиксации, представленных суду, данный объект находится слева.

        Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства установлено, что по адресу: <адрес обезличен> кроме жилого дома лит. А площадью 58, 8 кв.м. находится еще один объект недвижимого имущества, на который правоустанавливающие документы отсутствуют.

      Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.

      В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

       Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

      В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

      Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ).

       Согласно п.4 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Минэкономоразвития РФ от 30.10.2007г. № 370, действовавшего на момент вынесения оспариваемого решения КУМИ и ПР г.Иркутска, к указанному заявлению должна быть приложена выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

        На основании п.2 Порядка прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного решением Думы г.Иркутска от 21.05.2009г. <Номер обезличен> (далее- Порядок прохождения документов), граждане, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения (далее - заявители), обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска с заявлением на имя мэра города Иркутска, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели использования земельного участка, его размера, местонахождения, с приложением установленных в данном пункте документов, в том числе выданной не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписки из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящихся на приобретаемом земельном участке, или копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

    Согласно п.8 Порядка прохождения документов в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель(ли) подает(ют) в КУМИ и ПР г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п. 2 данного Порядка.

      КУМИ г.Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра- председателя КУМИ г.Иркутска и выдает заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ ( п.9 Порядка прохождения документов).

Согласно п. п.10, 10.2 Порядка прохождения документов при формировании земельного участка: к исключительной компетенции КУМИ и ПР г.Иркутска относится, в том числе осмотр земельного участка с целью обследования его естественных границ, установления фактического использования, проверки наличия представленных документов, предусмотренных настоящим Порядком, на объекты недвижимости, расположенные на формируемом земельном участке, а также для установления факта отсутствия самовольно возведенных строений на нем.

П.16 Порядка прохождения документов также установлено, что в случае, если представлен неполный пакет документов, предусмотренный п.2 настоящего Порядка, и (или) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, в том числе не являющееся на момент обращения собственником здания, строения, сооружения, либо с заявлением обратились не все собственники здания (помещений в нем), КУМИ и ПР г. Иркутска в недельный срок с момента регистрации заявления письменно уведомляет об этом заявителя(ей).

Таким образом, суд, проанализировав все указанные выше нормы, установив, что на земельном участке по <адрес обезличен> находятся два объекта недвижимости, приходит к выводу, что заявитель Штыкина Е.В., действующая от своего имени и от имени ФИО1, ФИО2 оглы, не представила в КУМИ и ПР г.Иркутска все требуемые действующим законодательством для утверждения схемы расположения земельного участка по <адрес обезличен> документы.

В связи с чем, по мнению суда, КУМИ и ПР г.Иркутска, направляя заявителям письмо от <Дата обезличена>, в котором указало на необходимость представления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов еще на один объект недвижимости, выявленный в результате обследования испрашиваемого земельного участка, и на невозможность утверждения схемы расположения земельного участка по <адрес обезличен> до устранения замечания, а именно: представления запрашиваемых правоустанавливающих документов, действовало в соответствии с указанными выше требованиями законодательства и предоставленными полномочиями.

Довод представителя Шевцовой Н.В. об обязанности выдачи схемы расположения земельного участка вне зависимости от наличия у лица, обращающегося за выдачей схемы, права на все объекты недвижимости, расположенные на соответствующем земельном участке, не основан на действующем законодательстве, поскольку п.7 ст.36 ЗК РФ предусматривает выдачу такой схемы только лицу, имеющему право на приватизацию соответствующего земельного участка в соответствии с п.1 ст.36 данного кодекса, т.е. лицу, у которого находятся в собственности соответствующие объекты. Таким образом, право собственности на объекты недвижимости при обращении за утверждением схемы расположения земельного участка в порядке ст.36 ЗК РФ должно быть подтверждено.

        Принимая решение по делу, суд также полагает необходимым учесть следующее. Как следует из пояснений суду представителя Штыкина Е.В., технического паспорта от <Дата обезличена> жилой дом по <адрес обезличен>, на который зарегистрировано право собственности Штыкина Е.В., ФИО1, ФИО2оглы, являлся самовольной постройкой, право собственности на данный дом было признано решением суда в 2009 году в соответствии со ст.222 ГК РФ. В связи с чем, по мнению суда, у заявителя также имеется возможность надлежащего оформления права собственности на вновь построенный дом и представления требуемых документов для формирования земельного участка. Кроме того, как пояснил суду представитель администрации г.Иркутска собственники жилых домов вправе корректировать границы испрашиваемого земельного участка под существующим на законном основании домом, исключив из него часть земельного участка занятого самовольной постройкой, данное право обязательно разъясняется заявителям в случае поступления в КУМИ и ПР г.Иркутска сведений о том, что на земельном участке находится самовольная постройка.

        При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания оспариваемого заявителем Штыкина Е.В. письма КУМИ и ПР г.Иркутска от <Дата обезличена> незаконным и нарушающим права Штыкина Е.В., ФИО1, ФИО2оглы, в связи с чем приходит к выводу, что заявленные требования нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      В удовлетворении требований Штыкина Е.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 оглы о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 854 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, принадлежащего Штыкина Е.В., ФИО1, ФИО2 оглы, обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска утвердить схему расположения земельного участка площадью 854 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, принадлежащего Штыкина Е.В., ФИО1, ФИО2 оглы, - отказать.

     Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.

     

Председательствующий судья: